Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасность

Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасность
В СМИ с завидным постоянством появляются сообщения об авариях. Как правило, независимо от количества пострадавших и погибших, этим информация и исчерпывается. А дальше тишина… Почему? Что происходит после страшных мгновений, навсегда меняющих жизнь людей? Почему нет резонансных приговоров по громким делам? Сколько стоит человеческая жизнь на дороге? Как увековечить память тех, чья жизнь оборвалась на дороге? Мы задали эти вопросы себе и, не найдя ответа, приступили к анализу ДТП, которые произошли в Севастополе в последние пять лет и сосредоточили свое внимание на трагических случаях – авариях, приведших к смертельному исходу. Мы узнали мнение по данному вопросу у сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, страховиков, экспертов. В результате через год появился цикл из четырех расследований под общим названием «Жизнь, прерванная на дороге».


По подсчетам экспертов Всемирной организации здравоохранения, Украина в последние годы находится среди стран-лидеров по количеству жертв: на 1 млн. автомобилей приходится 961 ДТП. И хотя чиновники госдепартамента ГАИ МВД Украины после повышения штрафов за нарушение Правил дорожного движения говорят, что ситуация на автодорогах страны несколько улучшилась, количество ДТП остается очень большим. В Севастополе ситуация такая же, как и по Украине в целом. Из года в год в Севастополе в ДТП погибает больше людей, чем во всех чрезвычайных ситуациях вместе взятых.

Как отметил в 2010 году Сергей Будник, занимавший в то время должность заместителя начальника Департамента ГАИ МВД Украины, смертность на дорогах Украины перерастает в настоящую эпидемию, которую нужно незамедлительно остановить.

К СВЕДЕНИЮ

Из Концепции государственной программы повышения безопасности дорожного движения: "Количество погибших в ДТП в Украине составляет 13% от погибших в дорожных происшествиях всей Европы, тогда как количество автомобилей - только 2% от всего европейского автомобильного парка. Вероятность попасть в ДТП со смертельным исходом в Украине в 5 раз выше, чем в западноевропейских странах. Украина в группе стран самого высокого риска по безопасности пешеходов.
В 2006 году более 74% погибших в ДТП вызвано нарушениями Правил дорожного движения водителями, преимущественно частного автотранспорта. Основными причинами ДТП, приведшими к смертельному исходу, являются: превышение скорости движения (49%), нарушение правил маневрирования (21%), выезд на полосу встречного движения (20%), управление транспортом в нетрезвом состоянии (5%), нарушение правил проезда перекрестков (4%)".



Отметим сразу, благодаря предыдущему президенту Украины – достоверной статистики за 2005 год просто нет. С 2006 по 2010 годы по данным общегосударственной автоматизированной системы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий Украины (она начала действовать с 1 января 2006 года), предоставленным Управлением ГАИ Севастополя, в нашем городе произошло 21 628 дорожно-транспортных происшествий, из них 3916 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 355 человек. Однако по данным журналов учета дорожно-транспортных происшествий, с которыми по согласованию с руководством ГАИ нам удалось поработать, их 211.
Одна из причин несовпадения цифр – отсутствие данных за 2006 и частично за 2007 годы. Нет, журналы не утеряны, а утилизированы. Согласно приказа министерства внутренних дел Украины журналы учета ДТП, а также бумажные карточки учета ДТП, информация с которых заносится в данный журнал, хранятся всего три года.

По данным, сохранившимся в компьютере начальника отдела дознания, за 2006 год удалось найти 22 случая (тогда как в 2006 году погиб 71 человек), и в половине из них фигурирует запись «неустановленный водитель» или «неустановленный автомобиль». ДТП зафиксировали, констатировали смерть, а через неделю-две дело закрыто «за отсутствием виновного».

Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасностьВот только одна история. 25 октября 2006 года около 19.00 на пешеходном переходе в районе бывшей конечной 13-го троллейбусного маршрута на ул. Хрусталева погиб начальник участка Севастопольского отделения Укравтодора. Владимир Сыстеров сам 25 лет водил автомобиль. В тот день он был на больничном, приехал из больницы, как обычно поставил машину в гараж и пошел домой, но не дошел до него сто пятьдесят метров…
По словам дочери погибшего -- Елены Сыстеровой, так и не было установлено, кто сбил ее отца, машина с места ДТП скрылась, очевидцев этого происшествия нет.

И никого не беспокоит, что согласно п.4 ч.1 ст.49 УК Украины, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им тяжкого преступления истекло десять лет.

В память о тех, чью жизнь унесла дорога


Для того чтобы показать визуальную картину гибели людей на дорогах Севастополя, мы составили на Googlemap карту, на которой отметили места всех ДТП, в которых погибли люди за пять последних лет. Безусловно, исходя из данных, которыми мы располагаем (кликая на фигурку «человечка», появляется иконка с информацией об аварии и о человеке, который погиб).
Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасность
Картина получилась ужасающая. Возможно, после увиденного, водители станут более аккуратными в езде, а пешеходы более внимательными при переходе улиц. А главное, в городе появится организация, которая займется увековечиванием памяти жертв ДТП. И будет создана так называемая «Белая книга памяти».

Стоит отметить, что наибольшее количество аварий происходит по вине водителей, чей стаж вождения превышает пять лет. Более 60% аварий совершают водители в возрасте от 21 до 40 лет.

Без мистики не обходится

Согласно статистическим данным УГАИ Севастополя наиболее аварийно-опасными являются автодорога Н-06 Симферополь-Бахчисарай – Севастополь, только в 2009 году на ней погибло 9 человек, а также трасса Н-19 Ялта – Севастополь, Р-58 Севастополь – порт «Камышовая бухта», Р-27 Севастополь - Инкерман. В городской черте, наиболее часто ДТП происходят на проспектах: Победы, Октябрьской Революции, Генерала Острякова, улицах: Горпищенко, Генерала Мельника, Героев Севастополя, Вакуленчука, Пожарова, Руднева. На некоторых участках этих улиц ДТП с пострадавшими регистрируются три и более раз. Такие участки улиц по нормативным документам называются местами концентрации ДТП. На данный момент в Севастопольском УГАИ значится 25 таких мест, на автодорогах Севастополя их 6.

По словам адвоката Александра Рудя, например, ДТП на автодороге Севастополь-Инкерман, непосредственно на участке дороги в районе цементно-бетонного завода, происходят из-за превышения водителями скоростного режима, стоит знак ограничения скорости – 70 км/ч, но водители его игнорируют. Под колесами автомобилей гибнут пешеходы. ДТП там происходят преимущественно в ночное время.

Причина происходящих аварий на перекресте ул. Генерала Мельника – а/д Севастополь - Симферополь – а/д Ялта – Севастополь, по словам А. Рудя, «отмороженность» водителей, а также нарушение ими скоростного режима. В результате происходят столкновения автомобилей, пассажиры получают тяжкие телесные последствия, иногда со смертельным исходом. «В 2005 году на данном перекрестке была жуткая авария, -- вспоминает адвокат. – Мой клиент выезжал с Лабораторного шоссе на перекресток, когда в его автомобиль врезался другой авто. С ним в машине ехали беременная жена и ребенок. Они погибли на месте».
Нарушение скоростного режима водителями при движении по улице Пожарова также является причиной ДТП, в результате которых часто гибнут пешеходы.

А вот ДТП на перекресте пр. Ген. Острякова – ул. Ген. Лебедя (бывшая конечная троллейбусного маршрута № 12), считает адвокат, происходят по мистическим причинам. Светофоры работают, видимость отличная, но все равно автомобили бьются. Необъяснима причина ДТП и на перекресте улиц Л. Толстого – Ковпака. «Я встречал таких начальников ГАИ, которые на перекрестки приводили батюшек для освещения места, чтобы там не было аварий, -- рассказывает А. Рудь. -- Я знаю, что в Херсонской области аварийно-опасные участки светили. А во Львове есть сотрудник ГАИ, который разработал прибор по определению магнитных полей аварийно-опасных участков».

Помимо непрогнозируемых аварийно-опасных участков, по словам А. Рудя, есть в Севастополе и участки дорог, у которых аварийность заложена еще с момента их построения. Дорогу построили, не было еще ни одной аварии, а профессионалы уже знают, что аварии там будут. Например, участок дороги – спуск от площади Суворова вниз до железнодорожного вокзала. Дорога там имеет ярко выраженное закругление, и уклон идет не в направлении поворота влево, а в обратную сторону -- вправо. Человек делает левый поворот, дорога наклонена вправо и машину просто сносит. А должно быть наоборот. Очевидно, проектировщики не предусмотрели этот момент. Таких участков дорог в Севастополе предостаточно.
Но, как отметили в УГАИ, учет аварийно-опасных участков дорог и улиц, где сама проезжая часть не соответствует мерам, критериям по безопасности, они не ведут.

Аварийный ноябрь

Согласно проведенному нами анализу наиболее распространенными видами ДТП с пострадавшими являются столкновения и наезды на пешеходов. Наибольшее количество погибших из года в год наблюдается в ноябре.
Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасность
По словам Александра Коновалова, занимавшего должность начальника отдела дознания УГАИ Севастополя до середины 2010 года, большое влияние на увеличение аварийности оказывает переход с летнего на зимнее время. Это уже проверено годами. Гибнут пешеходы в основном в час пик, с 17 до 20 часов. В ноябре в пять часов вечера уже темно, многие участки дорог освещены слабо либо вообще не освещены, видимости нет, это и становится в большинстве случаев причиной ДТП.
Наибольшее количество аварий регистрируется в пятницу. Оно и понятно, конец рабочей недели, люди спешат домой.

СПРАВКА

Уголовные дела по ДТП возбуждаются в случае, если у потерпевших имеются телесные повреждения средней тяжести, а также тяжкие телесные повреждения и повлекшие гибель пострадавших, если при этом автотехническим исследованием в процессе доследственной проверки будет установлено, что водитель виновен в данном ДТП.

Уголовные дела могут возбуждаться как по факту совершения ДТП, так и в отношении лица. В случае возбуждения уголовного дела по факту, следователь проводит все необходимые следственные действия, указанные в УПК, пока не будет установлено лицо, виновное в ДТП. После установления данного факта уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица.
Сроки проведения расследования – два месяца. Срок может быть продлен органами прокуратуры.

В случае, когда водитель не располагал технической возможностью предотвратить столкновение или действия пешехода состоят в причинной связи с ДТП, уголовное дело прекращается в порядке ст. 6 п.2 УПК Украины – в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителя.
Уголовное дело может быть приостановлено по ст. 206 УПК Украины в связи с розыском обвиняемого, в связи с его болезнью, а также в случае, когда лицо, совершившее ДТП, не установлено.
Если виновник ДТП погиб, уголовное дело прекращается в порядке ст. 6, п. 8 УПК в связи со смертью виновного лица.
Суд выносит приговор обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст.286 УК Украины (Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами) и назначает наказание.

ч.1. ст.286: Если в результате ДТП потерпевшему причинены телесные повреждения средней тяжести, виновнику ДТП грозит штраф от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы сроком до двух лет, либо арест сроком до шести месяцев или же ограничение свободы до трех лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.
ч.2. ст.286: В случае причинения потерпевшему тяжких телесных повреждений или гибели потерпевшего виновному в ДТП грозит лишение свободы сроком от трех до восьми лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.
ч.3. ст.286: В случае гибели в ДТП нескольких лиц, виновнику грозит срок в виде лишения свободы от пяти до десяти лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет.


Начальник отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий СУ УМВД Украины в г. Севастополе Ярослав Проценко



Реестр есть, а гласности нет



Жизнь, прерванная на дороге. Часть 1: Неутешительная безопасность
На диаграмме: количество дел
по ДТП в реестре судебных решений


Мы обратились к реестру судебных решений, чтобы оценить ситуацию с расследованием ДТП, тем более что он был создан в 2006 году и должен был бы обладать всей судебной статистикой. Однако мы этого всего в реестре не обнаружили. По состоянию на конец февраля 2011 года по запросу «ДТП Севастополь» в нем содержалось 4087 документов. В том числе 257 приговоров: 119 дел касаются непосредственно ДТП с пострадавшими, из них 6 приговоров по ст. 286 ч.2. и ч.3.
На диаграмме: количество дел по ДТП в реестре судебных решений
Кроме того, в реестре 56 постановлений и определений, вынесенных Апелляционным судом города Севастополя.
Большинство из них касаются незначительных административных правонарушений либо это жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела.
Из найденных приговоров, отметим лишь три, которые касаются преступления против пешеходов, пьянства за рулем и гибели детей.

Преступление на пешеходном переходе

31 июля 2008 года стал последним днем для Евгения Толюпы. 1 августа в час ночи, когда он возвращался домой со своей женой, на нерегулируемом пешеходном переходе на проспекте Октябрьской революции его сбил автомобиль. Как установило впоследствии следствие, водитель автомобиля БМВ двигался с превышением скорости, приближаясь к пешеходному переходу, на котором находились пешеходы, не снизил скорость вплоть до полной остановки, хотя был способен обнаружить пешеходов. Аварийная дорожная обстановка в данном случае находится в причинной связи с наступившими последствиями и была создана водителем БМВ.

У Евгения остались жена и двое малолетних детей. Жена не работала, растила детей, доход в семью приносил только он – ходил в плавание. На суде жена погибшего заявила, что по вине водителя БМВ она лишилась любимого мужа, дети – отца, их семья осталась без кормильца. Женщина рассказала, что они с мужем планировали скопить деньги и приобрести жилье, но ее этой надежды лишили, и она с детьми вынуждена арендовать жилье. В связи с этим она попросила суд удовлетворить ее иск о возмещении морального вреда в сумме 300 тысяч гривен. «Ответчик имеет автомашину и однокомнатную квартиру в городе Днепропетровске, на которые наложен арест, и если он возместит ей моральный вред этим имуществом, она сможет себе и детям купить, хотя бы однокомнатную квартиру, и таким образом моральный вред будет возмещен частично», -- заявила она на суде.
Подсудимый на суде виновным себя признал полностью. 15 октября 2008 года Гагаринский районный суд вынес ему приговор по ст. 286 ч.2 УК Украины - четыре года лишения свободы. Учитывая в совокупности: раскаяние подсудимого, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также то, что подсудимый впервые совершил преступление, имеет семью, малолетнего ребенка, суд освободил его от назначенного наказания с испытанием на три года, а также лишил его на три года права управления транспортными средствами.
Кроме того, суд принял во внимание указанные доводы потерпевшей и счел, что моральный вред должен быть ей возмещен в рамках заявленных требований.

Семейная трагедия


Она произошла 11 августа 2008 года около часа ночи на подъезде к улице Жидилова.
Глава семейства Виктор Галаган, управлявший автомобилем «ВАЗ-21099», с двумя детьми и женой поехали навестить тещу. Жена сидела на заднем пассажирском сиденье с правой стороны, на руках держала дочь. Сын -- также сзади за сидением водителя.
Как рассказал В. Галаган на судебном заседании, он двигался в сторону улицы Жидилова со скоростью 70 км/ч. В какой-то момент почувствовал, как автомобиль наехал на неровности в асфальте, после этого он потерял контроль над управлением, выехал за пределы проезжей части и произвел наезд на камень. От удара автомобиль опрокинулся на бок. Он сразу же вылез через лобовое стекло, поставил автомобиль на колеса и стал извлекать из него жену и детей. После этого позвонил в дежурную часть УВД, чтобы они вызвали ГАИ и бригаду «скорой помощи». Затем он взял дочь на руки, остановил попутную машину, на которой поехал в больницу. Спустя час в больницу приехала «скорая помощь» и увезла дочку на комплекс -- в 5-ю больницу, где она умерла. Как заявил на суде В. Галаган, указанное ДТП произошло по его вине, поскольку на левом закруглении дороги он нарушил Правила дорожного движения -- не правильно выбрал скорость движения, не учел дорожную обстановку, выехал на обочину, вследствие чего автомобиль занесло.
Его жена и сын получили повреждения средней степени тяжести.
28 апреля 2009 года Нахимовский районный суд г. Севастополя вынес В. Галагану приговор, назначив ему наказание в виде четырёх лет лишения свободы с отсрочкой наказания на два года, кроме того, суд лишил его права сроком на один год управлять транспортными средствами.

Посиделки в баре закончились летальным исходом


3 ноября 2007 года в три часа ночи Анатолий Руденко, возвращаясь из бара со своей девушкой на рабочем автомобиле «ЗАЗ-110557», в районе поворота в сторону Столетовского проспекта (Стрелецкая балка) не соблюдая Правила дорожного движения, выехал на полосу встречного движения и произвел столкновение с автомобилем «Мерседес». В результате ДТП его девушка погибла на месте. Пассажир автомобиля «Мерседес» получил тяжкие телесные повреждения.

Как позже рассказал на суде молодой человек, он неофициально работал у частного предпринимателя и один или два раза в неделю забирал остатка прессы в торговых палатках, которую отвозил на склад. Каких-либо официальных документов, дающих право управлять автомобилем «ЗАЗ», предприниматель молодому человеку не выдавал. Непосредственно перед самой поездкой он передавал А. Руденко свидетельство о регистрации транспортного средства, с которым тот и ездил.
Рабочий день у А. Руденко заканчивался в половине седьмого вечера, после чего он должен был либо отогнать автомобиль на стоянку и оставить ключи сторожу, либо подъехать к рынку «Ахтиар» и лично передать ключи предпринимателю. После работы он не имел права брать автомобиль со стоянки.

В тот день, 2 ноября, А. Руденко закончил работу и отогнал автомобиль в условленное место, однако ключи предпринимателю не отдал, так как планировалось развести прессу по торговым палаткам рано утром. Позже молодой человек решил сходить со своей девушкой в бар и, чтобы не идти пешком, взял данный автомобиль. Из бара молодые люди возвращались около трех часов ночи. Как следует из показаний водителя автомобиля «Мерседес», проехав спуск Стрелецкой балки, он начал подниматься к остановке «ул. Степаняна». В этот момент он увидел движущийся во встречном направлении автомобиль ЗАЗ. Когда дистанция между передней частью его автомобиля и капотом «Запорожца» составила около десяти метров, он увидел, как этот автомобиль резко выехал на полосу его движения, при этом «Запорожец» развернуло правым бортом к передней части «Мерседеса». В следующее мгновение автомобили столкнулись.

При токсикологическом исследовании в крови погибшей девушки был обнаружен этиловый спирт в количестве 1,67 промилле.
«Что касается доводов потерпевшей стороны автомобиля «Мерседес» о том, что А. Руденко совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения, то данный факт не нашел своего подтверждения, так как об этом отсутствуют достоверные сведения в материалах дела», -- говорится в приговоре суда.
А. Руденко свою вину признал полностью. 15 июля 2008 года Гагаринский районный суд г. Севастополя приговорил его, учитывая совокупность совершенных им преступлений, к пяти годам лишения свободы, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года. Решающим стало обвинение по ч.1 ст. 289 УК Украины -- незаконное завладение транспортным средством с какой-либо целью.

Этот приговор, почти исключение. Виновник получил суровое наказание, поскольку суд учел совокупность совершенных им преступлений. Здесь не только гибель человека в ДТП, но и завладение чужим имуществом.

Анализ дел по ДТП, с которыми мы знакомились, показывает, что никто практически не получает реальный срок. В Украине ДТП по определению – преступление непредумышленное. Суд, ссылаясь на положительные характеристики подсудимого, то, что он совершил преступление впервые, выносит приговор с отсрочкой наказания. Обычно судом дается испытательный срок - 2 года, в течение которого приговор в законную силу не вступает, если за это время осужденный не совершит нового преступления и выполнит возложенные на него обязанности не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения органов уголовно-исполнительной системы; сообщать органам уголовно-исполнительной системы об изменении места жительства и работы.

На вопрос: почему законодательство столь либерально обходится с виновниками ДТП, от следователей услышали неожиданный ответ: «У нас же не голландская тюрьма с туалетом душевой и ванной, чтобы дать ему пять лет исправиться и ходить по струнке. Наша не исправляет, а только калечит людей».

Надежда ДИДЮРА, Татьяна РИХТУН


Через неделю читайте продолжение расследования -- «Громкие дела с тихим финалом». Печатную версию расследования читайте в газете «Вести»

Расследование выполнено при поддержке Датской ассоциации журналистов-расследователей SCOOP. Юридическая эксспертиза выполнена юристами Института развития региональной прессы