Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулем

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулем
За последние пять лет количество аварий по вине пьяных водителей, увеличилось в три раза: если в 2006 году их было 38, то в прошлом году -- 117 ДТП. Жизнь четверти из более двухсот погибших в результате ДТП за последние пять лет оборвалась по вине пьяных водителей. Даже после введения новых штрафов в 2008 году этот вид правонарушений стоит чуть ли не на первом месте. Давайте выясним, почему пьянство остается главной угрозой на дороге.

Самые страшные дорожно-транспортные происшествия совершаются по вине пьяных водителей. Во второй части расследования «Громкие дела с тихим финалом» мы уже рассказывали о таких ДТП. 6 ноября 2008 года на 58-м км автодороги Ялта-Севастополь в ДТП погибли шесть человек, в том числе и виновник ДТП. Это довольно часто встречающаяся ситуация, когда погибает не только пьяный водитель, но и другие участники дорожного движения. Даже не за рулем…

От «Жигулей» практически ничего не осталось

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемАвария произошла 25 января 2009 года. Микроавтобус «Мерседес» с предпринимателями, отправился из Севастополя в Одессу. На переднем сиденье, рядом с водителем, ехала супруга владельца автомобиля, в салоне еще восемь пассажиров. Поездка для них закончилась через час, когда на 60-м км автодороги Севастополь-Симферополь в микроавтобус на скорости почти 100 кмч врезались Жигули, за рулем которого сидел пьяный водитель.

В результате столкновения супруга владельца автомобиля «Мерседес» скончалась на месте ДТП. Все пассажиры микроавтобуса получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Погиб и сам виновник ДТП – водитель автомобиля «Жигули», а также два его пассажира -- женщины 1957 и 1986 годов рождения. По факту ДТП 27 января 2009 года было возбуждено уголовное дело, однако через два месяца его закрыли «в связи с гибелью злоумышленника».

Трагедия у «Юности» - сам погиб и других покалечил

Последний случай, который потряс город, произошел в текущем году, два месяца назад, – 16 апреля ( см. главное фото)
Молодые люди выпили, погуляли в ночном клубе, познакомились с дамами и решили прокатиться по городу. Трагедия произошла в пять утра. 37-летний водитель, управляя автомобилем «Мицубиси», двигался по улице Хрусталева в направлении улицы Силаева. Напротив остановки общественного транспорта «Юность» он не справился с управлением, выехал влево на тротуар, где произвел наезд на световую опору. В результате аварии водитель и 29-летняя женщина, которая находилась на переднем сидении, скончались на месте ДТП.
Находившиеся на заднем сидении 23-летняя пассажирка с черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга, ушибом мягких тканей лица и 32-летний пассажир с политравмой в тяжелом состоянии были доставлены в 1-ю городскую больницу.
По версии следствия, основной причиной аварии стало превышение скорости, немаловажную роль сыграло и то, что дорога была мокрой. А главное, водитель и все пассажиры его автомобиля были пьяны. По факту ДТП было возбуждено уголовное дело, но судить будет некого.


Трезвым и пьяным на заметку

«Алкоголь -- это препарат, чуждый организму, поэтому безопасной дозы не бывает, -- считает главный врач городской психиатрической больницы Георгий Кадомцев. -- Мы сами плохо подозреваем, что пьем. Алкоголь -- обладает всеми свойствами, характерными для наркотического вещества. Алкоголь, как наркотик, в зависимости от количества вызывает веселящий или снотворный эффект. И как любой другой наркотик он вызывает привыкание, развивается заболевание -- хронический алкоголизм».
В результате употребления алкоголя, нарушается координация движения, замедляется скорость реакции. А главное, алкоголь влияет на зрение, уменьшая угол обзора. Человек может путать знаки, особенно в сумерках. Замедляется мышление, возрастает вероятность ошибок – пьяный водитель дерево может принять за столб, а столб за человека и тому подобное. В результате опьянения изменяется оценка расстояния до ближайшего объекта.


Был пьян, но все отрицал

В сентябре 2006 года коллегия судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Севастополя рассмотрела дело пенсионера Министерства обороны Украины, осужденного по ст. 286 ч. 3 УК Украины (когда в ДТП погибают два и более человек) к 8 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами в течение трех лет. В апелляции защитник осужденного просил приговор местного суда отменить в виду его суровости.

ДТП произошло 7 ноября 2004 года. Около двух часов дня водитель автомобиля БМВ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, со скоростью более 98 км/ч двигался по автодороге Ялта-Севастополь в направлении Фороса. По словам жены водителя БМВ, в районе ресторана «Солнышко» она услышала щелчок поворота, и увидела, как муж пытается обогнать идущую впереди машину, выехав на встречную полосу движения. Обгон совершить не удалось, и муж стал притормаживать. Движущаяся во встречном направлении машина разминулась с ними, задев колесом бордюр, со следующим автомобилем они столкнулись. Потом женщина потеряла сознание и что было дальше не помнит. Как выяснилось в ходе следствия, БМВ пересек сплошную линию, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «Форд-Эскорт». В результате столкновения водитель и двое пассажиров «Форд-Эскорт» погибли. Еще двое получили тяжкие телесные повреждения.

Данные, предшествующие столкновению, указывают на то, что автомобиль БМВ двигался не только по встречной полосе, но частью за ее пределами - по левой обочине, практически покинув полосу своего движения. Во избежание столкновения транспортных средств водитель БМВ мог осуществить маневр вправо и без перемещения своего автомобиля на свою полосу движения. Однако то, что он управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, существенно повлияло на его реакцию и возможность адекватно действовать в данной дорожной ситуации.

Водитель БМВ категорически отрицал факт употребления им в тот день спиртных напитков. Однако состояние алкогольного опьянения было доказано лабораторными анализами, согласно которым в его крови обнаружено 1,42 мг/мл этилового спирта, что характеризуется, как значительное опьянение.


К СВЕДЕНИЮ

Украинское законодательство не допускает содержание алкоголя в крови. Также запрещено употребление алкоголя водителям в Венгрии, Румынии, Словакии, Японии. В Болгарии, Латвии, Турции, Югославии, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Испании - уровень содержания алкоголя в крови водителя не должен превышать 0,5 мг/мл. В Великобритании, Италии, Швейцарии - 0,8 мг/мл. В Швеции, Польше - 0,2 мг/мл. В Испании 0,3 мг/мл - максимально разрешенный уровень содержания алкоголя в крови для водителей грузовых и пассажирских транспортных средств, автомобилей скорой помощи и пожарной охраны. В США принят закон, вынуждающий штаты снизить уровень допустимого содержания алкоголя в крови водителя до 0,8 мг/мл.


Таблица 1: "Влияние алкоголя на состояние человека"

0,0 - 0,2 мг/мл«Физиологическое» или повышенное «физиологическое» содержание алкоголя в крови. До уровня 0,20 мг/мл «алкогольное
число» может повышаться и без употребления алкоголя - после приема большого количества загнившего, бродящего винограда,
некоторых фруктов, некоторых пищевых средств и при некоторых состояниях организма

0,3 - 0,5 мг/мл Незначительное влияние алкоголя, легкое чувство теплоты и расслабления. Внимание может быть рассеянным. Вероятность
несчастных случаев повышается в 1,2 раза.

0,5 - 1,5 мг/мл Такое содержание алкоголя в крови указывает на несомненный факт приема алкоголя. Легкое опьянение. Признаки: болтливость,
замедление действий.

1,5 - 2,5 мг/мл Явное влияние алкоголя. Внешние признаки проявляются у большинства людей: пошатывание, явление «непослушания конечностей».
Опьянение средней степени.

2,5 - 3,0 мг/мл Сильное опьянение, нечленораздельная речь, шатающаяся походка, возможны приступы тошноты, заторможенность реакций делает
даже нормальные условия дорожного движения опасными. Вероятность несчастных случаев повышается в 20 раз. Сильное опьянение.


И трезвым, и пьяным экспертиза гарантирована

Для того чтобы понять, можно ли предотвратить ДТП, разберемся как ГАИ выявляет пьяных за рулем. Далеко не все работники милиции в своей работе руководствуются законами, большинство предпочитают инструкции -- их гораздо меньше, по содержанию они короче, да и придуманы непосредственным руководством. Официальные документы гласят, что основанием для остановки автомобиля с последующей проверкой водителя на состояние алкогольного опьянения является характер движения транспортного средства. Это же насколько должен быть пьян водитель, чтобы по характеру движения транспортного средства инспектор ГАИ смог определить: за рулем пьяный, надо останавливать. Отсюда и возникла горячо любимая стражами дороги иная причина остановки -- проверка документов.

Получив документы на руки, работник ГАИ начинает задавать различные вопросы. В момент ответа он усиленно втягивает носом воздух. Раньше было проще - водитель всегда выходил из машины, а инспектор ГАИ во время разговора с ним всегда становился лицом против ветра. Теперь водитель сидит в автомобиле, а работнику ГАИ приходится наклоняться к опущенному стеклу автомобиля, дабы учуять запах алкоголя. Но и здесь не все просто - в салоне могут сидеть пассажиры со стойким запахом алкоголя. Вот и предпочитают инспектора при малейшем поводе отправлять водителей на экспертизу в городскую психиатрическую больницу. В Севастополе она является единственным медицинским учреждением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины, которое наделено полномочиями проводить экспертизу на состояние алкогольного и наркотического опьянения у водителей.

На экспертизу отправляются не только водители с подозрением на алкогольное опьянение, но и водители в случае ДТП, если они могут самостоятельно передвигаться. Врач - нарколог дает заключение, находится ли испытуемый в состоянии опьянения или нет. Для установления каким образом это опьянение было достигнуто, приемом алкоголя, наркотиков или других токсических веществ, у испытуемого берут на лабораторный анализ биологические жидкости – кровь, мочу, слюну и отправляют на исследование в токсикологическую лабораторию 5-й горбольницы. Пока это единственная лаборатория в городе, у которой в наличии есть оборудование, газовый хроматограф, для проведения этого вида исследований. Но, как сообщил начальник управления охраны здоровья Севастопольской городской государственной администрации Виктор Пологов, скоро и в психиатрической больнице появится современный газовый хроматограф, который позволит расширить спектр проведения анализов.

Если же после ДТП человек попадает в больницу, на экспертизу его никто не повезет. В больнице, куда он будет доставлен, ему ставится диагноз, и если определяется алкогольное опьянение, то кровь данного пациента обязательно отправляется на исследование в лабораторию все той же 5-й горбольницы. И тогда правоохранительные, судебные органы руководствуются диагнозом, а не экспертизой.


К СВЕДЕНИЮ

Для проведения медицинского осмотра необходимо обращаться не позднее 2 –х часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения.
Для проведения повторной или независимой экспертизы можно обращаться в Крымский наркологический диспансер, который находится в г. Симферополе.


Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемКак следует из данных, предоставленных главным врачом городской психиатрической больницы Георгием Кадомцевым, количество проведенных экспертиз, то есть водителей, которых ГАИ доставило на проверку, из года в год растет: 2007 г. – 807, 2008 год – 1110, 2009 год – 1526. В прошлом году их было 1913. Хотелось бы поблагодарить за бдительность инспекторов ГАИ, однако почти половина водителей, доставленных в диспансер, в результате оказываются трезвыми.

Причем это не избавляет их от унизительной процедуры. «Водители глубоко заблуждаются, если думают, что отказ от освидетельствования трубкой или в больнице может быть аргументом в их пользу. В этом случае вы сжигаете все мосты, и вам уже никакой адвокат в суде не поможет», -- считает известный севастопольский адвокат Александр Рудь. Он настаивает, что именно от правильного поведения на месте задержания зависит будущее вашего водительского удостоверения, а порой и вашей судьбы. Ведь оформлением административного протокола ваши беды не заканчиваются, а только начинаются -- дальше вас ждет суд. И если с инспектором еще можно было препираться и дискутировать, то в суде это не допустимо.
Справка

Штраф за управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения составляет от 2550 до 3400 грн, либо общественные работы на 40-50 часов, или арест на 7-10 суток. Повторное нарушение на протяжении года влечет за собой лишение права управления автотранспортным средством на 2-3 года с возможным платным изъятием ТС или общественные работы на 50-60 часов, либо арест на 10-15 суток. Третье нарушение на протяжении года - лишение права управления на 10 лет с платным изъятием ТС.

Во время освидетельствования в психиатрической больнице заполняется акт медицинского осмотра и заключение, на руки водителю выдают заключение, то есть вывод для суда и ГАИ для принятия решения. В выводе врач-нарколог выставляет только предварительный диагноз, находится испытуемый в состоянии опьянения или нет. После получения результатов лабораторных исследований, это обычно два-три дня, врач-нарколог выставляет заключительный диагноз и если водитель не согласен, то может написать заявление, и врач выдаст на руки заверенную ксерокопию результата анализа и акт медицинского осмотра, для обращения в суд.

По словам главной медсестры городской психиатрической больницы Галины Кольцовой, в среднем экспертиза занимает от 40 минут до двух-трех часов в зависимости от поведения испытуемого. «Они приезжают зачастую в возбужденном состоянии, не довольные сотрудниками ГАИ, -- рассказывает Г. Кольцова. -- То требуют предъявить всю документацию, то угрожают, то отказываются от сдачи анализов, не понимая, что отказ от проведения осмотра расценивается не в их пользу и трактуется врачом – наркологом как нахождение в состоянии опьянения. Иногда и протоколы рвут, и бросаются, и пытаются разлить все биологические жидкости, а иногда заменить их водопроводной водой, опять же забывая, что врач делает оценку его психоэмоционального и психофизиологического состояния: снижение реакции или излишняя возбудимость, которые могут трактоваться как признаки опьянения. К тому же биологические жидкости, которые берутся на лабораторное исследование, хранятся в течение трех месяцев в холодильнике психиатрической больницы и месяц в лаборатории 5-й горбольницы. По требованию адвоката либо суда их можно изъять и отправить на повторное исследование».

Если вы не согласны с результатами освидетельствования в медицинском учреждении, у вас есть десять дней на то, чтобы обжаловать составленный в отношении вас акт в комиссии по контролю за качеством экспертиз в городском управлении здравоохранения. Врачи тоже являются заложниками противоречия, заложенного в законодательстве. Они должны определить, пьян или не пьян сразу после обследования, а лабораторные данные того, есть ли в крови алкоголь, придут из лаборатории через несколько дней.

И в завершение отметим, что есть приказ МВД от 2009 года, где сказано, что по каждому случаю неправомерного привлечения к ответственности проводится служебная проверка. Но никто этого не делает, поскольку качество работы оценивается количеством составленных протоколов, а не трезвых или пьяных это уже, как бы, к делу и не относится.


Государственная статистика покрывает наркоманию

Дело в том, что и здесь все тот же принцип – общее количество. Число тех, кто был задержан в состоянии наркотического опьянения, считают от общего количества проведенных экспертиз. И выходит, что в 2010 году наркотическое опьянение было зафиксировано у 17, 61% водителей. Однако, если убрать из статистики трезвых, то этот показатель увеличится до 30%, в некоторых случаях и до 50%. Например, в январе 2010 года алкогольное опьянение было установлено у 55 водителей, а наркотическое у 51. В марте и того хуже: алкогольное -- у 55, наркотическое -- у 59 водителей.

ГАИ пришлось реагировать на статистику делом. Как говорит начальник отдела УГАИ УМВД Украины в г. Севастополе по обслуживанию Севастополя и автотехнической инспекции майор милиции Андрей Журавлев, в связи с тем что увеличилось количество водителей, управляющих транспортным средством в состоянии именно наркотического опьянения либо под воздействием других лекарственных препаратов, возникла необходимость вооружить инспекторов ГАИ экспресс-тестами на определение наркотиков. Вторая причина – нехватка их в больнице. В настоящее время больница вообще не закупает тесты из-за отсутствия денежных средств.

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемГАИ закупает тест «Спайпер» американского производства, определяющий десять видов наркотиков.

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемПринцип определения такой же, как и у теста на беременность, только результат оценивается наоборот. Две полоски -- наркотик не выявлен, соответственно, одна, – выявлен и показано, какой наркотик. Амфетамин, кокаин и бензодиазепин -- это те психоактивные вещества, которые присутствуют в наркотиках и которые влияют на скорость и внимание водителя за рулем. Есть наркотические вещества, которые до 72 часов присутствуют в организме человека.

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемА как быть с наркотиками, которые не попадают в десятку? «Тогда врач – токсиколог пишет заключение, что это наркотическое вещество, только его невозможно разделить на фракции -- выявить какой синтетический наркотик присутствует в биоматериале. Наши врачи уже по опыту знают, какие наркотики находятся в обороте у нас в городе. В основном, это тетроконабиоиды и бензодиазепины.

На ум сразу приходит дело Асеева, который, находясь в состоянии наркотического опьянения, сбил двух пешеходов на проспекте Октябрьской революции прямо на пешеходном переходе летом 2009 года. У него был найден бензодиазепин, вещество, являющееся одним из составляющих какого-то наркотического вещества. Но поскольку лаборатория не смогла определить формулу, наркотическое опьянение, как отягчающее, было снято.

«Думаю, что они убрали это не потому, что не смогли определить, -- говорит Г. Кольцова, которая была свидетелем по этому делу в суде. -- Всем известно постановление Минздрава, где четко прописано: если выявляется препарат, который наши химики изобрели, и туда входит доля наркотика, его сразу должны включить в перечень. Бензодиазепин -- это наркотик, он у нас в перечне наркотических средств».
Но тут уже от недостатков системы приходится переходить к недостаткам людей, работающих в системе. К сожалению, это не единственный случай, когда виновник ДТП выходит сухим из воды.


Невозможно установить: пьян или не пьян

21 декабря 2007 года водитель автомобиля «Ниссан-Мурано» Р. Григорян так и не попал на день рождения к своему знакомому в ресторан «Лесной». ДТП произошло около половины девятого вечера в районе 2-го километра автодороги «Севастополь-Инкерман». Погода в этот день была пасмурная, в течение дня шел дождь. Как рассказал на судебном заседании подсудимый, он решил обогнать движущийся впереди автомобиль «ДЭУ». Когда при завершении маневра, он собирался вернуться на свою полосу движения, то почувствовал, что на скользкой дороге теряет контроль над управлением. Внезапно во встречном направлении появился свет фар приближающегося автомобиля, затормозить он не успел, в результате произошло лобовое столкновение Мерседесом, в результате которого погиб врач-стоматолог Ильгиз Галлиев.

Как в ходе досудебного, так и в ходе судебного следствия не было представлено доказательств того, что в момент аварии подсудимый находился в состоянии алкогольного опьянения, это обстоятельство, отягчающее наказание, было исключено из уголовного дела.
«Согласно акта, представленного Севастопольской городской психиатрической больницей, следует, что ответить на вопрос суда о наличии или отсутствии алкогольного опьянения на момент ДТП у подсудимого не представляется возможным из-за невыполнения медработниками нормативных требований», -- записано в приамбуле приговора. Через полтора года поле ДТП Балаклавский районный суд приговорил его к пяти годам лишения свободы, освободив от отбывания наказания на три года. Суд даже не стал лишать его права управлять автомобилем.

Нет ни дочери, ни справедливости

Жизнь, прерванная на дороге. Часть IV Пьяная угроза за рулемДаша хотела стать психологом. Как говорит ее мама, у дочери не было единственной подруги -- у нее было много друзей, и все они собирались у них дома. «Даша сама, без репетиторов, поступила в институт, через неделю должны были начаться занятия. Даша была девчонкой общительной, занималась в кружках, хорошо пела, -- рассказывает мама. -- Она всегда и везде ходила вместе со старшим братом, а в этот раз он не пошел с ней гулять…»

Папа говорит, что у Даши был друг. Она хотела родителей познакомить с ним в выходные, но не успела.

Девушка погибла в субботу, 19 сентября 2008 года. ДТП произошло около двух часов ночи на 21-м км автодороги Танковое – Оборонное. Она села вместе с друзьями в «топик» покататься и он перевернулся. За рулем был пьяный водитель. Все живы, а Даши больше нет.
В ходе судебного следствия было установлено, что аварийная дорожная обстановка, находящаяся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями была создана по вине водителя, который, выпив пива в баре, сел за руль. Как рассказал подсудимый на суде, «дорога была мокрой, он ехал с превышением скорости, поэтому автобус занесло, ударило в бетонную опору и перевернуло. Он вышел из автобуса и увидел, что Даша мертва».
Суд признал водителя виновным и приговорил его к пяти годам лишения свободы, с лишением права управлять транспортными средствами на три года и тут же освободил от основного назначенного наказания с испытательным сроком на три года. Родители погибшей девушки хотели более строго наказания, но адвокат их предупредил, что другого наказания им не добиться.
Ни сам водитель, ни автотранспортное предприятие не оплатили родителям девушки моральный вред. Вместо этого ответчики обвинили родителей в ненадлежащем воспитании дочери. Суды по этому делу идут до сих пор.
Надежда Дидюра
Татьяна Рихтун


Расследование выполнено при поддержке Датской ассоциации журналистов-расследователей SCOOP.
Юридическая экспертиза выполнена юристами Института развития региональной прессы.