Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек

Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек
Знаменитому артисту театра и кино, народному артисту СССР Евгению Евстигнееву, игравшему на ведущих столичных сценах, исполнилось бы 85 лет в воскресенье.
«Евгений Евстигнеев был выдающимся артистом и мощной личностью. Он был не хуже Чарли Чаплина, — рассказала РИА Новости Галина Волчек, художественный руководитель театра “Современник”, где долгие годы работал Евстигнеев.
Волчек отметила, что для него всегда главным был момент творчества: “он был весь сконцентрирован на этом”.

“Сегодня суета, присущая артистам, мешает им сосредоточиться на главном. Артист такого внутреннего диапазона, а Евстигнев мог сыграть все: от фарса до трагедии, к сожалению, был использован непростительно мало”, — считает режиссер.

Пареньку родом из поселка на окраине Нижнего Новгорода от природы было дано много талантов. Он был необычайно музыкален, виртуозно владел разными инструментами — играл на рояле, гитаре, был ударником, и делал это так, что от него невозможно было отвести глаз. Это необычайное обаяние, магнетизм, ощущался в каждой его роли — положительной или отрицательной.

Свои “театральные университеты” Евстигнеев начал в Горьковском театральном училище, а затем продолжил в Москве в Школе-студии МХАТ, на курсе, из которого родился “Современник”. В этом театре вместе с Олегом Ефремовым он проработал до 1971 года, а потом вместе со своим лидером ушел во МХАТ.

Первой значительной ролью артиста на сцене “Современника” стала поистине звездная для артиста работа в спектакле “Голый король” по пьесе Евгения Шварца. Вся Москва стремилась попасть на этот спектакль, люди стояли ночами в надежде приобрести билет. Лучшей его работой в “Современнике”, да и вообще в театре, по мнению Волчек, его партнерши и первой жены, подарившей Евгению Александровичу сына — ныне режиссера Дениса Евстигнеева, была роль Сатина в спектакле “На дне” по пьесе Максима Горького.

Театральный репертуар Евстигнеева разнообразен — в нем были представлены роли в произведениях современной драматургии — Рощина, Шварца, Розова — и произведениях классики — Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. И не было ни одной проходной — все творения артиста становились событиями, вызывали огромный интерес, обсуждались и профессионалами и широким зрителем.

Всенародная слава и известность пришла к Евстигнееву после фильма Климова “Добро пожаловать, или Вход воспрещен”, где он сыграл начальника детского лагеря. Потом последовали десятки ролей в картинах, ставших знаковыми в отечественном кинематографе, — “Семнадцать мгновений весны” Лиозновой, “Бег” Алова и Наумова, “Собачье сердце” Бортко. Последней работой Евстигнеева в кино была роль царя Ивана Грозного в фильме “Ермак” Ускова и Краснопольского.

“Это был великий актер — такое определение сегодня раздается во все стороны, но Евстигнееву оно принадлежит по праву, — сказал РИА Новости режиссер Карен Шахназаров, которому, по его словам, посчастливилось работать с большим мастером. — Евгений Александрович играл в трех моих картинах: „Мы из джаза“, „Город Зеро“, „Зимний вечер в Гаграх“. Своей могучей фигурой, энергией, талантом он сразу „прибавлял“ картине, одно его присутствие делало фильм на порядок выше. Это уникальное, редкое дарование. Но, кроме того, это была интереснейшая личность, очень хороший человек — добрый, открытый, демократичный, без какой-либо звездности. Евгений Евстигнеев — это веха в истории русского театра и кино”.

К юбилею артиста в московском Театральном музее им. Бахрушина в сентябре открылась выставка “Добро пожаловать, или Посторонним вход…” разрешен», которая впервые показывает редкие фотографии из личного архива артиста, предоставленные музею его вдовой Галиной Цывиной. На них Евстигнеев запечатлен не только в ролях, на съемочной площадке и в театральной гримерке, но и на рыбалке, на велосипеде, с семьей. Помимо афиш, плакатов, декораций и макетов к спектаклям, в которых он играл, экспозиция демонстрирует и редкие материалы: рукописную автобиографию, сценарии и пьесы с его комментариями, а также выписку о рождении Евгения Александровича, его вечерний костюм, концертные бабочки. Выставку сопровождают кадры с любимыми киногероями в исполнении Евгения Александровича — профессором Преображенским из «Собачьего сердца», режиссером народного театра из «Берегись автомобиля», его работами в лентах «Бег», «Невероятные приключения итальянцев в России» и других. Их показ на экспозиции стал возможным благодаря материалам, предоставленным Музеем кино и киноконцерном «Мосфильм».
РИА Новости.