Кинозал 3D--Сталинград

Кинозал 3D--Сталинград
Фильм российского режиссера Федора Бондарчука «Сталинград» с бюджетом 30 миллионов долларов триумфально шагает по стране. Только за первые четыре дня проката в России военный блокбастер собрал больше половины вложенных средств. Такому успеху можно было бы только позавидовать, как и самому факту выдвижения этой военной драмы на соискание американского «Оскара», если бы не несколько «но» и, мой взгляд, достаточно существенных.
Первое, что действительно смутило, так это решение о номинировании очередного творения Федора Бондарчука на самую главную награду мирового кинематографа задолго до его выхода на широкий экран. Или все что снимает создатель «9 роты» уже априори является шедевром?! Если так, то становится понятным, почему мнение российских зрителей абсолютно никого не интересует. С другой стороны, возможно, нашей стране просто больше нечего отправить на суд американских киноакадемиков? Тогда в этом случае «Сталинград» не имеет другой альтернативы и его дорога по ту сторону океана вполне себе закономерна. Еще бы! Ведь впервые российские деятели кино смастерили картину в формате IMAX 3D и при том за какие-то там три месяца! Не вдаваясь в технические подробности съемочного процесса, скажем, что по режиссерскому замыслу должно было получиться очень круто. Как в трехмерной компьютерной игре. Так, собственно, и вышло. Визуальных эффектов в картине больше чем достаточно. Не говоря уже о том, что на протяжении всего фильма вынужден был все время отмахиваться от летящего со всех сторон пепла. Впрочем, посыпать голову пеплом следует отнюдь не зрителям, а создателям картины, одно название которой – «Сталинград» – обеспечило стопроцентную явку зрителей на все без исключения сеансы в надежде увидеть эпохальную масштабную драму, в основе которой битва на Волге.
Однако авторы сценария решили особо не заморачиваться на батальных сценах и динамике повествования и отправляют главных героев в один из полуразрушенных домов, где проживает девятнадцатилетняя девушка Катя (актриса Мария Смольникова). Проживает, судя по интерьерам, весьма даже неплохо. И не в полуразрушенном Сталинграде, а в аристократическом английском доме. Ну не будем придираться по пустякам.
И тут начинается такое, отчего сначала приходишь в недоумение, которое довольно быстро сменяется раздражением и даже негодованием. Великолепная пятерка советских бойцов уже очень скоро напрочь забывает о задании и вовсю начинает то ли заботиться, то ли ухаживать, то ли откровенно приставать к юной сталинградке.
На глазах у немцев они устраивают для нее даже банный день! Для чего, собственно, рискуя сорвать приказ командования, под огнем неприятеля перетаскивают по окопам чугунную ванну и таким же чудесным образом, иными словами, неизвестно как, не только наполняют водой, но и умудряются ее нагреть.
Поведение советских солдат не только удивляет, но и шокирует. Неясно, по какой причине, когда, как говорится, дорог каждый штык, капитан Громов (актер Петр Федоров) без суда и следствия расстреливает пытавшегося в чем-то усомниться одного из немногочисленных бойцов. Вызывает чувство брезгливости снайпер Чванов в исполнении Дмитрия Лысенкова. Его герой – концентрация пошлости и непристойных выражений по отношению к женщинам. Неубедительны разведчик Александр Никифоров в исполнении Алексея Барабаша, артиллерист Поляков Андрея Смолякова, Тютя Сергея Бондарчука, Краснов, которого играет Олег Волку и наводчик Юрия Назарова.
Характеры их персонажей не прописаны, мотивы поступков абсурдны, нелогичны. Похоже, понимает это и Федор Бондарчук, поскольку в картине присутствует закадровый текст, в котором режиссер старается в нескольких словах (видимо, не хватает других художественных средств) рассказать зрителям нелегкие судьбы героев. При этом одна история страшней и омерзительней другой. По идее, зрительный зал должен проникнуться состраданием к героям картины, однако этого не происходит. Напротив, режиссер и авторы сценария показывают нам людей не только малообразованных, бездушных, кровожадных, но и беспринципных. Трудно представить, что за несколько минут, они, воспитанные советской системой, напрочь забувают о том, что еще вчера шли в бой с криками «За Родину! За Сталина!», а сегодня собираются воевать под слоганом «За Катю!». Не верю, что такое вообще было возможно.
Мой дед был типичным представителем того поколения.
Артиллеристом, таким же, как и герой Андрея Смолякова он прошел всю Великую Отечественную войну, добивал врага в его же логове – в Берлине, но до конца своих дней оставался убежденным сталинистом. Разумеется, тогда он защищал и свою семью, но она всегда была у него на втором месте после Родины и Сталина. Дед не был в этом виноват, просто тогда было такое время. Искренне жаль, что это невдомек создателям «Сталинграда».
В диалогах защитников дома нет драматизма, их лица, увы, ничего не выражают. Казалось бы, в предлагаемых камерных обстоятельствах какой простор для создания ярких психологических образов! Однако, режиссера, похоже, этот вопрос нисколько не занимает. Его больше интересуют спецэффекты и компьютерная графика, которые так ловко подменили актерскую игру.
Зрелищность в угоду психологической основе, драматургии и достоверности, на мой взгляд, достаточно тревожный симптом этого фильма. В одном из интервью Федор Бондарчук обмолвился о том, что серьезно готовится к съемкам этого фильма, а потому уже перечитал «Сталинград» Энтони Бивора, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Железный крест» Вильгельма Хайнриха и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Что ж, достойно всяческих похвал. Вероятно, оценят его усердие и заокеанские киноакадемики, и критики, и зрители. Ведь Бондарчук не только сделал чисто американский блокбастер, но и практически свел на нет патриотизм советских людей, поставив ему в противовес душевные страдания и метания немецкого офицера. Он презирает эту войну и во многом осуждает действия своих вермахтовских товарищей по оружию. Одно только это вызывает умиление, но и этого мало!
На фоне диковатых отношений Кати и громовской пятерки разворачивается трогательная, душещипательная история любви капитана Питера Канна (актер Томас Кречманн) и советской девушки Маши (актриса Янина Студилина). Его новая пассия как две капли воды похожа на его покойную жену, и снова умиляешься. А как трогательна его забота и как ласкают слух философские рассуждения о смысле жизни и природе войны.
Героиня Студилиной говорит мало, но ее глаза, извините за тавтологию, говорят о многом. В них столько страдания и любви, что хочется все бросить и убежать с ней на край света. И какой же гад этот снайпер Чванов, пустивший ей пулю в лоб! Жалко даже командира Питера полковника в исполнении Хайнера Лаутербаха, который истекая кровью, произнесет слова о том, что проклятые вши не дают ему спокойно умереть. Обнять и плакать – да и только! Однако во время просмотра не возникает желания даже выдавить из себя слезу.
И совершенно непонятно, почему плачешь, когда едва слышишь музыку к фильму «Офицеры», смотришь «Летят журавли» или киноэпопею Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Вот бы где сыну поучиться у отца!
Впрочем, требуются ли какие-либо объяснения?! Такие картины необходимо просто смотреть, как и снятый уже современными российскими кинематографистами фильм «Мы из будущего», где тема патриотизма не читается как заезженный штамп, а становится настоящим откровением и для киногероев, и для зрителей.
Возвращаясь к теме немецкого гуманизма, стоит напомнить официальные данные германских оккупационных властей. На момент проведения учёта мирных жителей Сталинграда их оказалось 25 тысяч. С учётом 80.000 сумевших покинуть город до оккупации, в самом городе в результате бомбёжек и артобстрелов немцы уничтожили около 900.000 гражданского населения. Из 25 тысяч под оккупацией на принудительные работы было привлечено 13.000 человек, 4.000 было угнано на рабский труд в Германию, примерно 5 тысяч человек были использованы для «нужд» Вермахта и организации Тодта (военно-строительная организация, действовавшая в Германии во времена третьего рейха). В ведении 6-й армии находились и лагеря советских военнопленных. Так, только в лагерях, расположенных в районе Воропоново и Гумрака из 3.500 военнопленных остались в живых только 20 человек.
Авторы сценария «Сталинграда» Илья Тилькин и Сергей Снежкин в отличие от Федора Бондарчука, похоже, вообще ничего не читали и даже не смотрели. Это становится ясно с первых кадров, когда все тот же режиссер закадровым голосом сообщает зрителям, что советские солдаты еще не знали, что эта война будет самой кровопролитной в истории человечества. Если бы события развивались 22 июня 1941 года, то тогда такой посыл был бы вполне оправдан. Однако, напомню, что на дворе, если верить повествованию, был ноябрь 1942 года. Неужели все полтора года они воевали вслепую и не видели, как гибнут их товарищи, и как далеко зашел враг?! На самом деле все они не только это знали, но и отдавали себе отчет в том, что Сталинград станет для всех без исключения моментом истины, ведь за Волгой для них больше земли не было!
Сегодня много спорят об этом фильме. Интернет стал настоящим полем битвы как сторонников, так и его противников. Вот наиболее, на мой взгляд, точное высказывание: «Посмотрев сей «шедевр», я понял лишь одно: из самой страшной войны в истории делают 3D-аттракцион с загубленным сюжетом, некой драматической линией, которая выглядит совершенно бредовой. Этот фильм, как плевок в душу ветеранам Великой Отечественной, которые, к счастью, не увидят этот ужас».
Эти слова подкрепляет интернет-петиция в российское Министерство культуры о запрете фильма «Сталинград» в связи с героизацией нацизма и искажения исторических фактов и с требованием отозвать заявку на Оскар. Вчера под этим документом было собрано около двенадцати тысяч подписей.
И в заключение: и все же этот фильм вызывает улыбку. Вся эта история ведется от лица российского эмчеэсника, который в наши дни в далекой Японии спасает из-под завалов немецкую девушку. Вот он-то и рассказывает ей о своих пяти отцах и маме Кате, которых судьба свела в ноябре далекого 1942 года в Сталинграде. И все бы ничего, если бы рассказчику к этому моменту не исполнилось, по самым скромным подсчетам, годков этак семьдесят! Возраст, надо прямо сказать, далеко пенсионный, и из МЧС такого сотрудника уже давно бы проводили на заслуженный отдых. Но только не в фильме Федора Бондарчука!

Дмитрий Макаров

"ВЕСТИ"