Виноделие: элитное или массовое

Виноделие: элитное или массовое
Виноделы Севастополя спорят, в каком направлении развивать отрасль: увеличивать выпуск продукции или перейти к изготовлению элитарных вин малыми тиражами.
Сторонником массового виноделия выступает руководство Инкерманского завода марочных вин (ИЗМВ).
Предприятие было создано в 1961 году на базе виноградных насаждений западных долин Крыма, подземных каменоломен и классических винодельческих традиций, восходящих к временам античности.
Инкерманский завод марочных вин специализируется на выпуске высококачественных сухих, полусухих и полусладких вин. Кроме того, впервые за последние годы завод наладил выпуск классического шампанского бутылочным способом по французской технологии с трехлетней выдержкой шампанизированного вина в бутылках. В Инкермане прекрасные подвалы с хорошим климатом и есть исторический опыт – опыт Инкерманского завода шампанских вин, который существовал с 1937-го до начала войны 1941 года.
Как отметил директор по развитию Инкерманского завода Анатолий Филиппов, в создании вин TM INKERMAN предприятие придерживается классической технологии производства, четкое следование которой позволяет достигать того качества и органолептики напитка, которым отличаются европейские вина. Виноделы «Инкермана» не раз доказывали высокое качество своей продукции на различных конкурсах европейского и мирового уровня. Так, очередную награду в копилку виноделов принесло вино Саперави INKERMAN special reserve. Оно выиграло серебряную медаль на всемирно известном конкурсе «Concours Mondial de Bruxelles-2014», который проходил со 2 по 4 мая в г. Брюсселе.
В настоящее время на предприятии ежегодно выпускается 30 млн бутылок вина, в планах увеличить производство готовой продукции до 70 млн бутылок в год.
Для этого, полагает Анатолий Филиппов, необходимо увеличить площади виноградников до 10 тыс. га (во времена СССР до антиалкогольной кампании виноградники Севастопольской сельской зоны занимали 8 тыс. га).
Только в этом случае Инкерманский завод сможет выпускать продукцию из собственного сырья. Сейчас, имея 3 тыс. га виноградников, предприятие вынуждено закупать виноматериалы в других крымских хозяйствах и на Украине.
Не так давно российские парламентарии внесли изменения в закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вносимые изменения переводят Россию на современное европейское определение продукции, вино будет с защищенным географическим указанием и с контролируемым наименованием места происхождения.
По мнению председателя совета директоров группы компаний Inkerman International Валерия Шамотия, запрет на несевастопольские виноматериалы повлечет снижение объемов, а значит, сокращение кадров.
Группа компаний «INKERMAN International» – международный винодельческий холдинг с полным циклом производства, в состав которого входят: «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Качинский+», Агрофирма «Черноморец». Общая площадь виноградников всех хозяйств – около 3 000 га.
На данный момент линейка продукции Инкерманского завода марочных вин состоит из четырех коллекций, которые включают в себя 39 позиций.
Помимо известнейших марочных вин, некоторые из которых поставляются заводом по заказу правительства для торжественных приемов иностранных делегаций на самом высоком уровне, ИЗМВ освоил выпуск молодых вин, которые пользуются спросом для каждодневного потребления. «Во всем цивилизованном мире натуральные столовые вина принято считать продуктом питания, и продуктом питания, который применяется почти ежедневно. Бокал виноградного вина в обед и бокал на ужин, что способствует долголетию и оздоровлению нашего населения путем уменьшения потребления крепких напитков, которые вредны для здоровья. Такими благородными целями наша компания, и в частности ИЗМВ, будет заниматься и впредь», -- говорит председатель совета директоров группы компаний Inkerman International Валерий Шамотий.

Меньше продукции, но качественнее
Известный московский сомелье и винодел Павел Швец полагает, что концепция массового виноделия, родившаяся в СССР, влечет за собой потери в качестве продукта и не соответствует природным условиям Севастополя.
«В Севастополе известняковые почвы. На таких почвах можно выращивать виноград для суперкачественного вина, которое будет продаваться дорого. С другой стороны, у нас вырастить килограмм винограда всегда будет дороже, чем в других странах. Поэтому стремиться к массовому производству мы не имеем права из-за больших природных рисков», -- сказал Павел Швец в интервью ИТАР-ТАСС.
Швец владеет десятью гектарами виноградника в селе Родном под Севастополем. Он делает 25 тыс бутылок в год и продает вино в Великобританию и Норвегию. Идею создания в регионе таких малых хозяйств элитного виноделия он предложил Агентству стратегического развития Севастополя, возглавляемому Алексеем Чалым, и она вошла в концепцию развития Севастополя.
Московский сомелье выступает за сохранение таких крупных предприятий, как Инкерманский завод марочных вин, но считает, что они должны избавиться от порочной советской практики закупки виноматериалов на стороне, выпускать меньше продукции, но делать ее качественнее.
«Большие предприятия никогда не могут делать очень хорошее вино, а только просто хорошее», -- говорит Павел Швец.
Однако достижения виноделов Инкермана говорят, что это не так. Именно ИЗМВ по заключению Международной организации винограда и вина (МОВВ, Париж,1990 г.) признан одним из лучших предприятий мира и является гордостью отечественного виноделия и поныне.
Оппонент Павла Швеца, Валерий Шамотий, полагает, что малые хозяйства не могут продвигать свою продукцию не только на мировой, но и на российский рынок без известного брэнда, каким является «Инкерман».
«Нельзя делать перекос в ту или другую строну. Потребитель сам сделает выбор», -- считает Валерий Шамотий.
Сейчас коллектив предприятия беспокоит вопрос, как будет работать завод в новых реалиях российского законодательства.
«И с учетом всех геополитических изменений, безусловно, Инкерман пройдет все необходимые процедуры, чтобы быть в хозяйственной деятельности на любой территории. Наша цель, как минимум, – не потерять украинский рынок и как максимум – приумножить и развить свои позиции на российском рынке. Сегодня наше вино -- продукт внутреннего рынка, рынок стал ближе, соответственно наши амбиции совсем другие. И в соответствии с этим у нас корректируются и меняются стратегические цели и задачи. Они становятся более масштабными и глобальными в рамках данного рынка. Мы нацелены на завоевание также безусловного лидерства, как это было и в Украине на рынке российского виноделия. Для этого необходимо приложить много усилий для развития не только самого предприятия, но и Севастопольской зоны виноделия, в том числе крымского. Мы не делим Крым и Севастополь. Это деление очень условное. С точки зрения отраслевого, географического понятия это Крымский полуостров – это крымское виноделие. И тут нужна не только консолидация усилий нашего коллектива, но и консолидация усилий всех представителей отрасли данного региона. Что мы уже и начали делать. Ведущие предприятия, которые разделяют с нами нашу миссию, наши стратегические цели, наши принципы подхода и философию ведения данного бизнеса, объединились и создали «Крымское бюро винограда и вина». Вместе мы однозначно превратим Крым в жемчужину отечественного виноделия и в дальнейшем – в достойного игрока на мировой арене. Не последнего. И, безусловно, для этого нам нужны и поддержка, и внимание власти в начинаниях, связанных и со стимулированием отрасли, и с сырьевой защитой, и с сырьевым обеспечением. Сырьевая проблема – это проблема всех винодельческих предприятий Крыма и Севастополя в том числе», -- подчеркнул В.Шамотий.

Рубить сплеча не подумавши - нельзя
Алексей Акчурин, который в прошлом возглавлял государственный Севастопольский винзавод, а теперь выращивает небольшой виноградник для вин высокого качества, считает, что делать упор в развитии только элитного виноделия даже в далеком будущем нельзя.
«Надо сказать, что здесь мы путаемся в терминах. Элитное виноделие — это больше, на мой взгляд, популистский вариант. Я бы больше склонялся к более профессиональному термину – терруарному виноделию. И, безусловно, я двумя руками за то, чтобы придавалась этому такая значимость.
Во-первых, надо понимать, что в Севастопольской зоне сохранились самые лучшие виноградники Крыма. Если, как я понял, все это предлагается разделить по 20-30 га между потенциальными инвесторами, желающими заниматься виноградарством, то это авантюра. Это полная авантюра, потому что есть опыт, и не столь далекий – опыт Болгарии, Армении, Грузии в том числе. В Болгарии разделили все имеющиеся массивы виноградников между частниками сроком на 10-15 лет. Это полностью убило все виноградарство в стране. При том, что людям, получившим наделы, было обеспечено огромное финансирование за счет инвестиций Евросоюза. Сейчас там снова возрождаются крупные хозяйства, но время потеряно. Точно такая же ситуация произошла в Армении. Аналогичный опыт есть и в Севастополе. В итоге распаеваные виноградники вообще не обрабатываются и деградируют. В стратегическом плане необходимо развивать виноградники для развития сырьевой базы винодельческих предприятий», – сказал Алексей Акчурин.
Он считает, что можно абсолютно спокойно набрать еще тысячи три гектаров земли, которая не обрабатывается, но в то же время пригодна для высококачественного виноградарства, и там заложить новые виноградники для производства так называемых элитных вин.
Проект программы стратегического развития --это абсолютно серьезная вещь, тем более историческая вещь, и требует серьезного обсуждения. Главное, чтобы мы не начали рубить сплеча, подчеркнул винодел.
«Семь лет, которые я потратил на развитие виноградника, не прошли даром. Сейчас я полностью готов делать терруарные вина, вина очень высокого качества. Но их бутилирование и продажу я не начну, пока не сделаю свою винодельню по строгим правилам, которых требует российское законодательство. Сейчас я ее проектирую и веду поиск инвесторов, потому что не в состоянии один это все поднять. За 2015 год я надеюсь все построить», -- сказал Алексей Акчурин.
Вместе с тем он отметил, что современные фермерские виноградарские хозяйства требуют больших затрат. Так, для того, чтобы сегодня посадить один гектар винограда современного агротехнологического подхода, дешевле, чем 28-30 тысяч долл. США на гектар, не получится. Остальное все профанация. А чтобы построить небольшую винодельню по переработке винограда с 20-30 га, дешевле, чем за 800-900 тысяч долл. США, не построить.
«Уход за виноградниками – трудоемкий и кропотливый процесс. Нужны профессиональные кадры, которые необходимо специально готовить. Имея профессиональные рабочие руки, можно через 3-6 лет иметь отличные виноградники.
А сейчас давайте пробовать, начинать с малого. Самое главное, я еще раз говорю, нельзя уничтожать то, что есть хорошего. Виноград – культура, которая должна служить человеку 50—70 лет»,-- заключил А. Акчурин.
2500 лет назад у херсонеситов только на Гераклейском полуострове было 10 тысяч гектаров виноградников. Вино было настолько хорошего качества, что оно продавалось на экспорт, в Грецию. Потенциально все возможности для производства хорошего вина по современным технологиям в Севастополе есть. Здесь даже сохранились аборигенные сорта винограда, которые возделывались более 2000 лет назад.

Николай Буткин, фото автора

ВЕСТИ №9 от 18 июля 2014 года



Виноделие: элитное или массовоеВиноделие: элитное или массовое