Современная повестка дня: Севастопольский горизонт российского будущего

Современная повестка дня: Севастопольский горизонт российского будущего
В 2014 году Киевская «революция достоинства» растоптала идею российско-украинского союза, отвергла русские начала украинского общества и выбрала прозападный курс развития страны. В ответ население Крыма провозгласило свою общероссийскую цивилизационную идентичность и связало свое социально-политическое будущее с судьбой России. А вместе с Крымом вернулся в родную гавань содружества российских народов и Севастополь. Это повторное вхождение Крыма в социокультурное пространство современной России должно дать новый импульс ее прорыву в будущее, принести пользу обеим сторонам: оно, с одной стороны, обеспечит защиту традиционной культуры крымского населения от насильственной украинизации, а с другой стороны, обогатит духовный опыт российских народов особым мировосприятием крымчан. Что же нового могут предложить российскому социуму жители Крыма и прежде всего граждане города-героя Севастополя?
            Вопрос о перспективах участия Севастополя в развитии современного российского общества совсем недавно (19 октября 2016) обсуждался на заседании Центра стратегических разработок в рамках программы реализации исследовательского проекта «Россия будущего. Позитивная повестка». В данной проекции следует признать, что будущее любой страны определяется, прежде всего, ее безопасностью от каких-либо угроз. В этом плане будущая жизнь российского социума будет зависеть от потенциалов трех его сил — армии, идеологии и экономики. Если армия защищает целостность государства от внешних угроз, а идеология нейтрализует внутренние угрозы общественному единству, то экономика спасает жизнь страны как от внешних, так и от внутренних угроз. В этой триаде «оборонительных сил» общества главная роль армии состоит в обеспечении «непрерывности» социально-исторического процесса, в защите позитивного опыта «прошлого» от внешних посягательств, тогда как идеология, устраняя внутренние конфликты, должна наметить единый образ желанного «будущего», а экономика, материально поддерживая жизнеспособность населения, практически обеспечивая в жизни страны совмещение опыта прошлого и надежд будущего, представляет собой культ «настоящего».
            Оценивая с этих позиций общее состояние «оборонительных ресурсов» российского социума, надо признать, что наиболее мощным субъектом обеспечения безопасности РФ служит армия, тогда как экономика выступает значительно менее надежной опорой в утверждении российского будущего, а самым слабым началом современной российской действительности является идеология: статья 13 Конституции РФ от 1993 г. запрещает иметь в стране государственную общенациональную идеологию. В условиях нарастающей конфронтации РФ и западного военно-политического блока во главе с США такое отсутствие у россиян современной общенациональной идеологии, обеспечивающей их нравственную сплоченность в созидании совместного будущего, становится смертельно опасным для жизни страны. Поэтому параллельно усилиям российского государства по укреплению своей армии следует в экстренном порядке предпринять чрезвычайные усилия по разработке перспективной «идеологии России» в современных реалиях глобального социума, способной  консолидировать общество в понимании наличной действительности, в стратегии разрешения жизненных проблем, в поддержании патриотического настроя народных массах. «Идеология» — это рационально организованная система представлений  об окружающем мире и месте человека в нем, устанавливающая высшие ценности в нравственных ориентирах поведения людей и обеспечивающая сплоченность людских масс в достижении социально-значимых целей. Ценности представляют собой устойчивые сознательные установки людей в достижении жизненного благополучия, определяющие целенаправленный характер их практических действий.
            В контексте намеченной общероссийской задачи повышения уровня обороноспособности страны возникает вопрос о возможностях Севастополя в деле укрепления трех сил безопасности современной РФ. Отвечая на него, надо признать, что роль Севастополя в укреплении российской армии существенна, но локальна, тогда как его влияние на состояние общероссийской экономики не только локально, но и малосущественно. Для полноценного самоутверждения Севастополя в общероссийском жизненном пространстве остается лишь сфера идеологии: Севастополь способен сыграть ключевую роль в обеспечении идеологической безопасности страны. Город-герой должен подкрепить свой воинский потенциал разработкой научно-философской идеологии социального лидерства России в современном мире, предложить российскому обществу свой формат реализации проекта «Россия будущего».
            Севастопольский идеологический проект будущего России в XXI веке должен соблюдать в контексте глобализации мирового сообщества ряд принципов. Во-первых, принцип «преемственности»: современная «идеологическая концепция» не должна подрывать «православные скрепы» прошлой исторической жизни русского народа как основной этнической группы гражданского населения РФ. Во-вторых, принцип «новизны»: перспективная «идеология»должна обеспечивать инновационную стратегию развития страны путем рационального освоения данных современной науки. В-третьих, принцип «всеобщности»: разрабатываемая концепция должна обладать максимальной философской целостностью, универсальностью и единством, в проектировании перспектив развития РФ в условиях глобализации мирового социума. В четвертых, принцип «креативности», эта идеология должна представлять в максимальном объеме творческий потенциал народных масс России, направленный на созидание, а не разрушение бытия.
            В соответствии с данными принципами разработка идеологических оснований жизни современной РФ должна выражать, в первую очередь, преемственность в историческом развитии российского общества, начиная с Киевских времен до революционных потрясений ХХ-ХХI веков. Если прошлая жизнь России направлялась традиционным духом православной веры, то первоистоком успехов современной социальной практики стали научные знания. Единство универсального духа религиозной веры и разнообразных знаний научного опыта обеспечивается логическим строем философской мысли. Поэтому главной идеологической опорой современной России должен стать философский разум, обеспечивающий связь традиций прошлого и инноваций настоящего творческой силой логического мышления в постижении действительности как объективной мировой целостности, обладающей внутренним единством и способностью саморазвития.
            Содержание этой разумной целостности мироздания, согласно христианской доктрине, определяется жизненной энергией мировых стихий, скрепленных целостным, творческим настроем мирового Слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоанн: I–1). Поэтому исходным ориентиром отечественной научно-философской мысли в проектировании российского будущего должен стать принцип «онтологического символизма», проецирующий символические каноны жизни естественных языков на все мироздание (См.: Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016). Апостол Андрей принес эту благую весть о созидательной силе вселенского Слова в русские земли через Крым и Херсонес, историческим наследником которого стал современный Севастополь. Сегодня именно Севастополь должен наполнить православную идею о созидательной силе слова содержанием современного научно-философского познания. Разработка глобального «вербально-символического мировоззрения» должна стать ныне главной задачей отечественной научно-философской мысли и прежде всего представителей севастопольского интеллектуального сообщества как «идейных наследников» духовного опыта Андрея Первозванного. Действительность глобального социума требует «глобального мировоззрения», выражающего созидательную силу мирового Слова.
 
Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук
 
 
НОВЫЕ ВЕСТИ