Резолюция ООН по Крыму и Севастополю: что, как и для кого искали на полуострове «правозащитники»

Резолюция ООН по Крыму и Севастополю: что, как и для кого искали на полуострове «правозащитники»
Готовится очередной удар по России. Внесенный неделю назад Украиной проект резолюции по соблюдению прав человека в Крыму вчера был рассмотрен в 3-м комитете Генеральной Ассамблеи ООН, -- пишет ТАСС. После одобрения в комитете будущая резолюция будет рассмотрена на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи.
Проект резолюции, которая может быть принята уже через месяц, касается соблюдения прав человека, призывает Россию допустить наблюдателей на полуостров и затрагивает межнациональные отношения в Крыму и Севастополе. Как правило, подобные документы на Генассамблее принимаются по рекомендации комитетов без существенных поправок.
Принятый в комитете документ уже прокомментировали и в МИД России, назвав его очередным инструментом политической борьбы, внесённым страной, которой самой вправе задуматься о соблюдении прав человека на собственной территории. По словам директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолия Викторова, приведённым ТАСС, принятый документ «не имеет ничего общего ни с реальным положением дел в Крыму, ни с мнением и интересами жителей этого полуострова».
Подготовка к его принятию началась давно, о чём свидетельствуют заранее появившиеся в мировых и украинских СМИ материалы, прямо затрагивающий этот вопрос. ForPost попытался разобраться в ситуации и в предпосылках, которые могли повлиять на появление новой резолюции ООН по отношению к Крыму и Севастополю.
Судя по всему, создателем ряда подходящих «информационных поводов» была выбрана мощнейшая международная правозащитная организация «Amnesty International». Как стало известно из публикаций в Интернете, вышедших одновременно с информацией о готовящейся резолюции ООН, – пять дней этого года - с 26-го по 30-е сентября - в Крыму и в Севастополе работали представители этой мониторинговой группы. Они тщательно отбирали факты нарушений прав человека. На полуостров по такому случаю прибыли директор московского офиса Amnesty International Сергей Никитин и исследователь Amnesty International по правам человека по Украине, Молдове и Беларуси Красимир Янков.
В опубликованных в Интернете по итогам их работы статьях утверждается, что за 5 дней члены организации посетили несколько населенных пунктов Крыма, пообщались с властями, с местными журналистами, гражданскими активистами, а также с членами семей неких, по их утверждению, политзаключенных и их адвокатами.
ForPost разбирался, были ли на самом деле правозащитники в Севастополе в это время, с кем действительно встретились и какие реальные факты "добыли".
В лучших традициях «Меча и Орала»
По данным нашего источника, владеющего информацией о пребывании делегации в Крыму, в ходе визита представители Amnesty International встречались «в обстановке строжайшей секретности» с сочувствующими борцами за «украинский Крым» - с журналистами сайта «Крым.Реалии», созданного для пропаганды украинского статуса Крыма и заблокированного по требованию Роскомнадзора на территории РФ в связи с публикацией экстремистских материалов. Также визитеры встретились с представителями НКО «Радио свобода», с крымскими татарами, с «подгрантовыми» правозащитниками. Не обошлось без визитов к заместителю председателя запрещённой в России экстремистской организации «Меджлис крымскотатарского народа» Нариману Джелялову (на его странице в соцсети уже появляются публикации о том, что в ООН намерены рассмотреть некие материалы о насильственных кражах людей в Крыму) и к руководителю секретариата этой организации Заиру Смедляеву (который также активно размещает в соцсети ссылки на опубликованные материалы группы Amnesty International).
Судя по всему, встречались «правозащитники» и с севастопольскими журналистами, которые сотрудничают с «Крым.Реалии» и «Радио Свобода», а также «Новой газеты». Итоговые материалы Amnesty International вышли во всех перечисленных изданиях.
По данным ForPost, полученным от информированного источника, «мониторинговую группу» в первую очередь интересовали темы повальных репрессий по отношению к крымским татарам, к журналистам и правозащитникам (пытки, расстрелы и прочее); факты уничтожения «оккупационной» властью объектов культурного наследия; наступление на права национальных меньшинств, запрет на использование родных языков, а также критика действующего аппарата уполномоченных по правам человека в Крыму и Севастополе.
По итогам встреч группой Amnesty International появился ряд материалов в СМИ с кратким анализом ситуации по соблюдению прав человека в Севастополе и в Крыму. Сразу стоит отметить, что о своем пребывании, в частности, в Севастополе и о важной работе по подготовке очередного доклада о состоянии прав человека на полуострове члены организации никому не сообщили. Каких-либо следов их присутствия в городе ForPost не нашёл, за исключением единственного фото директора московского офиса Amnesty International Сергея Никитина, сделанного на фоне Памятника затопленным кораблям.
Однако правозащитники в своих публикациях утверждают, что мониторинговая группа тщетно пыталась навести контакты с властями. «Мы пытались встретиться с местными де-факто властями. Мы заранее послали им письма, где просили о встрече, причем в письмах были перечислены конкретные вопросы, которые хотели бы обсудить. Мы оставили свои контактные данные, но никаких откликов во время нашего пребывания в Крыму не поступило», - сообщил в отчёте на сайте «Крым.Реалии» Сергей Никитин.
Ничего не было
В правительстве Севастополя на официальный запрос ForPost сообщили, что попыток выйти на контакт со стороны членов организации Amnesty International с правительственными структурами, в том числе и с врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым не было. «Никаких заявок, бесед, предложений, обращений от организации Amnesty International, а также от её представителей в России и за рубежом в правительство Севастополя не поступало», - сообщила ForPost и.о. директора департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя Наталья Адаева.
Ту же информацию ForPost получил и в законодательном собрании Севастополя. «Никаких обращений от международной организации Amnestry International, а также от их представителей в России в Законодательное Собрание города Севастополя не поступало. Никаких встреч с представителями данной организации не проводилось», - ответил на официальный запрос ForPost и.о. председателя законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин.
В ещё одном государственном органе также были удивлёны подпольным фактом работы в Севастополе и Крыму представителей такой крупной организации. «В общественной палате Севастополя заявлений о встречах от представителей Amnesty International не зарегистрировано, никаких попыток выйти на контакт от них мы не наблюдали», - заверил ForPost председатель Общественной палаты Севастополя Евгений Халайчев.
В материалах, опубликованных мониторинговой группой, также прозвучало имя севастопольского уполномоченного по правам человека Павла Буцая, на встречу с которым представители Amnestry International, по их словам, рассчитывали. Сергей Никитин даже объявил, что для этих целей заранее обзавелся контактами севастопольского омбудсмена по правам человека.
«Со мной никто из организации Amnestry International на связь не выходил, – сообщил ForPost Павел Буцай. – Более того, в аппарате уполномоченного не было зафиксировано ни одного письма с просьбой о комментариях либо о встречах». Также никаких попыток выйти на контакт не было зафиксировано и в аппарате уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе Марины Песчанской.
Слона-то и не заметили
Теперь подробней о выводах организации, сделанных её представителями по итогам пятидневной поездки в Крым. Предлагаемый главный вывод – в Крыму стало больше задержанных. По мнению «правозащитников», это подтверждается тем, что за год как минимум два человека оказались под стражей за причастность к деятельности группировки запрещённой в России террористической организации «Хизб ут-Тахрир».

«Насколько я обладаю информацией, поступающей к нам из медиа, в Крыму прошли очередные задержания людей, в отношении которых выдвигали обвинения в причастности к деятельности группировки Хизб ут-Тахрир (организация признана в России террористической и запрещена, - ред.), это увеличивает число задержанных или содержащихся под домашним арестом людей. В Крыму мы встречались с двумя семьями, члены которых в настоящее время находятся под стражей. То есть количество арестованных людей увеличилось. Из того, что я вижу, делаю вывод, что идет продолжение того же курса, который был взят де-факто властями в отношении различных представителей гражданского общества и, в первую очередь, такое давление на себе испытывают представители крымскотатарской общины», - публикует слова Сергея Никитина запрещенный Роскомнадзором сайт «Крым.Реалии».
Ответом на эти слова может послужить позиция уполномоченного по правам человека в Севастополе Павла Буцая. «Меня беспокоит тот факт, что международная правозащитная организация берётся только за какие-то единичные факты, которые они считают «нарушением прав человека» в Крыму и Севастополе. О том, что у нас была энергетическая блокада со стороны Украины, водная блокада, которая, к слову, до сих продолжается, транспортная блокада, - ни слова, а ведь речь идёт о двух с половиной миллионах человек. И таких примеров масса. Где доклады? Об этом почему-то правозащитники не хотят ни говорить, ни даже упоминать в своих докладах и документах», - удивлён севастопольский омбудсмен.
Отдельно стоит напомнить недавнюю позицию по правам человека в Крыму и Севастополе спецпредставителя Совета Европы Жерара Штудмана, который побывал в Крыму в январе 2016 года и, согласно опубликованному им докладу, не обнаружил на полуострове каких-либо фактов репрессий и гонений по национальному признаку, хотя и назвал ситуацию, сложившуюся в национальном вопросе на полуострове, неудовлетворительной. За время своей поездки Жерар Штудман провел около 50 встреч, но так и не смог найти каких либо доказательств существования в Крыму прямых нарушений прав человека, назвав «репрессией» только признание российской властью деятельности Меджлиса экстремистской.
 
 
О реальных национальных проблемах
Общественники Севастополя, возглавляющие национальные общества или работающие в различных структурах города, с которыми в ходе подготовки материала успел пообщаться ForPost, также озабочены избирательностью международной организации. Они утверждают, что как таковых нарушений прав человека в Крыму и Севастополе нет, хотя и отмечают некоторые проблемы.
Председатель севастопольского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» Руслан Ковейко заверил ForPost, что к нему и его организации каких-либо предложений о встрече от группы Amnestry International не поступало. Что касается прав человека в Крыму и Севастополе, Ковейко отмечает только проблемы общего характера. «О каких-либо притеснениях по национальному признаку в Севастополе мне не известно. Подобных жалоб к нам не поступает. Проблемы в национальном вопросе – они общие, они существуют, но каких-то конкретных притеснений национально-культурных общин – нет», - утверждает Руслан Ковейко.

Минусом работы властей в Севастополе в национальном вопросе он считает отсутствие комитета по национальностям в законодательном собрании Севастополе и отсутствие подобного совета при губернаторе Севастополя.

Резолюция ООН по Крыму и Севастополю: что, как и для кого искали на полуострове «правозащитники»
 
В ответ на вопрос "ForPost", есть ли в городе проблемы в национальной сфере, председатель общественной организации «Украинское национально- культурное общество Севастополя» Олег Леус отметил лишь то, что в городе теперь нет украинских школ и эфирных программ в СМИ. «Есть люди, которые говорят, что так и надо. А между тем в городе проживает свыше 50 тысяч украинцев», - отмечает Леус. Среди других проблем он отметил негатив в комментариях к различным статьям на национальную тематику в Интернете. На вопрос, выходили ли с ним на связь в Севастополе представители Amnestry International, Олег Леус сказал, что нет. Он также ничего подобного не слышал и от своих коллег и членов общества, которое он возглавляет.
Председатель комиссии Общественной палаты Севастополя по развитию гражданского общества, межнациональным, межрелигиозным отношениям и охране объектов культурного наследия Талят Сулейманов в интервью ForPost рассказал, что не наблюдал в Севастополе каких-то противлений, неприятия, грубейших нарушений прав человека по отношению к крымским татарам. По его словам, в Крыму и в Севастополе существует некое недоверие и напряженность, а также предвзятое отношение к крымским татарам в целом, которые сложились из-за рождённых ранее и всё ещё живущих в гражданском обществе стереотипов, но серьезного противостояния, также как и преследования крымских татар со стороны общества и власти – нет.

Резолюция ООН по Крыму и Севастополю: что, как и для кого искали на полуострове «правозащитники»  Сулейманов отметил редкие случаи злоупотребления служебным положением при приёме крымских татар, например, на работу. «У меня сейчас пару дел таких на рассмотрении есть, - признал Талят Сулейманов. – Из таких мелочей и складывается представление о недопонимании», - считает общественник.
При этом Талят Сулейманов отметил как большие плюсы то, что у крымских татар на сегодня нет проблем с доступом к СМИ, к телевидению и прямым эфирам, также нет проблем и с диалогом с исполнительной и законодательной властями Севастополя. Особо он подчеркнул, что начали строиться мечети, хоти при их строительстве и бывают трудности с оформлением документов, но эту проблему, по его словам, следует отнести к общероссийской излишней бюрократизации. Талят Сулейманов особо подчёркнул наличие негатива, который льётся на крымских татар из Интернета.
 
 
Заказные выводы

Следов официальной работы организации Amnestry International в сентябре этого года в Севастополе мы так и не нашли, как не нашли и особых серьезных проблем с соблюдением прав человека на полуострове в ракурсе межэтнических отношений. Здесь более всего подошли бы слова директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолия Викторова, прокомментировавшего готовящуюся резолюцию ООН: «Уверены, что многие украинцы предпочли бы жить так, как сейчас живут крымчане, то есть в условиях мира, поступательного экономического развития и социальной защищенности. Именно такова сейчас ситуация в Крыму, несмотря на попытки Киева, так сильно озабоченного правами более чем 2 млн жителей полуострова, организовать его водную, энергетическую и продовольственную блокаду».
При этом никого из нас не удивит, если выводы международных правозащитников, основанные на частных случаях, которые Amnestry International связывает с нарушениями прав человека, лягут в основу резолюции ООН по Крыму и Севастополю. О такой "объективности" можно судить уже по тому, что действия «мониторинговой группы» в Крыму больше походили не на работу серьёзной международной организации с мировым именем, а на «подпольную» деятельность в лучших традициях «Союза меча и орала».
 
 
Справка: Amnestry International - международная неправительственная организация, работающая по всему миру с 1961 года. Основной своей целью провозглашает исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав человека, на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека. Организация насчитывает в своих рядах миллионы сторонников.
Часто становится объектом обвинений в избирательном подходе к информации и идеологической предвзятости.
Дмитрий Осипенко
Фото автора
 
 
НОВЫЕ ВЕСТИ
Источник: ForPost