Что произойдёт с полувагонами, которые «РЖД» вернёт «Ростеху»

Что произойдёт с полувагонами, которые «РЖД» вернёт «Ростеху»

Пока специалисты и эксперты делают ставки на то, увеличится ли дефицит активов компаний, предлагающих свои услуги на отечественном рынке грузоперевозок, специалисты издания «ПРАЙМ», активно отслеживающие события, происходящие в этом сегменте, делятся своим прогнозом. Они уверены, что хотя некоторый дефицит полувагонов в последние месяцы действительно имел место (после списания старых вагонов, согласно президентского указа, активы многих компаний значительно сократились) даже проблемность ситуации, возникшей между «Ростехом» и ОАО «РЖД» не усугубит положения. Дефицит, конечно же, есть, но говорить о его росте пока ещё рано. Тем более, что, похоже, два государственных гиганта всё-таки договорятся между собой, и не станут доводить дело до суда. И ОАО «РЖД» просто вернёт вагоны «Ростеху», которые получило в своё распоряжение согласно договору, заключенного в 2015 году. Хотя с момента его подписания прошло уже два года, отголосок этой истории доносится и до наших дней.

С чего всё начиналось

Ещё в 2015 году можно было бы предугадать сегодняшний коллапс с грузовыми перевозками, если быть дальновидными. После принятия документа о сокращении сроков службы грузовой железнодорожной техники (его инициировало правительство) пришлось списать со счетов до 200 тысяч единиц, из которых около 100 тысяч составляли полувагоны... Со списанными вагонами обошлись достаточно прогнозировано — пустили на металлолом.

В результате возникновения дефицита, монополисты рынка грузовых железнодорожных перевозок решили поднять тарифы на свои услуги. В итоге, полувагонов стало меньше, а арендовать их стало дороже. Цена выросла почти в 4 раза. И если речь шла об аренде целого состава, то суммы выходили многомиллионные.

Государство попыталось урегулировать вопрос с ценами, и даже выдвинуло дочернему предприятию «РЖД» предписание, которым обязывало его обосновать всю экономическую подоплеку этого шага, но всё закончилось штрафом, который заплатила компания. Он составил сумму в размере 400 тысяч рублей. Это капля в море по сравнению с той прибылью, которую получало дочернее предприятие ОАО «РЖД» — «ФГК», в связи со своим неоправданным повышением тарифов.

Чтобы понять, о каких финансовых масштабах идёт речь, достаточно узнать, что с такими тарифами суточная прибыль компании могла составлять до 288 миллионов рублей, а в год — до 100 миллиардов рублей.

Будет ли дефицит

Сегодня представители среднего и крупного бизнеса переживают, что после возвращения полувагонов, которые ОАО «РЖД» должна будет отдать «Ростеху», дефицит увеличится, и цены на грузоперевозки железной дорогой возрастут.

Окончательные выводы по этому вопросу делать ещё рано. Но, специалисты, изучающие ситуацию рынка грузоперевозок, искренне надеются, что, даже получив вагоны от ОАО «РЖД», «Ростех» будет их использовать в коммерческих целях и сдавать в аренду, а не поставит в тупик. Соответственно, тарифы на аренду полувагонов не вырастут.