Мельниченко Андрей Игоревич – один из крупнейших российских бизнесменов, на протяжении многих лет водящий в десятку самых успешных отечественных предпринимателей.
Немало перспективных брендов неразрывно связано с самим именем Мельниченко. Еврохим, СГК, СУЭК – в этих компаниях Андрей Игоревич занимает пост Председателя Совета директоров, его деятельности они обязаны своим успехам на рынке. Биография Мельниченко-предпринимателя не будет полной, если не упомянуть и о его вкладе в создание МДМ-Банка, соучредителем которого он выступал в далеком 1993 году.
Но сегодня Мельниченко от банковской деятельности полностью отошел, сконцентрировав внимание на отраслях прямо противоположных. Особое место в его деятельности сегодня занимает Еврохим – крупный мировой, и крупнейший российский производитель удобрений. В планах Мельниченко Еврохим, пока шестой по производству аммиака и фосфорной кислоты, вывести в тройку мировых лидеров, встав в один ряд с такими конкурентами, как американская «Mosaic», европейская «Yara» и другими компаниями. О том, какие меры будут приняты для достижения этой цели, Мельниченко Андрей Игоревич рассказывает открыто в своих интервью.
Так, Мельниченко планирует развивать Еврохим путем последовательной политики инвестиций в производство. Многие считают такой метод излишне рискованным. С подобной оценкой соглашается и сам предприниматель – по мнению Мельниченко, только совмещая риски и тщательное планирование, учитывая настоящие расходы с перспективной маржой, и можно превратить просто крупного производителя в одного из мировых лидеров. Разумеется, и рынок сбыта у продукции предполагается глобальный – ее реализация будет вестись и в Европе, и в Азии, в Африке и Америке. Кстати, подобный космополитичный подход как нельзя лучше характеризует такого успешного бизнесмена, как Мельниченко.
Конкретные меры по развитию бизнеса следующие – Мельниченко, биография которого рассказывает о более чем 20 годах успешной предпринимательской деятельности, в период с 2010 по 2015 годы уже инвестировал в три свои крупнейших актива – Еврохим, СГК и СУЭК – без малого 10 млрд долларов. В перспективе еще одно аналогичное вложение в течение 2015-2020 годов. Из этих средств собственно на Еврохим Андрей Мельниченко планирует потратить 80 процентов – деньги пойдут на строительство двух крупных предприятий по производству калийных удобрений на территории России. Это комбинаты в Пермском крае и Волгоградской области, то есть в регионах, обладающих собственными богатейшими залежами ископаемого сырья.
Но этими мерами небывалая активность на рынке удобрений нового игрока отнюдь не ограничивается. Параллельно идет выстраивание производственной кооперации с Казахстаном.Мельниченко, биография которого отмечает былое сотрудничество предпринимателя с южным соседом России, планирует использовать Астану не только как ресурсную базу, организовывать там добычу фосфорного сырья. Также Андрей Мельниченко имеет в планах строительство на месте добычи и перерабатывающих комбинатов – продукция с них будет идти преимущественно на азиатский, в особенности китайский, рынок. Если планы удастся реализовать, то только два новых отечественных производства в Перми и Волгограде дадут прирост по выпуску калийных удобрений на 10 млн тонн ежегодно.
О рисках в бизнесе по производству удобрений Мельниченко говорит, что они заключаются не в низком спросе – на рынке нет тенденции в его уменьшении, напротив, потребность аграриев в продукции только растет. И не в медленной окупаемости финансовых затрат на развитие – Андрей Игоревич Мельниченко рассматривает приемлемый срок окупаемости некоторых инвестиций в 15-20 лет. Основные риски заключаются в существовании конкурентов, компаний, в число которых входит и российский Уралкалий (кстати, его предприятия размещаются на том же месторождении в Пермском крае, что планируются к освоению и Еврохимом).
Здесь политика проста – в острожном проникновении на рынок. Доля в нем на уровне 10-12 процентов – вот тот сегмент, о котором говорит Андрей Мельниченко. Биография бизнесмена не дает повод усомниться в разумности таких расчетов. При слишком быстрой интеграции в мировое производство удобрений существует вероятность падения цен на продукцию, равно как и демпинга со стороны основных конкурентов. Что касается здоровой рыночной конкуренции, то здесь Андрей Мельниченко видит у своей компании исключительно одни преимущества. По сравнению с тем же Уралкалием, Еврохим планирует использовать более технологичное, инновационное производство, меньшие трудозатраты (значит, меньшие расходы на персонал), тщательно продуманную логистическую составляющую бизнеса.
О последнем Андрей Мельниченко, биография которого упоминает и об опыте работы с перевозками, упоминает особо. Огромную роль при ценообразовании на продукцию играют такие факторы, как удаленность комбинатов от потребителей, транспортная инфраструктура. Очень важны и геологические особенности месторождений. Здесь освоение ресурсной базы Волгоградской области чрезвычайно привлекательно – в пользу этого говорит и близкое расположение к черноморским портам, и хорошая транспортна инфраструктура региона.
Мельниченко щепетилен и в вопросах защиты окружающей среды. Согласно цифрам официальной статистики, Еврохим и другие компании бизнесмена ежегодно инвестируют в благотворительных целях свыше 100 млн долларов. В эту цифру не входят расходы на организацию экологичного производства, а лишь инвестиции в социальную сферу – образование, здравоохранение, спорт и т.д. На этом поприще Мельниченко и его партнеры входят в пятерку самых крупных меценатов в Российской Федерации.
Такими образом, в данный момент идет становление нового крупного игрока, грозящего занять до 12 процентов мирового рынка удобрений. Это достижение будет связано с именем опытного бизнесмена, которым является Андрей Мельниченко.
Tweet | ||