Сегодня ПАО «Транснефть»– крупнейшая компания по транспортировке нефти, а также одно из самых эффективных предприятий в мире. Как «Транснефть» прошла путь от советского наследия до лидера мирового рынка – разбиралось профильное издание «Нефть и капитал».
«Транснефть» появилась 26 лет назад, и первым ключевым активом предприятия стала доставшаяся от Советского Союза система транспортировки нефти, насчитывавшая 44,5 тыс. км. трубопроводов. В отличие от многих компаний, «Транснефть» вступила в фазу активного развития. Ключевым этапом для компании стал мега-проект ВСТО - именно эта нефтяная магистраль завершила формирование единой системы нефтепроводов современной России.
На сегодняшний день протяженность трубопроводов «Транснефти» составляет более 68 тыс. км., транспортировка нефти выросла на 40% за четверть века.
Однако секрет успеха «Транснефти» не в масштабе, отмечает «Нефть и капитал». Топ-менеджмент предприятия – президент «Транснефти» Николай Токарев и председатель Совета директоров министр энергетики РФ Александр Новак взяли курс на повышение эффективности. Несмотря на огромный географический разброс объектов, компании удалось добиться высочайшей энергоэффективности: за последние 8 лет удельное потребление электроэнергии компании снизилось на 16%, а удельные затраты на 100ткм только за 2015-2017 годы снизились на 6,5%. Такие показатели являются одними из лучших в мире.
«Нефть и капитал» сообщает, что по итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» (0,32 долл./100 ткм) в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам (1,24 долл./100 ткм), а также ниже аналогичного показателя Enbridge. При этом, производительность труда в «Транснефти» находится на высочайшем уровне: 17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел. Это позволяет постоянно удерживать рентабельность компании по EBITDA на уровне 40-50%.
Помимо прочего, недавно «Транснефть» улучшила прогноз оптимизации программы капвложений. В отчете об устойчивом развитии за 2017 г. компания сообщала о планах по оптимизации капвложений на 2017-2022 г. на 24,3 млрд руб., а уже в октябре 2017 г. на вебинаре для инвесторов «Транснефти» менеджмент озвучил возможность оптимизации капвложений за 2018-2022 гг. на 94 млрд руб.
Отдельно авторы статьи отмечают, что повышение эффективности отнюдь не
означает, что «Транснефть» экономит на программах по защите окружающей среды
или безопасности инфраструктуры. Удельная аварийность при транспортировке по
магистральным трубопроводам «Транснефти» оставляет 0,06 аварий на 1000 км, в то
время как среднее значение аварий у международных компаний-аналогов – 1,39. Также
в разы отличается удельный объем разливов на 1000 км трубопроводов: у «Транснефти»
– 0,13
куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.
Издание «Нефть и капитал» отмечает высокие финансовые показатели «Транснефти». Чистая прибыль по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.). В последующие годы «Транснефть «сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли благодаря оптимизации программы капитальных затрат, дальнейшему росту внутренней эффективности и росту свободного денежного потока.
Все это, естественно, делает «Транснефть» привлекательной инвестицией на международной арене: как сообщают журналисты, только за последние несколько лет доли в компании приобрели суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, РФПИ и другие крупнейшие мировые инвесторы.
Tweet | ||