Падение доходов от рекламы, высокая конкуренция на рынке и активный отток рекламного контента с традиционных медиа-платформ в социальные сети продолжает создавать угрозы для устойчивости европейских и евразийских средств массовой информации. Во многих случаях, масс-медиа в этом регионе вынуждены все больше полагаться на правительственное финансирование. В рабочей среде СМИ продолжает сохраняться культура самоцензуры. Об этом свидетельствуют результаты последнего исследования IREX "Индекс устойчивости СМИ в Европе и Евразии-2019" (MSI).
В последний год проведения исследования MSI специалисты организации оценили состояние масс-медиа по пяти критериям, включая юридическую свободу слова, качество журналистики, плюрализм новостных источников, практику управления СМИ и эффективность поддерживающих организаций. Однако, за время, прошедшее с момента возникновения MSI в 2001 году, способ создания, распространения, потребления и использования информации претерпел радикальные изменения. В ответ на эти изменения, специалисты IREX разработали новую методологию, ориентированную на воспроизведение современной картины отрасли, участники которой одновременно являются продюсерами, носителями, потребителями и активными субъектами информации.
Результаты исследования показывают, что трансформация рекламных моделей вынуждает региональные СМИ искать новые источники дохода. Все это приводит к экспериментам с краудфандингом и локальным ограничениям бесплатного доступа, например, в России, что, в конечном итоге, обуславливает необходимость хотя бы в частичном финансировании из государственных источников. Один из сербских экспертов отметил, что размещение финансируемого государством рекламного контента "совершенно определенно используется в качества средства контроля СМИ". По словам экспертов из Казахстана, некоторые масс-медиа пытаются обойтись без государственных средств, чтобы сохранить свою журналистскую независимость.
Реклама в социальных сетях и онлайн-СМИ переживает период расцвета, что еще больше ограничивает объемы рекламного рынка для традиционных СМИ. Результаты болгарского исследования показали, что на долю Facebook и Google приходится половина всего рекламного рынка страны. Украинские политики размещают свои баннеры на надежных новостных сайтах, приобретая рекламные услуги с помощью инструмента Google Ad Sense. В результате у читателей формируется мнение, что редакции этих изданий самостоятельно выбирают и поддерживают этот рекламный контент.
Влияние правительства, общественное давление, и страх официальных санкций подстегивает самоцензуру. В разделе отчета, посвященном армянским СМИ, говорится, что пользователи социальных сетей часто оскорбляют журналистов и блогеров, принуждая их отказываться от освещения тех или иных событий в регионе. Склонность азербайджанских журналистов к самоцензуре объясняется страхом преследования и даже тюремного заключения.
Агентство международного развития США финансирует исследования MSI в 21 стране Европы и Евразии. Ознакомиться с отчетами по странам можно ознакомиться по ссылке www.irex.org/msi, а платформа Media Sustainability Explorer дает возможность анализировать и сравнивать динамическое развитие основных тенденций с учетом времени, целей MSI, регионов и отдельных стран.
Tweet | ||