Почему в России нет проблем с тормозными колодками и кому спасибо за это?

Почему в России нет проблем с тормозными колодками и кому спасибо за это?

К осени 2022 года мир российского автолюбителя наконец пришел в относительное равновесие. Отгремели новости об остановке производства Volkswagen, Mercedes-Benz, Nissan, продаже завода Renault, а также ожидаемом, но все никак не наступающем тотальном дефиците запчастей. Конечно, ситуация в современном российском автомобильном мире остается нестабильной, но все же есть и позитивные моменты. Часть запчастей оказалась вполне импортозаместимой, и среди неё оказались накладки на тормозные колодки. В чем же причина данного феномена и почему другие не последовали этим путем?

 

Дорогостоящий пиар

 

Можно сказать, что отечественные накладки на тормозные колодки существуют в «параллельной реальности» вот уже более 20 лет. Накладки на тормозные колодки – это именно та часть системы, которая непосредственно захватывает тормозной диск и останавливает его. Она подвержена высокому уровню трения и нагреву. Соответственно, накладки должны быть изготовлены из устойчивого к данным воздействиям материала. До 90-х годов крупнейшие автопроизводители активно использовали для этих целей асбест. Это волокнистый минерал, выдерживающий экстремальный нагрев, устойчивый к механическим повреждениям и нагрузкам. За счет своей структуры, напоминающей волокна шерсти (его еще называют «горный лён») он очень удобен в обработке, служит долго и, в целом, эффективно решает все возложенные на него задачи.

 

Впрочем, прошедшее время было использовано не зря. Начиная с 70-х годов в Европе началась массовая кампания против использования асбеста во всех сферах производства. Она основывалась на исследованиях, связывавших применение «горного льна» и онкологических заболеваний. Сегодня мы можем утверждать, что паника вокруг асбеста была оправдана лишь частично. В Европе активно использовали амфиболовый асбест, одну из разновидностей волокнистого минерала. Он представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого присутствует железо. Волокна амфиболового асбеста при попадании в легкие человека остаются там на долгие годы, поскольку они устойчивы к кислоте. Клетки-«уборщики» легких, альвеолярные макрофаги, не могут их растворить, что приводит к прогрессирующим травмам легочной ткани. На территории СССР же добывали и применяли хризотиловый асбест, представляющий собой гидросиликат магния. Он не обладает устойчивостью к кислоте, так что альвеолярные макрофаги выводят его за короткий промежуток времени.

 

В статье «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессор-токсиколог Дэннис Паустенбах отмечает, что рабочие, которые трудились в авторемонтных мастерских с асбестовыми тормозными колодками не испытывали каких-то особых проблем со здоровьем по сравнению со своими коллегами. Более того, под воздействием трения и высокой температуры хризотил в накладках на тормозные колодки превращается в форстерит. Этот минерал также не представляет угрозы как для здоровья человека, так и окружающей среды. Дополнительно это означает, что автовладелец де-факто не может столкнуться с любым асбестовым волокном в чистом виде – оно будет либо в составе накладок, т.е. находится в связанном состоянии, либо в виде форстерита. Большое исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе» показало, что на территории стран бывшего Варшавского договора случаи заболеваний, которые можно связать с асбестом, стремятся к статистической погрешности, в то время как в Европе их количество весьма велико.

 

Тем не менее, активисты, ряд чиновников и многие СМИ назвали все виды асбеста «вредным», создав настоящую истерию вокруг минерала. Для дорогих автомобилей начали использовать синтетические аналоги волокна, кевлар и карбон, а в массовом сегменте перешли к стальной стружке. Первые аналоги асбеста оказались очень дорогие в производстве. Стальная же стружка приводит к повышенному износу тормозного диска и более частому ремонту. Все это повышало стоимость автомобиля как при покупке, так и на дистанции. Впрочем, «зеленая повестка» всегда обходится потребителю дороже – и вопрос накладок на тормозные колодки не стал исключением. Таким образом, в Европе асбестовые накладки исчезли, а в России остались. Почему? Потому что наша страна не поверила в пиар-кампанию против минерала.

 

Рассудок против истерии

 

В то время как Европа рубила сплеча, Россия прислушалась к доводам ученых, в том числе международного класса. Параллельно с западными коллегами работали и российские ученые, проводя многочисленные исследования работников асбестовых фабрик, ГОКов и заводов. Их вывод отражает постановление Правительства Российской Федерации №869 от 1998 года, указывающее на отсутствие убедительных данных, доказывающих вред хризотилового асбеста для здоровья человека. В свою очередь это означало возникновение «параллельного мира» для автолюбителей. Сейчас содержащие хризотил накладки на тормозные колодки используются в грузовом транспорте и ряде отечественных автомобилей. Как следствие, когда начало 2022 года перетряхнуло всю логистику и устройство отечественного автомобильного универсума, накладки на тормозные колодки из хризотилового волокна оказались как нельзя кстати. Собственное производство на территории своей страны, независимое от импорта показало себя с лучшей стороны.