Знаменитый российский предприниматель Сергей Бачин в 2016-м году выпустил книгу под названием «Органика. Мифы и реальность». В ней он популярно рассказал о том, что из себя представляет органическое производство. Для граждан РФ такой вид сельского хозяйства во многом остается революционным, хотя в мире он уже давно признан наиболее экологичным. Не говоря уже о том, что органическая пища — самая вкусная и чистая. Несмотря на это, против органики до сих пор пытаются вести недобросовестную борьбу приверженцы вредной индустриально-химической пищи. Именно поэтому вокруг нее хватает мифов и заблуждений, которое Сергей Бачин легко развенчал в своей книге.
Во второй главе книге — «История органического движения» — говорит сама за себя. В ней Сергей Бачин рассказал об эволюции земледелия на нашей планете и приходе человечества к важности выбора органики.
Сергей Бачин начинает свой рассказ с обзора доиндустриальной истории земледелия. Этот этап отмечался закономерным отсутствием синтетических удобрений и стимуляторов роста. Несмотря на это, способы возделывания земли нельзя было назвать органическими. Попустительское отношение к почве, примитивные методы вспашки и агротехника, небрежное орошение и прочие факторы приводили к тому, что земля приходила в негодность, становилась скудной. По этой причине впоследствии погиб ряд могущественных цивилизаций (Месопотамия, остров Пасхи, нагорья в Восточной Греции). Сотни и даже тысячи лет спустя данные регионы продолжают страдать от последствий оскудения почв, выступивших настоящей экологической катастрофой для населявших эти земли народов. Но все эти явления носили локальный характер и не влияли на судьбу всей человеческой цивилизации. Лишь за последние 150 лет людям удалось сформировать глобальную модель индустриально-химического промышленного сельского хозяйства, которое в итоге отравило реки и водоемы, поля и леса, став угрозой для жизни всей планеты, — отмечает автор.
В древности самые наблюдательные земледельцы обнаружили, что благодаря применению водорослей, золы, измельченных костей животных и навоза (все это органические материалы!) можно было возвращать питательные вещества в почву. Еще одним прорывом в этом направлении встало открытие, что на плодородие земли положительно влияет выращивание зеленых культур, доступных для внесения обратно в почву. Передаваемые из века в век знания позднее выступили базой для современной органики.
В конце XIX века взяла старт новая история сельского хозяйства. В поисках наиболее эффективного и менее трудоемкого способа производства пищи люди обратились к достижениям химической отрасли. Это стало поворотной точкой.
По следам «великой лихорадки гуано» (спрессованные птичьи экскременты увеличивали урожайность почвы в 3 и даже 5 раз) земледельцы поняли, что на плодородие почвы могут влиять не только естественные стимуляторы, но и искусственные, ведь первых чаще всего попросту не хватает. Неслучайно, Америка и Перу едва не начали воевать из-за островов с запасами гуано. В начале XX века Фриц Габер впервые выделил азот из воздуха, создав первые искусственные удобрения – нитраты. К середине столетия максимальные урожаи на почвах всех видов были получены благодаря массовому применению искусственных удобрений, пестицидов и иных химических веществ, изобретенных, как тогда казалось, в помощь фермеру. Кроме того, фактически одновременно с изобретением синтетических удобрений стартовал массовый выпуск автомобильной техники на двигателях внутреннего сгорания – наступила «эпоха моторов». Все это знаменовало изменение технологичного уклада сельского хозяйства.
Позднее веское слово сказала и наиболее юная в те времена биологическая дисциплина – генетика. Говоря о ее успехах в середине 1940-х гг., автор акцентирует внимание на «зеленой революции», которая имела место в самый разгар Второй мировой войны. Смысл ее заключался в разработке высокоурожайных гибридов пшеницы, риса и иных культур. В результате это позволило спасти от голодной смерти миллионы людей.
После войны существенно возросло использование в сельскохозяйственной отрасли химических веществ – искусственных удобрений, синтетических ядов, убивающих насекомых и сорняки, гормонов роста, способствующих выращиванию птиц и животных. В немалой степени это было связано с конверсией больших химических предприятий, которые во время войны акцентировали усилия на выпуске боевых отравляющих веществ, а позднее, в поисках новых рынков сбыта, сосредоточились на выпуске мирной продукции. Тогда мало кто понимал, что осуществившийся переход на индустриально-химическую модель производства грозил серьезными негативными последствиями человечеству.
Одним из тех, кто первым забил тревогу, стала американский эколог Рейчел Карсон. Ей удалось доказать, что синтетика и химия наносят серьезный вред почве и, соответственно, здоровью человека. Именно она в пух и прах разнесла пестицид под названием дихлорфинилтрихлорэтан, или ДДТ. Книга Карсон «Безмолвная весна» не имела отношения к органике, но изложенные в ней факты пагубности индустриально-химической модели сельского хозяйства поспособствовали изменению массового сознания землепашцев в пользу органики, а обычных людей — к ЗОЖ.
Органическое движение по всему миру за какие-то несколько лет оформилось в мощнейшую гражданскую силу. Факт, говорящий сам за себя: в 1972 г., ровно через десятилетие после выхода в тираж книги Рейчел Карсон, в Париже было объявлено о создании первой международной организации IFOAM 14. Под ее эгидой были объединены адепты здорового питания и производства сельскохозяйственных продуктов органическими методами.
С развитием органики на ее активистов стало оказываться давление со стороны компаний-гигантов, работавших на рынке сельскохозяйственных удобрений. В ход шли все способы: от черного пиара и газетных кампаний до судебных процессов. Именно с тех времен вокруг органики начали создаваться негативные мифы, не имеющие ничего общего с реальностью. Тем не менее, это не помешало органическому производству обретать сторонников. В конце 1980-х гг. во многих государствах мира стартовала активная институционализация органического движения. Стали приниматься законы, технические регламенты, национальные стандарты, посвященные производству «органики». Порядка четырех десятков стран приняли законы и национальные стандарты, регламентирующие производство, реализацию и сертификацию органической продукции в конце 1990-х гг. Это уже была сила, от которой нельзя отмахнуться.
В СССР многие перспективные разработки, имевшие отношение к созданию системы ведения сельского хозяйства на базе взаимосвязей естественных экосистем, объявлялись идеологически вредными и не могли рассчитывать на практическое применение. Но у России сейчас есть огромное преимущество перед всеми странами мира, заключающееся в большом объеме неиспользуемых пахотных земель. Согласно информации Росстата, сейчас РФ располагает почти сорока миллионами гектаров пашни, которые были выведены из интенсивного оборота. Ряд полей не сталкивался с удобрениями и пестицидами уже два десятка лет. За прошедшее время эти поля были почти на 100% очищены от тлетворного влияния химикатов. Теперь эти территории могут похвастаться идеальным органическим качеством, это настоящий стратегический резерв Российской Федерации. Дело в том, что ни одна страна мира не может сказать о том, что у нее есть подобные запасы свободных и чистых пахотных земель. Помимо этого, в наследство от СССР Россия получила крупноконтурную систему земледелия. С ее помощью можно рассчитывать на внедрение единых технологий органического сельского хозяйства единовременно на больших площадях. При такой системе отпадает нужда в согласовании с большим кругом мелких собственников с их разной экономической мотивацией, как, к примеру, происходит в странах Западной Европы, — констатирует автор.
Успешный девелопер и инвестор, идеолог и практик органического производства, глава попечительского совета АНО «Павловская гимназия» и гендиректор курорта «Роза Хутор», руководитель ГК «Агранта» и владелец сельхозхолдинга «АгриВолга». Все это Сергей Бачин, который удивительным образом добивается результата во всех направлениях своей деятельности. При этом он неоднократно отмечал, что для бизнеса крайне важная социальная ответственность. Сам Сергей Викторович по ходу реализации того или иного проекта всегда задумывается о том, облегчит ли это жизнь людям.
Бескорыстность предпринимателя ярко проявилась в его спасении этнического музея-деревни «Тыгыдым». Его владельцы и авторы проекта (муж и жена Мазалецкие-Дегтяревы) столкнулись с тем, что их этнический комплекс в Пошехонье могут сравнять с землей экскаваторы. Причиной тому выступила кадастровая ошибка. Создатели проекта решили искать лучшей доли в другом месте, и здесь им протянул руку помощи Сергей Бачин. С его подачи «Тыгыдым» безвозмездно обрел новый дом в Ярославской области, а супруги Мазалецкие-Дегтяревы с детьми несколько месяцев жили в предоставленном им коттедже, пока решались юридические и прочие вопросы с переездом их детища.
Говоря о переезде, следует отметить, что Сергей Бачин мечтает возвести на территории сочинского курорта «Роза Хутор» деревню «Русский Кавказ». Это будет перевезенная с территории Абхазии вымирающая русская станица, в которой сохранился такой же уклад жизни, что и 150-200 лет назад.
В «Роза Хутор», к слову, проводятся различного рода массовые мероприятия. Они направлены на воспитание здорового образа жизни в экологичных условиях. Здесь же реализуются социальные программы, в частности, «Лыжи мечты». В ее рамках люди с ограничениями здоровья могут научиться хоккею и горнолыжному спорту под руководством опытных специалистов.
«Роза Хутор» предоставляет богатые возможности и комфортные условия для незабываемого отдыха. Неслучайно, его популярность растет на ежегодной основе. Именно поэтому этот сочинский горный комплекс был признан лучшим отечественным спортивным курортом за 2017-й год.
Tweet | ||