РГГУ: «Электроников» создают и обучают здесь

РГГУ: «Электроников» создают и обучают здесь

В ведущем гуманитарном и социальном университете страны совершенствуют робототехнику, технологии инклюзивного образования, помогают сохранять исторический облик Москвы

Сегодня супертехнологичные роботы кажутся фантастикой. Как 100 лет назад казались фантастикой мобильные телефоны. С тех пор многое изменилось, но люди не разучились мечтать. Одна из систем, позволяющих приблизить это будущее, действует на базе Российского государственного гуманитарного университета. Это Международный институт новых образовательных технологий (МИНОТ).

Среди его целей - научить студентов оформлять свои идеи в разработки; реализовать их на практике с опорой на технологическую базу вуза; заинтересовать пользователей и простых людей.

В беседе с нами представители РГГУ с гордостью рассказали о наработках своих учёных – опытных и начинающих – в теоретической и практической робототехнике. Ведутся эти исследования совместно с Институтом прикладной математики им. М.В. Кеодыша РАН как с инженерной стороны, так и с программной. Что логично – даже самая совершенная конструкция, самые прочные материалы, сервоприводы, источники энергии не сделают из груды металлолома полезнейшего «ВАЛЛ-И». Для этого нужны гениальные программисты. Конечная цель этой работы – заменить труд человека там, где ему может угрожать опасность. Как в мобильном, так и в промышленном форматах.

В основе робототехнической концепции МИНОТ – модульная система, когда каждый элемент имеет собственную информационно-измерительную и управляющую системы, а также вычислительную мощность. Это залог высочайшей надёжности и расширенного функционала.

Следующее направление работы – технологическая поддержка развития инклюзивного образования. Вместе с врачами, в том числе, сурдопереводчиками, учителями, представителями управляющих образованием структур здесь воплощаются те задумки, которые будут объективно полезны детям с ограниченными возможностями.

С этим направлением связана и просветительская работа. Проводятся Университетские и Инженерные субботы, на которых педагогов, детей и их родителей учат пользоваться как собственными наработками университета, так и востребованными в России технологиями инклюзивного образования в целом.

Одна из таких платформ – методика «Нейрочат» авторства специалистов биологического факультета МГУ. Это, по сути, продолжение того, чем пользовался физик-теоретик Стивен Хокинг.

На фоне столь сложных работ тестирование аудиовизуального, коммуникационного и презентационного оборудования, проектирование зданий школ и вузов, социсследования РГГУ выглядят не столь сложными. Однако, они носят фундаментальный характер; ответственность колоссальна и ошибки недопустимы.

Расположенный в Москве МИНОТ РГГУ использует все возможности образовательной системы столицы через Центр технологической поддержки. За 8 лет объём сотрудничества с профильным департаментом составил в общей сложности 100 млн. рублей. Оно затрагивает и создание роботизированных систем, и проектирование (с последующим производством) трёхмерных предметов на основе сохранившихся чертежей, фото и других сведений. Это уникальная работа, которая под силу далеко не каждому подрядчику.

РГГУ это удаётся. Именно благодаря тому, что в одном месте и в одно время соединены и теоретическая наука, и её практическая реализация. Именно это и привлекает сюда молодых мечтателей, только что окончивших школу.