Автомобиль и запчасти: перспективы импортозамещения трения

Автомобиль и запчасти: перспективы импортозамещения трения

Сложившаяся ситуация на рынке автозапчастей для рядового автолюбителя сегодня кажется кошмарным сном. Лавинообразный рост цен, уход ряда компаний с российского рынка и общая паника наводят на грустные мысли о скором возвращении эпохи гужевого транспорта и актуальной профессии ветеринара. Впрочем, все не так однозначно. Отечественная промышленность долгие годы существовала в рамках специфических регуляций, тесно связанных с особенностями западного производства. И речь идет не только о каких-то особых стандартах или навязывании недобросовестной конкуренции, но и о принципиальной возможности использования тех или иных технологий. Сегодня мы расскажем о частном примере, как можно решить текущие проблемы за счет уже имеющихся ресурсов российского производства. Речь пойдет о фрикционных материалах из асбеста. 

В 2016 году генеральный директор «Барнаульского завода АТИ» Артем Шамков в своем интервью Altapress рассказал, что одним из перспективных рынков для компании стало производство безасбестовых фрикционных деталей. «Это также необходимо для сотрудничества сзападными производителями. Они,выходя нароссийский рынок,делают расчеты ипонимают,что везти парониты изЕвропы дорого. Поэтому такие компании ищут вРоссии производителей,способных произвести продукт европейского качества,нопороссийским ценам. Кстати,этаже проблема актуальна идля отечественных предприятий,которые приобретают безасбестовые парониты зарубежом», - отметил руководитель компании. Необходимость частичного отказа от асбестовой продукции тогда диктовалась прежде всего позицией Запада – в Европе этот минерал запрещен, и производители не используют его и за рубежом. Почему? Если кратко, то существуют два вида асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый активно использовали в Европе на протяжении XX века, что повлекло за собой массовые заболевания у населения. Его волокно содержит в себе железо, устойчиво к кислоте, и потому не растворяется при попадании в легкие. В России же добывают только хризотиловый асбест, представляющий собой гидросиликат магния. Он не обладает устойчивостью к кислоте, и потому выводится из организма человека за короткий промежуток времени. К примеру, об этомговоритработа Давида М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» итрудученых КрейгаПоланда и Роджера Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы».Там, на обширном фактическом материале, доказана безопасность асбестовой продукции для потребителя. 

При этом он превосходит по своим эксплуатационным качествам все синтетические аналоги – он выдерживает нагрев в 1500°С, устойчив к механическим повреждениям, трению, почти не нагревается и очень удобен в производстве. Де-факто, хризотиловая фрикционная продукция для автомобилей (тормозные накладки, колодки, накладки фрикционные для дисков сцепления, секторы и т.д.) на выходе получается доступнее и удобнее синтетических аналогов. 

Европа, опираясь на свое законодательство, установила нормы, защищающие их производителя. На российском рынке это означало необходимость производства комплектующих с учетом зарубежных требований, но, сегодня, эти нормы больше не действуют. В России производство продукции на его основе существует в достаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка объеме. И это значит, что недостатка в фрикционных элементах для автомпрома в нашей стране не ожидается, не смотря на множественные панические заявления.