В Севастополе восстановили мемориал Анны Ахматовой

В Севастополе восстановили мемориал Анны Ахматовой
17 сентября в 10.00 состоится торжественное открытие мемориала, посвященного великой поэтессе серебряного века Анне Ахматовой, в сквере возле пляжа «Солнечный»
Сквер, названный именем Анны Ахматовой, был создан еще в 1991 году решением Севастопольского Горсовета. Там же был предусмотрен мемориал посвященный Анне Андреевне. Инициатором выступил Севастопольский клуб любителей истории города и флота. Но прежний мемориал не дошел до наших дней. В середине девяностых, он был уничтожен вандалами.
В 2006 году ОРКИЦ «Отечество», в деятельность которого входит восстановление утраченных памятников и воссоздание мемориалов посвященных великим писателям, поэтам, музыкантам и др., чьё творчество тесно связано с Севастополем, выступил с инициативой восстановления мемориала Анны Ахматовой. Народный художник и скульптор Станислав Чиж сделал наброски, но проекту не суждено было осуществиться – не было поддержки со стороны Нахимовского района и фонда истории и культуры им. Геннадия Черкашина. Но идею не бросили. ОРКИЦ «Отечество» завершил начатую работу благодаря помощи депутатов от фракции «Сильная Украина» и партии «Русичи», а также ученикам школы № 35.
Мемориал представляет собой камень балаклавской породы пирамидальной формы с накладной доской из кубинского гранита. Скульптор мемориала - Олег Цветков, оформление и композиционная разработка- Юлии Довгань.
Это не первый проект ОРКИЦ «Отечество». Силами общества восстановлена памятная доска, посвященная Л.Н.Толстому, адмиралу М.П.Лазареву на ул. Лазаревской в Нахимовском районе, памятник А.И.Куприну в Балаклаве и др.



Страничка истории.

Анна Горенко (Ахматова) жила в Севастополе вплоть до 13 лет. Сначала семья маленькой Ани жила неподалеку от Херсонеса - между бухтой Стрелецкой и нынешней ул. Вакуленчука. Здесь находилось имение Н. И. Тура «Новый Херсонес». Тур сдавал дачи курортникам, на одной из них и проводили летние месяцы Горенко.
Аня в детстве у моря была настоящим чертенком: лохматая, быстроногая, загорелая дочерна, босая и веселая, целыми днями она пропадала у берегов Херсонеса. Она отлично ладила с морем: купалась в шторм, прыгала со скал и совершала дальние заплывы. По словам ее брата, Аня плавала «как птица». Как рассказывала сама Анны Андреевны, однажды, возвращаясь в Херсонес с рынка в лодке, она обиделась на сестру и доплыла до неблизкого берега.
Тогда на дворе был чинный и чопорный век. Девочки из богатых семей приходили на море в своем замысловатом наряде — шелковом платье, под ним пара юбок, корсет и сверху лиф. Всю одежду надо было аккуратно снять в специальной закрытой наглухо кабинке, а вместо нее нарядится в не менее замысловатый купальный костюм, резиновые тапочки и шапочку. Хорошо воспитанная барышня элегантно заходила в воду, изящно делала пару всплесков рукой и моментально выскакивала на берег. Ахматова вспоминала: «…я, лохматая, босая, в платье на голом теле. Я прыгала в море и уплывала часа на два. Возвращалась, надевала платье на голое тело и кудлатая, мокрая, бежала домой».
Серьезные барышни, носившие корсеты, говорили ей, что девочке не пристало вести «мужицкий» образ жизни. Пугали ее водяными и прочими морскими глупостями, Но Ане все было нипочем. А вот родители огорчались…
В стихах и рукописях Ахматовой постоянно фигурирует сам древний Херсонес, кажется, произведший на нее неизгладимое впечатление. «Я — последняя Херсонидка», — любила повторять Ахматова
Уже в конце жизни Анна Андреевна с грустью вспоминала дорогие сердцу места, не существующую к тому моменту дачу Тура, где заслужила она прозвище «дикой девочки», и серьезно говорила своей подруге Н. Н. Глен:
«Херсонес — главное место в мире.»

«Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, возле которого мы жили…»
«Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца,
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.»

Во многих стихах Ахматовой есть отзвуки долгих месяцев жизни в Севастополе. Но, по большому счету, такая жизнь часто была вовсе не прихотью, а необходимостью, вызванной слабым здоровьем.
С деньгами было туго… Когда, к лету 1907 г., кроме невроза сердца у Ани развилась легочная болезнь, семья снова переехала в Севастополь. Горенко сначала поселились у Песочной бухты, где в то время появилось новое дачное место — грязелечебница Шмидта. К осени Анна переехала с мамой из пригорода в Севастополь на ул. Малую Морскую в дом Мартино.
Настроение было подавленное и тоскливое:
«Я болею, тоскую и худею… Был бронхит, плеврит и хронический катар легких. Теперь мучаюсь горлом. Очень боюсь горловую чахотку… Живем в крайней нужде… Севастополь. Малая Морская № 43, кв. 1.»
С приходом весны 18-летняя Анна, грустная, одинокая душевно и неустроенная материально, отправляется в недорогой курорт — Балаклаву.
После 1916 года Анна Ахматова была лишена возможности бывать в Севастополе. Но Севастополь навсегда остался для нее городом ее бухт и дикой свободы:
«Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье…»


Анна Корнилова

ВЕСТИ