Россия и Украина готовятся воевать за газ. В ход пойдет все – Черноморский флот, шантаж и даже Юлия Тимошенко. Победа нужна всем – на кону выборы 2012.
Газовая война набирает обороты. Стороны оценивают арсеналы, подтягивают тяжелую артиллерию и тихонько подсчитывают максимально допустимые потери от «дружественного огня». Боезапас каждой страны – это единственная переменная в газовом конфликте: все остальные нюансы «театра военных действий» изучены по опыту предыдущих сражений.
То, что буря грянет – было ясно давно. Киев еще весной закачал газ в свои подземные хранилища – этот резерв поможет ему продержаться на случай перекрытия вентиля. Москва, в свою очередь, любовно поглаживает газовый договор Путина-Тимошенко, который делает неконкурентоспособным бизнес украинских олигархов (сиречь – официального Киева). И все это происходит на фоне приближающегося в 2012 году конца света – а именно парламентских выборов на Украине и президентских – в России.
Информационная подготовка к активной фазе газового противостояния идет полным ходом. Минэнерго Украины заявило, что в планах правительства – за несколько лет снизить закупки российского газа на две трети. Оптимистичное заявление, если учесть, что подобные разговоры идут уже несколько лет, а воз и ныне там. К тому же все заявленные способы «соскочить с российской газовой иглы» — требуют очень больших инвестиций. И нет никакой уверенности, что на разработку черноморского шельфа решится хоть какая-то украинская ФПГ – не говоря уже об иностранных.
При этом эксперты отмечают, что вслух не звучит другой тезис – о необходимости оптимизировать внутреннее потребление. Энергозатратность украинской промышленности давно уже стала чем-то нарицательным. К этому нужно прибавить 27 млрд кубометров газа в год – именно столько сжигает украинская коммунальная сфера и домашние хозяйства. Разница между закупочной ценой газа и отпускной ценой для населения составляет около $200. В таких условиях попытка диверсифицировать поставки газа на Украину ни к чему не приведет – надо «резать спрос» внутри страны при помощи модернизации и энергосбережения.
В свое время многие украинские капиталы были сделаны как раз за счет реэкспорта излишков газа, добывавшегося в самой стране, или поставлявшегося на Украину по льготным ценам из России. Рост цен на углеводороды прикрыл эту возможность – сегодня олигархи стоят перед дилеммой: пытаться заткнуть энергетические дыры собственных промышленных производств за счет внутренней добычи или продолжать и дальше контрабандным способом перегонять украинский газ за рубеж. Именно здесь будут сталкиваться интересы разных финансово-промышленных групп, одна часть которых зарабатывает на транзите, а другая – на промышленном производстве. Им всем нужен недорогой газ – но для разных целей.
И это притом, что обещания Киева «соскочить с российской газовой иглы» вряд ли заставят Москву пойти на уступки. А потому Януковичу приходится в срочном порядке заниматься ревизией немногочисленных оставшихся у него козырей. В их числе – базирующийся в Крыму Черноморский флот и судебный процесс по делу Юлии Тимошенко. Скажем прямо – карты слабенькие: надавить на Владимира Путина делом «газовых контрактов» вряд ли удастся. Зато разозлить, попытавшись вызвать в суд в качестве свидетеля – более чем реально.
Поэтому единственное, чем Украина может козырять – это базирование ЧФ. Вряд ли «регионалы» решатся на отмену «газофлотских» соглашений – этого не поймет и не примет их собственный избиратель. Зато будировать вопросы, связанные с режимом функционирования флота, официальный Киев будет старательно. Предвестники тому – решение украинских судов в отношении крымских маяков, которые пока что Черноморский флот удерживает под своим контролем. Степень свободы действий российских моряков в Крыму будет напрямую зависеть от позиции украинских властей – а потому тема перевооружения ЧФ и контроля его передвижений – станет разменной картой в украино-российских переговорах.
При этом остается непонятным – является ли режим базирования ЧФ хоть сколько-нибудь значимым фактором для Кремля, ради которого тот будет готов поступиться газовыми прибылями. С одной стороны, ЧФ – это возможность для России хоть как-то обозначать свое присутствие в регионе, из которого ее все интенсивнее выдавливает нестабильность на Ближнем Востоке. Падение сирийского режима может лишить ее базы в Тартусе – и тогда даже теоретическое бряцание мускулами в Средиземном море станет еще более проблематичным, чем сегодня. С другой стороны, нынешнее состояние флота наводит на мысль, что в Кремле воспринимают ЧФ, как эдакий «чемодан без ручки».
Если у Москвы есть стратегические планы в отношении ЧФ, то режим его базирования и перевооружения станет серьезным козырем Киева на переговорах. Если же Кремль продлил его пребывание в Крыму лишь для поддержания мифа о «России, поднимающей с колен», и чтобы не заблокировать экспорт нефти из Новороссийска (а лишь туда флот мог уйти после 2017 года), то надежды Киева на разыгрывание флотской карты могут не оправдаться.
Но у нынешней ситуации есть одно главное отличие от периода президентства Виктора Ющенко. В отличие от своего предшественника у Януковича нет возможности менять стилистику публичной риторики в отношении России. Украинский президент – заложник собственного «пророссийского имиджа» и этот имидж – единственное, что он может предъявить избирателю на фоне социально-экономического обвала последних полутора лет. Поэтому и Киев и Москва будут сохранять хорошую публичную мину до последнего.
В Партии регионов отдают отчет, что если газовая война развернется во всей своей отопительной красе, то им срочно придется искать другие тезисы для своего базового электората в преддверие парламентских выборов. Может потому и вновь в информационных топах замелькала тема русского языка: в Раде вновь зарегистрирован законопроект, расширяющий сферу использования языков нацменьшинств. Вполне возможно, что он даже будет принят – да только не факт, что законопроекту удастся вернуть «бело-голубым» расположение юго-востока. Экономический социал-дарвинизм власти вряд ли удастся компенсировать готовностью к гуманитарному «мультикультурализму». Слишком многие на Украине стали жертвами неуемного желания Партии регионов выжать деньги из стремительно нищающей страны.
Приближающаяся газовая буря показала, что Москва и Киев остаются в ловушке собственных иллюзий. Киев никак не может понять, что любой тезис национализма – будь то политического (как при Ющенко) или экономического (как при Януковиче) – одинаково неприемлем для Москвы. Кремль, в свою очередь, никак не возьмет в толк, что любой киевский президент не согласится на роль «губернатора украинщины», которую ему отводит «старший брат». А потому исход очевиден. Чем ниже будут падать столбики термометров по обе стороны границы, тем отчетливее в информационном пространстве будет пахнуть газом. Взрывоопасная ситуация.
Глеб Плотников
Источник: Росбалт