Накануне своего визита в Москву по приглашению мэра Москвы Сергея Собянина Владимир Григорьевич встретился с журналистами российского журнала «Регионы России» и севастопольской газеты «Вести».
-- Владимир Григорьевич, будучи министром регионального развития и строительства Украины, вы многое сделали для развития межрегионального сотрудничества регионов Украины и России. Как вы видите его сегодняшние перспективы? -- Сотрудничество между Россией и Украиной всегда имело стратегическое значение. Одним из ключевых направлений формирования новой природы экономических отношений России и Украины, которая заменила бы остаточные механизмы, заложенные еще советской экономикой, должны стать децентрализация торгово-экономических отношений и активное включение механизма межрегионального сотрудничества. Регионы лучше понимают друг друга, и центральная власть должна ориентироваться именно на их потребности. Децентрализация торгово-экономических отношений укрепит отношения двух наших стран, так как контакты на уровне регионов менее подвержены политической конъюнктуре в верхах. Именно они формируют надежную и стабильную систему прямой межхозяйственной кооперации, укрепляющую экономики обеих стран. В последнее время в этом направлении наметились позитивные сдвиги.
-- Какие интересные проекты для реализации в Севастополе можно сейчас предложить для российских регионов? И в чём вы видите сейчас наибольшие перспективы, проблемы и возможности?-- На днях мы на сессии рассматривали вопрос подготовки к зиме. Конечно, для нас самая большая проблема – это тарифы на газ.
На сегодняшний день остается нерешенным вопрос погашения задолженности населения за теплоснабжение. Благодаря поддержке правительства Украины нам списали долги за газ, возникшие из-за разницы в тарифах, и долги государственных предприятий, а это порядка 60 млн грн. Но, несмотря на серьезную работу власти, задолженность Севастополя за потребленный газ составляет 23 млн грн и является самой большой по Украине, Для погашения долга и выхода из сложившейся ситуации городские власти рассматривают вопрос получения кредита. Это первое.
Что касается перспективы экономики, то мы сформировали бюджет, он на 300 млн. по доходной части больше, чем в прошлом году, конкретно – 1 млрд 600 млн. Кроме этого, правительство получило поручение Президента на наше обращение. И мы планируем порядка 530 млн грн в следующем году на объекты, которые очень необходимы Севастополю. Из больших объектов могу назвать мост-развязку в районе железнодорожного вокзала, строительство на территории первой городской больницы нового корпуса взамен снесенных, аварийных. Кроме этого, есть программа замены катеров, осуществляющих пассажирскую перевозку горожан с Северной стороны Севастополя в центр, это практически маршрутка для нас, водные троллейбусы. При посещении Севастополя премьер-министром Николаем Азаровым был решен вопрос о выделении средств в размере 16 млн грн, и сейчас морпорт приобретает за эти деньги два новых катера. В перспективе за 3-4 года рассчитываем обновить весь парк катеров.
Кроме этого, у нас большая программа по канализации. Мы сейчас делаем четыре канализационные станции. И на следующий год правительство приняло решение о выделении средств на строительство очистных сооружений. И, конечно же, нужно говорить об уникальном проекте превращения Балаклавы в большой курорт, с закрытием карьеров по добыче флюсовых известняков.
Есть программа большая, мы её принимаем, начинаем работать по этому инвестиционному проекту. Если у российских регионов есть интерес к этому проекту, мы готовы предоставить вместе с инвестором любые условия участия в развитии этого проекта.
Второй большой проект, которым мы сейчас занимаемся, находится в начальной стадии разработки -- проект развития района Бельбека, строительство нового терминала. Сейчас идёт проектирование, выделены 25 млн за счёт денег Евро-2012. Я встречался с представителями американской фирма «Маккензи» даже облетел на вертолёте территорию вокруг Бельбека. Наши службы сейчас обговаривают предложение по инженерному обеспечению этого проекта. Они делают большой проект развития этой части Севастополя, Северной части. Там ещё остались не розданные 5 км. прибрежной земли, поэтому я тоже надеюсь на то, что это будет интересный инвестиционный проект, с участием государства.
-- Туда тоже могут прийти российские инвестиции?-- Это решение будет принимать государство. Я готов быть посредником между российскими инвесторами и государством в плане участия развития этого проекта.
Третий проект -- тоже, как мне представляется, интересный – это окончание реконструкции и застройки мыса Хрустальный. Это самое центральное место, это практически лицо Севастополя при входе в бухту, которое, к сожалению, до конца не решено ни архитектурно, ни с точки зрения инженерных сетей центра города. Не решён вопрос инженерной компоновки развития и набережной части, и самого мыса. Сегодня с участием двух известных украинских инвесторов Сергея Таруты и Павла Лебедева с привлечением архитектора из Днепропетровска и группы специалистов, которые решали подобные задачи в Днепропетровске, выдан заказ на инженерное и архитектурное решения застройки этого мыса. Но там хватит места всем желающим, кто захочет участвовать в этом проекте.
И последнее, а скорей всего одно из самых интересных предложений, -- это бухта Омега и далее район Института банковского дела и гостиничного комплекса «Аквамарин». Там есть ряд нерешённых проблем, пустых мест развития берега, аквапарка, который уже построен. Вообще очень красивое, я его называю Новым Севастополем – это место, которое мы будем предлагать для инвесторов.
Все эти материалы есть на бумаге, я готов предоставить в любой регион в России, для того, чтобы предложить те вопросы, которые мы готовы вместе с регионами России развивать в Севастополе.
-- Есть ли какой-то информационный ресурс, в котором обновляется информация об инвестпроектах Севастополя?-- Конечно, мы готовы предоставить. Мы пакет документов руководству Уральского федерального округа передали. Условия климатические Севастополя всем известны – незамерзающие бухты. 37 бухт Севастополя ждут своих инвесторов. Мы этот вопрос недавно обговаривали с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. Сейчас готовятся документы межправительственной российско-украинской комиссии для подготовки встречи Президента Виктора Януковича и с Президентом России Дмитрием Медведевым в Донецке, где будет обсуждаться в том числе и Севастопольский вопрос.
-- В этой связи как вы видите взаимодействие Черноморского флота и города? Какой должен быть идеальный формат, с вашей точки зрения?-- Я вам скажу, идеальный формат сегодня. У меня настоящие идеальные отношения с руководством Черноморского флота. Просто и мы иногда, и они не можем решать те вопросы, которые иногда требуют решения на межгосударственном уровне. Но с точки зрения решения вопросов социальных, вопросов взаимодействия и вопросов в проведении общегородских и флотских мероприятий у нас полное взаимопонимание.
- В СМИ России, но думаю и в Севастополе, очень активно обсуждался вопрос, когда та финансовая помощь, которая была заложена в московский бюджет, была отменена, но потом была частично, по крайней мере, восстановлена. С вашей точки зрения, какова роль взаимодействия Севастополя и Москвы?- Мне не хотелось бы публично давать оценки, я не имею права на решение московской мэрии и, наверно, депутатов Москвы, но в разговоре с министром культуры правительства Москвы я считал своим долгом рассказать о той реакции, которая была у Севастополя после этого решения. Я проинформировал его о том, что говорят севастопольцы, что пишут наши и местные газеты и, самое главное, что пишут газеты западных регионов Украины. Особенность Севастополя, что этот регион настолько политизирован, что даже после Симферополя, после Киева, 20-летней жизни в Днепропетровске я вообще не видел такого количества политических изданий, политических оценок, политических тонкостей, политических реакций. И здесь, в том числе, на первом месте нужно быть очень осторожным, внимательным ко всем оценкам, ко всем действиям, которые ты принимаешь. Поэтому я считал своим долгом сказать об этом руководству Москвы.
Но я назову только одно – это решение остановило плату за лекарство ветеранам Черноморского флота, в том числе и ветеранам войны, при лечении в военном российском госпитале. Ну что ещё можно сказать.
- Но, сейчас это уже восстановлено?- Пока ничего не восстановлено. И то решение, которое собирается принимать через Дом Москвы, оно звучит правильно. Но Дом Москвы – это коммерческая структура, причём зарегистрирована в Украине. А по закону при поступлении денег из-за рубежа все должны платить, порядка 48% налога. Из 75 млн рублей, которые, если допустим, вернут, ещё ничего не вернули, посчитайте, сколько денег уйдёт из Севастополя в центральный бюджет. И как их вернуть сюда, в Севастополь, как вернуть их на Черноморский флот России, как вернуть эти деньги инвалидам войны, которые отдали здоровье за Севастополь и за Черноморский флот, это вопрос проблемный.
Как мне представляется, такие вопросы должны обсуждаться. Наводить порядок надо, и я об этом тоже буду говорить мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. Он опытный человек и найдёт решение по этому вопросу вместе со своей командой, вместе с депутатами.
-- Вы говорите, что встречаетесь со своими коллегами из регионов России. Но такое впечатление складывается, что в последнее время очень много разных форумов по привлечению инвестиций со стороны Европейского союза. Складывается впечатление, что европейские политики и, может быть, часть бизнеса более активно идут в Севастополь в последнее время?- Можно я отвечу на ваш вопрос коротко? Разговоров много. И со стороны европейских негосударственных и государственных структур разговоров много. Пока в Севастополе работают деньги только украинских бизнесменов, российского бизнеса здесь нет. Здесь работали государственные программы, работали инвестиционные программы и социальные программы города Москвы, работали программы Киева. Например, тот же Лебедев построил знаменитый «Аквамарин», с большим аквапарком, первым в Севастополе. Такого аквапарка нет и на территории ЮБК. Это украинский бизнесмен.
Я по ошибке, когда встречался с группой руководителей регионов Уральского федерального округа, им рассказывал, что это российские деньги. А когда я приехал в Севастополь работать губернатором, разобрался, и оказалось, что это деньги украинского бизнесмена Павла Лебедева. Поэтому этот вопрос волнует не только вас. Это волнует и руководителей в Киеве, которые занимаются развитием Севастополя и болеют за него, и меня волнует. Но, к сожалению, я не могу ни одного примера привести, что российский бизнес зашёл сюда со своим серьезным проектом. Российский бизнес в Севастополе есть, но это небольшие фирмы.
Поэтому, ещё раз пользуясь случаем, приглашаю всех российских бизнесменов к сотрудничеству. Садиться, встречаться и решать. Мы готовы предоставить все возможности. Пусть выбирают, каким направлением бизнеса они готовы заниматься --портовым хозяйством, судоремонтом, туризмом, яхтингом, сельским хозяйством.
Я не говорю сегодня о строительстве как таковом. Это отдельная тема, о ней я могу говорить часами и днями, я люблю эту тему. Я говорю о бизнесе, развитии экономики в Севастополе.
Николай Буткин, фото Василия Батанова и Николая Буткина
ВЕСТИ