Ещё раз о «Щуке»: вопрос с подъёмом пока не решен

Ещё раз о «Щуке»: вопрос с подъёмом пока не решен
О найденной подводной лодке типа «Щука» у мыса Тарханкут сообщали за последние две недели практически все отечественные средства массовой информации. Некоторые центральные газеты России, утверждая, что на грунте обнаружена «Щука-216», даже привели список погибшего экипажа. Однако читатель должен знать, что лодка не идентифицирована ни по одному артефакту, так что называть её «Щукой-216» можно лишь предположительно, а печатать списки экипажа – чересчур преждевременно. В истории с поисками погибших подводных лодок уже были ошибки и архивные предположения особо рьяных «исследователей» не подтверждались...

Флотский читатель вполне может задать вопрос: что же конкретно сделано подразделениями аварийно-спасательных сил двух флотов?

В конце августа в районе, где лежит корпус погибшей советской подводной лодки типа «Щука» работал отряд специальных судов. Черноморский флот представляли водолазное судно ВМ-154, опытовое судно «Селигер» из НВМБ и гидрографическое судно ГС-86 под общим командованием начальника УПАСР Черноморского флота капитана 1 ранга Юрия Афанасенко. От ВМС ВС Украины схожие задачи выполняли водолазное судно «Почаев» и СБ «Кременец». В течение пяти суток погружаемые и корабельные подводно-обследовательские комплексы изучали состояние объекта на грунте на глубине около 52 метров. С ОС «Селигер» останки подводной лодки осматривал обитаемый подводный аппарат «Дип Воркер», с ВМ «Почаев» уходил на грунт обитаемый подводный аппарат «Риф». Водолазы не погружались.

«Поиск лодки проходил в рамках учения по обнаружению затонувшего объекта, -рассказывает старший водолаз ВМ-154 Борис Кирияк, - при этом применялись лишь технические средства – в частности, подводный обследовательский комплекс «Кальмар». С помощью гидролокатора бокового обзора мы получали на экране дисплея картинку подводного объекта в формате 3Д, что позволяло судить о состоянии корпуса лодки. При этом наши водолазы 1 класса Андрей Литвинов, Сергей Курочкин и Александр Пономаренко действовали в смежном амплуа, как расчёт подводно-технического комплекса. То есть водолазы, самостоятельно освоившие новую технику, сегодня имеют как бы смежную профессию операторов этого комплекса. ВМ-154 сделал пять поисковых галсов и «Кальмар» выдал информацию по лодке с разных направлений».

Подводные аппараты «Дип Воркер» и «Риф» совершили несколько погружений в районе. С помощью специальной фотоаппаратуры были сделаны десятки кадров подводной лодки. По ним можно, в первом приближении, судить о разрушениях легкого и прочного корпусов подводной лодки.

Выводы предварительной подводной разведки следующие. Вблизи подводной лодки на грунте взрывоопасных предметов не обнаружено. Сам корпус подводной лодки на всём протяжении опутан порванными рыболовными сетями. В районе первого-второго отсеков наблюдаются большие разрушения прочного корпуса, по-видимому, это следствие попадания двух глубинных или авиабомб. Фактически в этом месте прочная продольная связь осталась только по коробчатому вертикальному килю. Ограждение прочной рубки разрушено и сдвинуто, видимо сетями, на борт. Одно 45-мм орудие оторвано взрывами или сетями и лежит на грунте. Остальная информация малозначимая.

Пользуясь данными подводной разведки в настоящее время, специалисты в области судоподъёма двух флотов пока проводят консультации и прорабатывают возможные сценарии дальнейших действий. После принятия окончательного решения на уровне командования флотов возможно следующее развитие событий.

Самое вероятное – обследование подводной лодки продолжат водолазы. Со стороны Черноморского флота это выполнят СС «Эпрон», ВМ-154 и КИЛ-25. Последние два судна после 12 сентября разметят водолазный полигон и установят на нём оборудование для проведения более подробных подводно-технических работ. От ВМС ВС Украины предположительно в операции примут участие СБ «Кременец», санитарный катер «Сокаль» и одно водолазное судно.

Главная миссия выпадет водолазам СС «Эпрон» и его необитаемым подводно-техническим комплексам. Водолазы должны очистить корпус лодки от сетей, тщательно осмотреть состояние всех доступных пробоин, люков, горловин, произвести замеры пробоин и толщин корпусов, определиться с нахождением внутри торпедных аппаратов торпед. Если возможно и безопасно – попытаться проникнуть в какой-либо из отсеков на предмет обнаружения останков подводников или поиска важных артефактов. После проведения этой серии работ, по результатам теперь уже детальной разведки, к анализу ситуации подключатся соответствующие институты и ЦКБ России, проектирующие подводные лодки. Эти организации и выдадут окончательное резюме насчёт возможности подъёма останков подводного корабля. Со своей стороны – «Флаг Родины» будет информировать читателей о ходе работ и принятых решениях по «тарханкутской» лодке.

Андрей ЛУБЯНОВ, «Флаг Родины»

На снимке: за дисплеем комплекса «Кальмар» - старший водолаз Борис Кирияк и водолаз 1 класса Андрей Литвинов.
Фото автора.