Линкор "Новороссийск" и блеф итальянского диверсанта

Линкор \
В последние недели пресса и информационные агентства России и Украины пестрели сенсационными новостями. В их основе лежали последние откровения бывшего итальянского диверсанта, ветерана спецподразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д , Эспозито. Напомним читателю, что подразделение итальянского военно-морского флота организационно входило в известную 10-ю флотилию МАС, которой командовал князь Боргезе.
Флотилия имела на вооружении человекоуправляемые торпеды «Майяле», средства их доставки к местам диверсий, торпедные катера и подразделение «людей – лягушек» или - легководолазов.

Людям Боргезе удалось провести несколько удачных операций, самой результативной из которых считается подрыв линкоров «Куин Элизабет» и «Вэлиент», стоявших в порту Александрия. Диверсанты доставили на человекоуправляемых торпедах к стоянкам линкоров боевые заряды и сбросили их под днища кораблей. От взрывов линкоры получили повреждения, но после устранения последствий взрывов корабли вновь вошли в строй.

Этот успех и породил легенды о небывалых возможностях итальянских подводных диверсантов, хотя ряд тщательно спланированных ими на средиземноморском театре операций были не столь успешными, а многие – вообще закончились безрезультативно.

Я бы не обратил на поднятую прессой «муть» никакого внимания, если бы не звонки в редакцию «Флага Родины» от севастопольцев и настойчивые просьбы ветеранов Черноморского флота прокомментировать заявление Уго Д, Эспозито, сделанное итальянскому изданию «4 Арт» 21 августа сего года. А судя по отдельным публикациям, председатель совета ветеранов линкора «Новороссийск» Виктор Салтыков даже намерен обратиться к президентам России и Украины с просьбой инициировать проведение международного расследования по факту гибели корабля на основании признания Уго Д, Эспозито.

Хочу особо подчеркнуть, что попытки отыскать в трагедии линкора «Новороссийск» «итальянский» след предпринимались не раз. Его искали компетентные специалисты из государственной комиссии, возглавляемой Малышевым, «раскапывали» писатели, историки и исследователи на протяжении нескольких десятков лет. Если отмести опусы дилетантов - всё неудачно. Нет у трагедии линкора «итальянского» следа, нет ни одного факта, хоть как-то указывающего на людей Боргезе. Создана красивая легенда, да и только, которая время от времени муссируется в прессе.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что линкор «Новороссийск» подорвался на германской донной магнитной мине типа «РМН», сброшенной с БДБ на предполагаемые стоянки наших кораблей в мае 1944 года. Доказательства отнимут много газетной площади, поэтому я их не привожу, а возвращаюсь к заявлению итальянского диверсанта.

Комментировать высказывания Уго Д, Эспозито можно лишь одним словом - бред. Ну, хватил ветеран лишнюю порцию мартини, взыграла в нем мания величия, вот и брякнул спьяну неимоверную чушь. Я понимаю волнения наших ветеранов, но не следует эту чепуху брать близко к сердцу. Ни «Гамма», ни Уго Д, Эспозито, ни его коллеги - подводные бандиты к «делу» линкора «Новороссийск» отношения не имеют. Почему? Потому что с военной точки зрения это невозможно.

Не забывайте, что 10-я флотилия МАС была сильна лишь в период войны. После оккупации Италии войсками союзников итальянский флот со всей его техникой был поделен между странами - победительницами, а военные организации расформированы. Многие участники боевых действий итальянских ВМС до 1955 года находились под следствием международного трибунала, а многие жили под пристальным вниманием соответствующих служб союзников. Спланировать и провести диверсионную операцию относительно «Новороссийска» итальянцы не могли физически. Все диверсионные средства прибрали к рукам англичане и американцы. А для доставки в Севастополь требовалось как минимум три человекоуправляемые торпеды «Майяле», а с учетом технических отказов - в полтора-два раза больше, большое судно- транспортер или две-три подводные лодки–носителя. Только тогда, в случае большой удачи и крайне благоприятных факторов три торпеды «Майяле» могли подвести под линкор боеголовки суммарной мощностью около 1000-1100 кг ВВ. А средства предварительной разведки, а суда обеспечения? Слишком большие силы требовались для выполнения операции - их то у подводных патриотов Италии после 1944 года не было и близко, а «частный» вариант операции подобного масштаба абсолютно нереален.

Да и почему был выбран в качестве объекта нападения именно «Новороссийск»? Он был, в те времена уже устаревшим кораблём и потому - никому не нужным. В Италии о нем к тому времени забыли. Англичанам отошли более современные линкоры, и злость побеждённых должна была иметь другую направленность. Тем более что итальянцы на море воевали только с англичанами, терпели от них тяжелые потери и унижения, и их нелюбовь после окончания войны больше распространялась на последних. СССР был где-то далеко и к Италии особых претензий не имел.

Ещё одно доказательство. Ссылаюсь на большую работу действительного члена Русского Географического Общества, кандидата технических наук капитана 1 ранга запаса Александра Норченко. Ещё в 1995 году во время пребывания в Генуе ему удалось разыскать среди ветеранов живых диверсантов, служивших во время второй мировой войны в 10-й флотилии «МАС» у князя Юнио Валерио Боргезе.

«Ветераны мне попались не простые, а заслуженные, - вспоминал Александр Норченко, - все трое были кавалерами Большой золотой медали «За воинскую доблесть», то есть – национальными героями Италии, обласканные всеми почестями и привилегиями. Таковых героев оставалось на всю страну - 54 человека. Они оказались действительно специалистами в области подводных диверсий, образованными и авторитетными. Луиджи Ферраро был знаменитым боевым пловцом из отряда «Гамма». Эмилио Леньяни служил на катерах «скуадрона» штурмовых катеров 10-й флотилии МАС. Эвелино Марколини слыл опытнейшим оператором и водителем управляемых торпед «Майяле». В длительных и обстоятельных беседах с ними я, в основном, касался темы линкора «Новороссийск». Для них же корабль по-прежнему оставался «Джулио Чезаре».

Я всё пытался свести беседы к главной теме - так кто же подорвал советский линкор? Категорический вердикт всех троих был таковым - кто угодно, но только не итальянцы. Их четкая аргументация, касающаяся практической невыполнимости подобной диверсионной акции в «итальянском» варианте, доводы морально-этического характера окончательно убедили меня в том, что «итальянская» версия - это блеф, подсунутый для отвода глаз и ещё для большего затруднения поисков действительных фактов и улик в наиболее реальных направлениях».

Лично мне подобных свидетельств достаточно. Блеф вылез ещё раз и принадлежность к «Гамме» очередного смутьяна пусть не смущает ветеранов Черноморского флота.

Андрей ЛУБЯНОВ, «Флаг Родины»