Голикова Татьяна Алексеевна, а точнее, коллегия Счетной палаты Российской Федерации под ее председательством рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2011–2012 годах и истекший период 2013 года в сфере культуры. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.
Объектами проверки являлись Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село» (далее — музей-заповедник «Царское село»), Государственный музей-заповедник «Петергоф» (далее — ГМЗ «Петергоф») и Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского (далее — Цирк).
В ходе проверки музея-заповедника «Царское село» было установлено, что в результате использования понижающих коэффициентов, не соответствующих условиям госконтрактов, музеем была произведена переплата денежных средств за выполненные работы в размере 573,1 тыс. рублей, что является неэффективным использованием средств федерального бюджета. «По итогам контрольного мероприятия музеем были приняты меры по взысканию этой суммы с подрядчика и перечислению ее в доход федерального бюджета», — подчеркнул в ходе своего выступления Александр Филипенко.
Как сообщила в интервью газете «Известия» Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, 44 объекта музея не внесены в государственный реестр имущества, право оперативного управления на них не зарегистрировано. «Отдельными арендаторами объектов музея не были оформлены предусмотренные законодательством охранные обязательства», — отметила она.
Кроме того, проверкой установлено, что договор, в соответствии с которым музей-заповедник «Царское село» сдает в аренду иностранному юридическому лицу землю и комплекс строений объекта культурного наследия — Китайской деревни, был заключен в 1994 году и на сегодняшний день не соответствует действующему законодательству. Так, размер арендной платы установлен в долларах США, при этом не предусмотрено условие об оплате в рублях по курсу на день оплаты, что не соответствует положениям Гражданского кодекса.
Как сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты, общий объем капиталовложений арендатора установлен в сумме 10,2 млн. долларов США, однако он не подтвержден бухгалтерскими документами. Вместе с тем договором предусмотрено, что после компенсации арендатором его капиталовложений на реконструкцию объектов Китайской деревни музей «Царское село» будет иметь право на часть доходов от сдачи в субаренду апартаментов комплекса. Однако в нарушение условий договора в период 1999–2007 годы ежегодные отчеты о компенсации вложенных арендатором инвестиций не представлялись, а отчеты доверенного лица арендатора за 2008–2012 годы бухгалтерскими документами не подтверждены. «Согласно этим отчетам и информации самого музея, общая сумма, подлежащая зачету в качестве компенсации капиталовложений арендатора, за период 2008–2012 года составила 2,5 млн. долларов США. Ввиду отсутствия отчетов, подтвердить точную сумму капиталовложений, оставшихся к зачету, не представляется возможным», — заявил докладчик.
На Коллегии также отмечалось, что текущие работы по сохранению комплекса строений Китайской деревни осуществляются арендатором без соответствующих разрешений и заданий органа охраны объекта культурного наследия и без согласования с музеем. По состоянию на 1 ноября 2013 года арендатором не были выполнены обязательные условия договора по ремонту и приспособлению для современного использования здания Ротонды, входящего в комплекс Китайской деревни.
Комментируя для прессы результаты проверки ГМЗ «Петергоф», Татьяна Голикова констатировала, что до настоящего времени поручение Президента РФ о передаче музею дворцово-паркового ансамбля «Ропша» не выполнено в полном объеме. Как показала проверка, по состоянию на 1 декабря 2013 года передача имущественного комплекса ансамбля «Ропша» в постоянное (бессрочное) пользование музея Территориальным управлением Росимущества по Ленинградской области не завершена. ТУ Росимущества по Ленинградской области был осуществлен кадастровый учет двух земельных участков ансамбля «Ропша» общей площадью 60,7 га, предназначенных для передачи музею, однако по состоянию на 1 ноября 2013 года указанные земельные участки в пользование музея переданы не были. При этом зарегистрировано право собственности Российской Федерации и учтен в реестре федерального имущества только один участок.
«Таким образом, — заявил на заседании Коллегии Александр Филипенко, — ТУ Росимущества по Ленинградской области в течение 2013 года не обеспечило подготовку соответствующих и надлежаще оформленных документов для передачи земельных участков ансамбля "Ропша" в постоянное (бессрочное) пользование ГМЗ "Петергоф"». При этом аудитор подчеркнул, что незавершенность процедур по передаче прав на данные земельные участки не позволяет музею осуществлять первоочередные меры, направленные на сохранение объектов ансамбля «Ропша», часть из которых находится в неудовлетворительном состоянии и может быть утрачена.
В интервью Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, также обратила внимание на выявленные в ходе проверки риски отчуждения части земельного участка дворцово-паркового ансамбля из федеральной собственности. «Это связано с тем, что границы ансамбля "Ропша" по кадастровым планам не совпадают с границами этих земельных участков по Плану границ, определенных Проектом охранных зон, представленному Комитетом по культуре Ленинградской области. В кадастровый план одного из участков ансамбля, учтенных теруправлением Росимущества по Ленинградской области, не включена часть территории общей площадью не менее 7,3 га», — пояснила изданию глава контрольного ведомства. При этом она отметила, что сейчас на этой территории расположен Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства, который включен в перечень ФГУПов, планируемых к приватизации в 2014–2016 годах.
Рассказывая прессе о результатах проверки ФГУП «Большой Московский цирк на Вернадского», глава Счетной палаты сообщила, что договор аренды земельного участка под Цирком с Росимуществом не заключен, в связи с чем — в нарушение Земельного кодекса — Цирк не платит арендную плату за землю с 2009 года. Сведения о земельном участке в федеральный реестр имущества Росимуществом не внесены.
Среди нарушений также была отмечена оплата фактически невыполненных работ по капитальному ремонту помещений цирка на сумму 7,9 млн. рублей. «Но по итогам проверки, — подчеркнула Голикова Татьяна Алексеевна, глава Счетной палаты, — Цирк вернул в госказну 6,2 млн. рублей».
Коллегия приняла решение направить представления в Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село», Государственный музей-заповедник «Петергоф» и Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, информационные письма — в Правительство Российской Федерации, Минкультуры России и Росимущество, а также обращение — в Следственный комитет России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания.