Невероятные приключения севастопольцев в России. Путевые заметки

Невероятные приключения севастопольцев в России. Путевые заметки
О предстоящей поездке в Москву стало известно менее чем за сутки. Алексей Михайлович вызывал каждого лично и сообщал: «Завтра едем, будьте с вещами». Собственно, ни о цели поездки, ни о ее продолжительности никто ничего не знал. Надо полагать, из соображений безопасности.

Позднее выяснилось, что состав севастопольской делегации (около 20 человек) сильно отличался от крымской делегации, состоящей в основном из депутатов Верховного Совета АРК, среди которых было много одиозных личностей, успевших по несколько раз поменять партии, лидеров и убеждения. За глаза мы их называли «Крымский обком».

Костяк севастопольской делегации составляли люди, далекие от политики (педагоги, журналисты, юристы, инженеры, экономисты, байкеры, офицеры ЧФ). Простые люди, сыгравшие свою маленькую роль в истории города. Наверное, поэтому и поведение севастопольцев выделялось искренностью, живыми эмоциями.

Утром 17 марта члены делегации собрались в здании городской администрации. Предстояло провести несколько небольших, но приятных мероприятий. Самым значимым из которых, пожалуй, был подъем российского флага над зданием СГГА. «Я очень хочу сделать это лично!» - с воодушевлением говорил соратникам Алексей Михайлович. В то же время в быстром темпе дорабатывался пакет документов с предложениями о развитии Севастополя.

Попутно без лишнего шума и пыли демонтировали украинский трезубец над входом в администрацию.
Само путешествие в Москву заслуживает отдельного рассказа. Всему свое время. Достаточно сказать лишь, что руководство России очень тщательно отнеслось к обеспечению безопасности наших делегаций, а доставляли нас на трех бортах специального летного отряда РФ.
В Москву прибыли глубокой ночью и заселились в роскошном «Президент-отеле». Каждому был предоставлен отдельный номер.
Значимость предстоящего события мы начали осознавать позднее, днем 18 марта, когда на трех автобусах с надписью «Россия» нас привезли непосредственно в Кремль.
От количества известных лиц и звезд Героев на лацканах пиджаков рябило в глазах, что, к слову, абсолютно не смутило севастопольцев, которые вели себя естественно, а Татьяна Сандулова и Ольга Тимофеева даже успели дать интервью китайскому телевидению.

Представители российской политической элиты подходили к нам, простым севастопольцам, жали руки и говорили «Спасибо, ребята! Вы вернули нам Россию!». У некоторых в глазах стояли слезы.

Позднее российские депутаты рассказали, что после 21 февраля в российском истеблишменте царило уныние и разочарование: «Мы думали, что окончательно потеряли Украину. И вдруг 23 февраля восстал Севастополь, десятки тысяч людей на площади Нахимова. Первые пару дней мы просто не понимали, что происходит. Думали, что это очередная провокация. Спецслужбы проверяли, кто такой Чалый. А когда поняли, что это подлинное народное восстание, то вся Россия испытала огромный душевный подъем. Поднялся Крым. Вы оказались даже больше русскими, чем многие в России сегодня!»

Разумеется, особой популярностью пользовались Сергей Аксенов и Алексей Чалый, выглядевший несколько смущенным от обилия внимания к своей скромной персоне.

Кстати, о злосчастном свитере Чалого, коему столь много внимания было уделено в центральной прессе. Никакого злого умысла и уж тем более позерства в этом не было. Все три последние недели, которые, несомненно, войдут в историю, Алексей Михайлович много и напряженно работал с короткими перерывами на сон. Свитера стали его рабочей одеждой. Они удобнее, и бронежилет под ними сидит естественнее. События с поездкой в Москву развивались столь стремительно, что времени для походов по магазинам абсолютно не оставалось.

Буквально за час до встречи с Путиным я наблюдал, как Алексей Михайлович с соратниками изучал пакет документов о перспективах Севастополя. Он посчитал, что сейчас это гораздо важнее посещения московских бутиков. Впрочем, судя по некоторым статьям в московской прессе, Алексей Чалый даже привнес определенную новизну в стиль одежды российской политической элиты. На некоторое время ношение демократических свитеров стало модным.

Уже вечером на торжественном «чаепитии» в гостиничном номере Александра Караваева наши московские друзья – активисты форума Sevastopol.info - восторженно говорили: «Вы даже не понимаете, где вам удалось побывать! Георгиевский зал Кремля предназначен для особо торжественных церемоний! В 1945 году именно там Сталин чествовал победителей!».

Но в тот момент мы действительно в полной мере не отдавали себе отчет в том, что происходит. Душой и сердцем многие из нас были далеко отсюда, на родной площади Нахимова, где, как выяснилось позднее, тысячи севастопольцев со своими детьми ликовали, слушая выступление Президента России.

После окончания церемонии делегаты города-героя вели себя как дети. Плакали, обнимались. В отличие от крымчан, нас мало интересовала протокольная фотосъемка и, как только появилась возможность, севастопольцы оккупировали стол, за которым был подписан исторический документ, и дружно исполнили «Легендарный Севастополь». Наплевав на все протоколы и церемонии. Мы слишком долго ждали этого момента.
«Молодцы!» - восторженно кричал Владимир Жириновский.
Впрочем, времени на долгое празднование в Кремле не оставалось. На Красной площади десятки тысяч россиян собрались на концерт-митинг «Мы вместе».
Наша делегация торжественно вышла на площадь через Спасские ворота. Незабываемые впечатления.
В небольших палатках за сценой отогревались чаем известные российские артисты и звезды. Пользуясь случаем, я пообщался с Татьяной Тарасовой, поведав о недостроенном в Севастополе Ледовом дворце. Татьяна Анатольевна обещала помочь. Не знаю, вспомнит ли она об этом разговоре, но иногда подобная «народная дипломатия» приносит свои плоды.

На следующий день в Государственной думе я передал Николаю Валуеву чаяния севастопольских болельщиков по поводу футбольного клуба, просил помочь с поиском инвестора. Николай внимательно выслушал, дал визитку, пообещал переговорить и даже сказал, что неплохо бы расширить список городов-участников предстоящего Чемпионата мира по футболу-2018.

Поиск инвестора дело не быстрое, но свою идею о Чемпионате мира Николай уже озвучил на российском телевидении. Так что будем надеяться на возрождение клуба.

Приятно отметить, как тепло москвичи принимали выступление Алексея Чалого. «Вот, настоящий мужик, народный мэр… Как искренне и от сердца он говорит!» - звучали восторженные отзывы из толпы.
Сам Алексей Михайлович после общения с Путиным абсолютно не зазвездился, радостно обнимался со своими соратниками, тайком смахивая слезы радости. Первым делом он отчаянно пытался найти глазами свою супругу Ирину, которая вынесла на своих плечах весь груз тревожных недель. Думаю, не стоит объяснять, сколько всего пережила эта хрупкая женщина за последние дни.
Следующим пунктом назначения в нашем расписании значилось посещение Совета Федерации РФ. И снова восторженный прием, аплодисменты, цветы женщинам. Удивительная и трогательная атмосфера.

На следующий день, 19 марта, утром нас ожидало посещение Государственной Думы России, где звучало много добрых, искренних, ободряющих слов. Мы лишний раз убедились, что, несмотря на козни неонацистского украинского правительства, Россия нас не оставит.

Интересно, что после визита в Госдуму Чалый, Аксенов и Константинов посетили Московскую городскую Думу для обсуждения дальнейшего сотрудничества. По окончании встречи выяснилось, что в суматохе Алексей Михайлович забыл свою куртку в Государственной Думе. До отлета оставалось совсем мало времени. Тогда Сергей Собянин накинул Чалому собственную куртку: «Носите, не смущайтесь».

На этом приключения севастопольцев в России не закончились. Этим же днем мы слетали в Сочи, где экскурсию по олимпийскому городу для нас провел лично заместитель губернатора Краснодарского края. Поверьте, там было на что посмотреть: новые дома, олимпийские дворцы, трасса для Формулы-1. Особенно поразила шестикилометровая набережная с гаревой дорожкой для пробежек, еще не застроенная уродливыми МАФами, чистая и ухоженная.

Есть к чему стремиться.
В заключение нас ожидал торжественный ужин в гостях у вице-премьера РФ Дмитрия Козака и губернатора Краснодарского края Сергея Ткачева.
В Севастополь мы прибыли рано утром 20 марта. Нас встречал чистый и безлюдный город. В этом была особая символичность.

Борис Колесников бросил долгий взгляд на памятник Нахимову: «Ну что, Пал Степаныч, не посрамили мы Севастополь?»…

Сергей Кажанов

ForPost