Прочел в «For Post» за 19 марта о желании Татьяны Ермаковой, председателя Русской общины Севастополя, отказаться от врученной ей медали «За освобождение Крыма и Севастополя» – и медаль-де не такая, и награждены ею те, с кем Ермаковой «не по пути».
Что ж, вольному – воля. Награда – общественная и мы ее никому не навязываем. Поскольку, как я убедился, во главу всякого своего действия, хорошего или дурного, Татьяна Александровна ставит самопиар, можно было бы ограничиться ритуальным сожалением. Одни люди любят дело, а другие, в любом деле, - самих себя. Но в заявлении или обращении Ермаковой, которое пошло гулять по Интернету, есть пассажи, которые никак нельзя оставить без комментариев.
Во-первых, на встрече 17 марта в Доме Москвы с награждаемыми – уважаемыми людьми Крыма и Севастополя, на которую занятая Татьяна Александровна позабыла прийти, - я объяснил мотивы, которыми мы руководствовались, учреждая эту общественную награду – медаль «За освобождение Крыма и Севастополя». Мы считаем, что такая медаль обязательно должна быть, но на государство здесь рассчитывать не приходится – по целому ряду уважаемых причин официальную награду с таким названием власти России учреждать не будут.
Накануне, 14 марта, коллектив нашего Института в Севастополе провел учредительное собрание новой общественной организации – «Революционного комитета «Севастополь-Крым-Россия», - можно сказать, открыл новую форму своей дальнейшей работы, к которой мы хотим привлечь всех желающих в России. Главной целью Ревкома – мы нарочно так его назвали – будет поддержка полного, скорейшего и наиболее демократичного вхождения Севастополя и Крыма в Россию, то есть реализации воли референдума.
Медаль, быстрое изготовление которой профинансировал Институт стран СНГ, мы решили вручить от имени этой новой организации. Никаких печатей у нее нет и быть не может – в настоящее время всякая регистрация новых общественных структур в Севастополе приостановлена до перехода на российские нормы законодательства. Организация, однако, является действующей без права юридического лица с момента учредительного собрания. Вопросы к этому возникли только у г-жи Ермаковой. Для меня это удивительно вдвойне: когда несколько лет назад она обратилась ко мне с просьбой оплатить изготовление медали «Отстоявшему Графскую пристань», я и не думал спрашивать с нее «ни подписей, ни печатей», ни «регистрации по юстиции». От имени Русской общины Татьяна Ермакова вручала эту медаль тому, кого считала достойным, - и это ее право.
Г-же Ермаковой, которая одна в поле воин, кажутся недостойными Белик, Дойников, Пархоменко и, как мне кажется, любые другие севастопольские депутаты. Но мы наградили их не за дружбу с Татьяной Ермаковой, а за их «личный вклад в возвращение Крыма в Россию». То, что они его внесли, - каждый по-своему, на протяжении многих лет и в решающий для Севастополя момент – для нас не подлежит сомнению. Как и личный вклад Татьяны Ермаковой, какой бы взбалмошной они ни была.
Да, мы наградили этой медалью Владимира Яцубу, последнего главу украинской Севастопольской городской администрации. Владимир Яцуба не был и не мог быть нашим единомышленником в вопросе о возвращении Крыма и Севастополя в Россию. Он, как мне кажется совершенно искренно, до последнего момента верил, что развитие российско-украинских отношений позволит жителям Севастополя чувствовать себя комфортно в составе Украины. Он ошибся. Но он был лучшим мэром Севастополя с 1991 года, и это не только мое мнение. Владимир Яцуба любил город и в этом мы с ним были и остаемся единомышленниками. А когда в Киеве случился переворот, Яцуба не стал цепляться за власть. Уважая волю жителей города, он добровольно ушел в отставку. В этом и состоит его «личный вклад в возвращение Крыма в Россию», - в том, что он не чинил этому никаких препятствий. Хотел бы спросить всех, кто думает иначе, - а что плохого лично Вам сделал украинец Яцуба? После русского-то Куницына?
Мы никогда не наладим новую жизнь в Севастополе, если вместо взаимного уважения, терпимости и широты, свойственной русскому человеку, примемся сводить счеты. «Не путайте свою шерсть с государственной», товарищ Ермакова, - сказал бы бессмертный т. Сааков из «Кавказской пленницы».
На этой неделе я вручил медаль «За освобождение Крыма и Севастополя» Сергею Глазьеву, Валентине Матвиенко, Александру Залдостанову «Хирургу» и другим известным людям в Москве, отстоявшим право Крыма на самоопределение. В наш адрес поступили пожелания от ряда общественных организаций Севастополя и Крыма – на будущей недели награждения будут продолжены.
Константин Затулин
21 марта 2014 года.