Хьюстонский судоходный канал частично возобновил свою работу после трех дней ликвидации последствий утечки мазута из-за столкновения сухогруза и нефтеналивной баржи. Авария произошла 22 марта, в результате в воду попало около 640 тонн нефтепродуктов. Экологический и экономический ущерб еще предстоит оценить, но эксперты говорят о миллионах долларов.
По различным оценкам, в продолжающихся в настоящее время аварийно-спасательных и очистных работах задействованы около 30 вспомогательных судов и около 500 человек. Работы по сбору нефтепродуктов сильно осложнены сильным ветром и волнением.
С момента аварии на прилегающей к порту акватории скопилось около 100 судов, ожидающих разрешения на выход и на вход. По сообщениям представителей береговой охраны, на нормализацию траффика судов может понадобиться еще три дня. В настоящее время движение в канале ограничено – навигация разрешена баржам, а также судам паромных линий с 7 утра до 7 вечера.
Временное прекращение работы Хьюстонского канала не случайно вызвало недавний скачок роста мировых цен на нефть. Канал является главной транспортной артерией страны и основным нефтяным перевалочным пунктом США. Ежедневно порт обслуживает около 70 больших кораблей, а также 300-400 буксиров и барж с ежегодным объемом грузов более 200 миллионов тонн. По различным оценкам аналитиков, только экономический ущерб от приостановки работы порта составит несколько миллионов долларов. В настоящее время аналитики отмечают выравнивание рынка, но напряжение остается в отсутствие новостей о полноценном восстановлении работы порта и, особенно, по сообщениям информагентств, на фоне заявлений от крупных НПЗ США о сокращении импорта.
По информации отраслевого портала Mortrans.info, буксир "Мисс Сьюзан", который осуществлял буксировку баржи, имеет плохое реноме – за последние десять лет буксир был замечен в 18 нарушениях, связанных со столкновениями и другими проступками, включая случай, когда буксиром управляла команда без лицензии. Буксир и баржа принадлежат компании Kirby Inland, которая является одним из самых крупных перевозчиков в Штатах. Операционная прибыль компании по итогам 2013 года выросла на 19,5% по сравнению с 2012 годом и составила 436 млн долларов. Компания уже заявила, что покроет все расходы, связанные с аварийно-спасательными работами.
Экологический ущерб
По официальным данным, основное мазутное пятно образовалось в 10 милях от берега, дрейфуя по направлению от Хьюстонского канала к бухте Матагорда Мексиканского залива. По мнению властей, это должно ограничить негативное влияние на бухту Галвестон, которая является излюбленным местом миграции птиц. Однако экологи бьют тревогу – инцидент может повлечь за собой загрязнение нескольких расположенных поблизости природных заповедников, некоторые из которых закрылись в связи с инцидентом.
Уже сообщается о многочисленных особях птиц, найденных мертвыми, а также о наличии большого количества мертвых рыб в районе аварии.
По сообщениям The Texas Tribune, в воду попало судовое топливо класса RMG 380, которое характеризуется липкостью и повышенной тяжестью. Это означает, что вместо того, чтобы испаряться с поверхности воды как бензин, этот тип топлива в большинстве своем утонет, сохраняясь в окружающей среде в течение нескольких месяцев или даже лет.
Официальная и неофициальная статистика по утечкам нефтепродуктов очень разнятся в России. По данным Росприроднадзора, в результате аварий на нефтяных месторождениях ежегодно в окружающую среду выливается не менее 50 тысяч тонн нефти и пластовых вод. Нефтедобывающие компании называют другую цифру – не более 10 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов. Независимые экологи дают совсем другую оценку – более 1,5 млн тонн.