«Артерия жизни»: мосту через Керченский пролив быть

«Артерия жизни»: мосту через Керченский пролив быть
Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало поворотным моментом в жизни полуострова и всей страны. В новых реалиях осуществляется серьёзная ревизия российской государственной повестки дня, пересматриваются и корректируются многие намеченные ранее задачи. Одна из них – сооружение транспортного перехода через Керченский пролив. В последние годы эта тема неоднократно попадала в фокус российско-украинских межгосударственных переговоров, но всякий раз оставалась в стадии деклараций о намерениях.
Были надежды, что объединение усилий двух братских стран и народов в работе над этим проектом станет катализатором их всестороннего сближения и вовлечения Украины в евразийский интеграционный процесс. Но этого не произошло.
Теперь, когда Крым стал частью Российской Федерации, проект Керченского транспортного перехода приобретает совершенно новый смысл и действительно начинает реализовываться.
Сегодня мост через Керченский пролив призван поддерживать единство и неразрывность Крыма с Россией. Его миссия – служить связующим звеном, «артерией жизни» между полуостровом и остальной Россией. Его строительство становится одной из главных задач государства на крымском направлении. В современных реалиях основное геополитическое предназначение моста – закрепить акт воссоединения Крыма с Россией в глазах международного сообщества и во внутреннем сознании самой России.

Определен вариант строительства моста через Керченский пролив в Крым
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») рассмотрела 74 различных варианта сооружения перехода. Экспертный совет рекомендовал правительству в качестве наиболее перспективного варианта создания транспортного перехода через Керченский пролив проект строительства двух совмещенных мостов длиной 6,1 км и 1,4 км, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива. Об этом сообщил председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах на заседании межведомственной рабочей группы по проекту под руководством Минтранса РФ.
Ориентировочная стоимость проекта создания совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода, с учетом затрат на строительство автомобильных и железнодорожных подходов к нему (25,8 км и 83 км соответственно) составит от 283 до 349 млрд рублей.
Среди преимуществ Тузлинского створа по сравнению с другими вариантами, которые и привели к выбору створа трассы, Сергей Кельбах назвал следующие: наличие необходимых площадей для размещения строительных площадок, производственных баз, складирования конструкций и материалов; самая короткая протяженность подходов железной и автомобильной дорог. При реализации этого варианта исключается необходимость строительства железной и автомобильной дорог вокруг Керчи в виду достаточно близкого расположения трассы М-17 и железной дороги. Кроме того, возможен выбор разных технологий монтажа пролетных строений; отсутствие влияния строительства транспортного перехода на работу портов «Кавказ» и «Крым».
Общая длина транспортной артерии – 19 километров. При этом переход будет предназначен как для автомобильного транспорта (четырехполосная дорога, по две полосы в каждую сторону), так и для железнодорожного. Если на одном из мостов железнодорожная часть и автомобильная располагаются параллельно, то на части, которая ближе к Крыму – друг под другом. Проезд по автомобильной дороге, скорее всего, будет платным.
Доходы от платной эксплуатации будущего мостового перехода через пролив в течение 20 лет могут составить от 142 млрд рублей до 228,3 млрд рублей в зависимости от выбранной тарифной политики, также указал Кельбах.
Проект строительства Керченского моста в Крым может обойтись без конкурса: чиновники рассматривают вариант привлечения одного конкретного подрядчика. Этим подрядчиком может стать китайская строительная компания China Communications Construction Company, пишет газета «Ведомости». СССС — первая крупная китайская инфраструктурная госкомпания, которая вышла на международный рынок, говорится на ее сайте. В Европе у нее только сухой док на Мальте, но мосты и дороги CCCC строила в Малайзии, Индонезии, Таджикистане и Эфиопии.
У СССС большой опыт, так что насколько технически продвинутым будет мост, будет зависеть от проекта, говорит сотрудник российской строительной компании.
Бытует убеждение, что китайцы не могут строить надежные строения… Но сомнения напрасны. На данный момент в Китае в 2011 году был построен самый длинный в мире мост Циндао Гайвань длиной в 42,5 километра. Соединяющий город Циньдао в провинции Шаньдун с городом Хуандао через огромный залив Цзяочжоу. Он почти на 4 километра длиннее, чем предыдущий рекордсмен, мост через озеро Пончартрейн в Луизиане(США), который к тому же не считается мостом в классическом его понимании — это скорее дамба, перекрывающая озеро. Как сообщалось, CCCC, с которой «Автодор» ранее подписал меморандум, подтвердила возможность финансирования проекта, хотя финансовых предложений пока не направляла. У китайцев, впрочем, есть возможный конкурент: это РЖД, у которой имеется опыт строительства совмещенной трассы в олимпийском Сочи. Интерес к проекту есть и у «Мостотреста» братьев Ротенбергов.
Вопрос выбора инвестора или назначения единственного исполнителя еще не рассматривался, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: нужно дождаться результатов технико-экономического обоснования.

«Платные мосты мира»
Мост-да́мба через озеро Пончартрейн, штат Луизиана, США ( Lake Pontchartrain Causeway) состоит из двух параллельных дорог, и является шестым по длине мостом в мире и вторым по длине через водные пространства. Длина наибольшей из дорог составляет 38,42 км.
Строительство первого из двух двухрядных мостов было завершено в 1956 году, а параллельный ему мост был открыт 10 мая того же года. Разница в длине мостов составила всего 20 м, а строительство обошлось в $30,7 и $26 млн.
Проезд по мосту через озеро Пончартрейн всегда был платным. До 1999 года плата составляла $1,5 за въезд с любого конца моста, а с 1999 года плата за въезд с северного конца была отменена. Стоимость въезда на мост с южной стороны увеличилась до $3.

"ВЕСТИ" №8 от 1 июля 2014 года