На текущем этапе Чемпионата мира, когда происходит игра на выбывание, тысячи детей по всей Европе спешат собрать полный альбом наклеек «Бразилия 2014». Но они, как и их родители, скорее всего не понимают, что из-за отношений между компанией Panini (единственным производителем, получившим разрешение выпускать официальные альбомы FIFA, посвященные чемпионату в Бразилии) и руководством административных футбольных организаций по всей Европе стоимость альбомов, если собрать все наклейки, может составить, по мнению конкурирующего производителя наклеек, компании Topps Europe Ltd., почти 565 евро.
Математики университета Женевы подчитали, что исходя из количества наклеек, необходимого для заполнения альбома «Бразилия 2014» компании Panini, не обменивающемуся наклейками коллекционеру потребуется купить 989 комплектов по пять наклеек каждый. При цене 60 центов за комплект цена получается аналогичной.
Компания Panini выпускала официальные наклейки для всех Чемпионатов мира, кроме чемпионата 1970 г. Три года назад компания Topps Europe Ltd обратилась с иском в Европейскую комиссию. В нем утверждается, что компания Panini, а также ряд основных государственных футбольных ассоциаций, профсоюзов футболистов и международных административных футбольных организаций (включая FIFA) нарушили статьи 101 и 102 Договора о функционировании Европейского союза. Компания отвергает эти обвинения.
В своем иске компания Topps утверждает, что модель лицензирования, примененная организацией FIFA, была непрозрачной и необъективной, а также дискриминационной в пользу компании Panini, что приводит к нарушению положений статей 101 и 102. Согласно указанному Договору на господствующее в какой-либо сфере предприятие «возлагается особая обязанность не допускать воспрепятствования своим поведением подлинной, неискаженной конкуренции».
«Административные организации исключили фактическую конкуренцию в ущерб потребителям, лишив их возможности выбора, инноваций, ценовых преимуществ и конкурентных предложений, — заявляет г-н Майкл Ейснер (Michael Eisner), которому принадлежит компания Topps. — Дети заслуживают от Брюсселя более хорошего отношения. И речь идет не только о детях. Один мужчина из Шотландии заявил, что потратил 1885 евро, или 1500 фунтов стерлингов, чтобы заполнить свой альбом. Это просто абсурд».
Для выпуска коллекций футбольных наклеек производитель должен приобрести права на такие объекты интеллектуальной собственности, как эмблема организатора соревнований, эмблема соревнований. Эмблемы и форму национальных команд и даже права на изображения отдельных игроков.
Национальные ассоциации неохотно предоставляют компаниям лицензии в рамках своих полномочий, пока они не получат лицензию, предоставляемую FIFA, а представители FIFA говорят, что компания должна сначала получить права от национальных ассоциаций, после чего может быть рассмотрен вопрос предоставления прав их организацией.
Если Европейская комиссия не предпримет необходимых мер, чтобы обеспечить равные условия для конкуренции, в будущем детям по всей Европе, скорее всего, придется платить за футбольные наклейки еще больше. А пока, основная мысль для родителей должна заключаться в том, чтобы понять подлинный смысл этого увлечения и убедить своего ребенка обмениваться карточками с друзьями.
Основные факты о наклейках, выпущенных к Чемпионатам мира.
Чемпионаты мира, проводившиеся с 1970 по 2014 гг.: количество наклеек увеличилось с 271 до 640. С 1998 по 2014 гг. цена одной наклейки выроста вдвое, с 6 до 13 центов. Комплекты состоят из 5 наклеек. Для сравнения, комплект из 7 наклеек официальной коллекции Чемпионата мира, проводившегося в Англии, выпущенной компанией Topps, стоил всего 31 цент, а чтобы собрать полную коллекцию, достаточно было купить 225 комплектов. Чтобы собрать полную коллекцию, требуется в среднем 267,6 комплектов официальных наклеек, выпущенных к Чемпионату мира, проводившемуся в Англии, компанией Topps, при общих расходах в размере 66,75 фунтов стерлингов или 83,90 евро.