Глобальный фокус на высокоэффективные научные и технологические исследования является ключевым фактором лидерства в рейтинге QS World University Rankings.
Третий год подряд рейтинг возглавляет Массачусетский технологический институт, который последовательно увеличил свои показатели по индексу цитирования на 14%.
Имперский колледж также продемонстрировал увеличение на 14% по тому же показателю в сравнении с 11% у Кембриджа и 2% у Гарварда. Средний рост по индексу цитирования среди топ-10 составил 7%. Калифорнийский технологический институт остается лучшим в мире по количеству исследовательских цитат.
Все топ-10 университетов демонстрируют выдающиеся результаты по академической репутации, репутации среди работодателей, а так же по соотношению числа студентов к числу преподавателей и интернационализации. Высокие показатели Имперского колледжа по индексу цитирования помогли ему сделать крупнейший скачок в топ-10 и обогнать Гарвардский университет, Университетский колледж Лондона (UCL) и Оксфордский университет, чтобы разделить с Кембриджским университетом второе место в мире.
Лондон стал единственным городом в мире с пятью университетами, вошедшими в топ 100, обогнав Бостон и Гонконг(3), Нью–Йорк, Париж, Токио, Мельбурн и Пекин(2).
Мэр Лондона Борис Джонсон говорит: «Этот рейтинг подкрепил статус Лондона как мировой столицы образования. Нигде больше в мире вы не найдете такое скопление топовых университетов, которые находятся всего в нескольких милях друг от друга, все они предоставляют образовательные услуги превосходного качества и их выпускники становятся лидерами в своих индустриях. Я горжусь тем, что Лондонские университеты являются передовыми в области преподавания и исследований».
В общей сложности 31 страна представлена в топ-200; где США лидирует с 51 университетами, обгоняя Великобританию (29), Германию (13), Нидерланды (11), Канаду (10), Японию (10) и Австралию (8).
МГУ им. М.В. Ломоносова (114) поднялся на 6 позиций по сравнению с прошлым годом и пока остается единственным российским университетом, представленным в топ 200 вузов мира. Из 21 Российских университетов, попавших в глобальный рейтинг, в который в этом году входят 863 университета, 15 российских вузов остались или на той же позиции, или поднялись в рейтинге, включая Санкт-Петербургский государственный университет (233), который поднялся на 7 позиций, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (322) - улучшил свое место на 12 позиций и Новосибирский государственный университет (328), поднявшийся на 24 места. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» впервые вошел в рейтинг и занял 490 место наряду с Саратовским национальным исследовательским университетом, занявшим 601-650 место и МИСиС, занимающим 701 позицию.
Все российские университеты закрепили или улучшили свои показатели по академической репутации, в то время как 11 лидирующих российский университетов остались на том же месте или значительно улучшили свои показатели в части узнаваемости среди работодателей. Новосибирский государственный университет отличился тем, что стал единственным государственным университетом, который улучшил свои показатели по индексу цитирования, этот индикатор демонстрирует уровень влияния проведенных исследований.
Остальные российские вузы ухудшили свои показатели по этому ключевому показателю.
Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS говорит: «Улучшения показателей лидирующих университетов и в целом стабильное поведение российских вузов в рейтинге является отражением и результатом усилий, которые предпринимаются в стране по интернационализации системы высшего образования, с целью достижения соответствия международным стандартам. Тем не менее, несмотря на увеличение количества институтов, фигурирующих в рейтинге, необходимо предпринять еще больше усилий, если российские университеты хотят занять более важные позиции в топе глобального рейтинга».
Саутер продолжает: «Инициатива выделения 165 миллионов долларов в течение 3х лет в соответствии с программой, которая была запущена в 2013г., нацеленной на обучение более 2000 студентов в год за границей по различным областям науки, технологий, медицины, естественных наук и бизнеса, показывает, что Россия делает серьезный шаг в нужном направлении. Надеюсь, что эта инициатива наряду со многими другими будет направлена на повышение уровня международной составляющей и конкурентоспособности».
Глобально, в десятку самых быстро поднимающихся в рейтинге университетов с 2009 входят Массачусетский технологический институт (MIT), университет Сонгюнгван (Корея), Федеральная политехническая школа Лозанны (Швейцария), Стэнфорд, Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Наньянский технологический университет (Сингапур), Корейский университет, Чжэцзянский университет (Китай), Лондонский университет королевы Марии и Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. Восемь из этих учреждений демонстрируют ключевые сильные стороны в области науки и техники.
"В результате экономического спада как правительственные источники, так и источники финансирования частного сектора уделяют внимание главным образом на исследования STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика), многие из которых проходят в специализированных учреждениях", говорит Бен Саутер. "Технологически-ориентированные учреждения все чаще становятся точкой сосредоточения в глобальной гонке за инновациями. Учитывая, что финансирование из государственных источников сокращается, институты все больше фокусируются на потенциально прибыльных исследованиях в области науки, техники и медицины".
В течение десяти лет рейтинги QS проливают свет на постоянную эволюцию высшего образования, помогая специалистам и студентам ориентироваться в сфере высшего образования.