Денис Добряков о ремонте дорог в Севастополе: "Все объекты будут доделаны. Но делать будем по закону!"

Денис Добряков о ремонте дорог в Севастополе: \
Что в действительности происходит с ремонтом дорог в Севастополе? Корреспондент ForPosta отправился за разъяснениями к заместителю губернатора Севастополя по вопросам городского хозяйства Денису Добрякову.
- Денис Валерьевич, в конце прошлого года в Севастополе активно взялись за ремонт дорог. В результате сегодня мы видим повсюду разрытые ямы, снятый асфальт, незаконченный ремонт дорожного полотна, по некоторым случаям даже разбирается прокуратура, следователи, почему это происходит?
- Я не хотел бы выступать в качестве опрашиваемого и обвиняемого по поводу работы прошлой команды, которая допустила ряд ошибок при заключении договоров. Ошибки были допущены и по договорам, заключенным в 2014 году, работы действительно не были завершены на большей части объектов, нарушения касались и качества работ.
Те деньги, которые не были освоены в 2014 году, мы, согласно законодательству, вернули в федеральную казну. Но доделывать объекты мы имеем право только на те средства, которые были выделены непосредственно на эти дороги, участки дорог и т.д. Есть договорённость с федеральным центром, что объем этих средств на доделку этих объектов нам вернут в 2015 году. Сама процедура возвращения этих средств имеет несколько этапов, дело это не быстрое. Это и корректировка федерального бюджета, это и подписание дополнительных соглашений, если это смена подрядчиков – то подписание новых договоров.
- Какие принципиальные трудности возникают сегодня при работе с подрядчиками, почему процедура заключения договоров такая сложная?
- В первую очередь изменяется законодательное поле: если в прошлом году можно было заключать договоры на бесконкурсной основе, то сейчас до 1 июля это возможно делать по местному закону о закупках или конкурсной комиссии, а с 1 июля - только по 44-му федеральному закону, через госзакупки, поэтому процедура усложняется.
Кроме того, усложняется процедура выбора и заключения договоров с подрядчиком. Очень сложная схема возврата федеральных средств на эти объекты. Именно с этим и связан такой продолжительный период, по сути, бездействия на этих участках. Сейчас легче заключить договор на новые средства, на новый объект, чем доделать тот объект, на который часть средств уже потрачена, а часть находится в федеральном бюджете.
- Что будет с невыполненными договорами, ведь часть средств уже потрачена, а многие объекты как были, так и остались незавершёнными?
- В отношении тех средств, которые потрачены и не исполнены, мы предъявили исковые требования в отношении недобросовестных подрядчиков на возмещение этих средств. А в отношении остатка средств мы подали заявку в федеральный бюджет на возвращение этих средств по объектам 2014 года. Повторю: это достаточно длительная процедура. Во-первых, по доказательству объёмов, по возвращению объёмов денежных средств, по подписям дополнительных соглашений, проектов, планов, т.е. здесь все очень инертно. Это финансовая сфера, здесь просто так «не перекидываются» деньги.
То, что эти объекты будут доделываться, - однозначно. Ещё для меня однозначно, что они будут доделываться в правовом поле. Т.е. все это будет сделано непосредственно после заключения договоров с понятными подрядными организациями.
Самый животрепещущий вопрос (я уже неоднократно сам выезжал в Москву, в Автодор, в Минфин) – это возвращение тех денежных средств, которые были заложены в 2014 году на наши объекты. Да, система документооборота и финансового оборота очень инертна. Но делать не по закону мы не будем.
- Новые подрядчики найдены уже?
- Они есть, их много, надо выбрать.
- А старые подрядчики, которые не выполнили свои обязательства, что с ними будет?
- Вам их жалко?
- Нет, мне хочется, чтобы ремонт дорог наконец-то закончился.
- Мы тоже не тигры в клетке. Если подрядчик адекватный и готов исправлять свои ошибки, давайте скажем: «Ну, делай! Только вот теперь ты сделай за свои деньги. Всё исправишь, а потом мы уже тебе заплатим за исполненную работу. А не так, что ты сначала получил аванс, причём из федеральных средств, непонятно куда его истратил и убежал». Самое важное, чтобы вот такого не было.
Переходный период - время, когда не все хорошо ориентируются в законах, и появляются непонятные люди, предлагающие свои услуги.
Этот период надо просто пережить. Конечно, никаких поблажек не должно быть, но надо понимать, что всё обязательно встанет на нормальные, законные рельсы. Нам нужно всем вместе набраться терпения и системно, спокойно выполнять свою работу.
- Денис Валерьевич, ну вот скажите, а до 9 Мая что-то будет в городе завершено? Хоть один объект. Например, дорога к штабу Черноморского Флота?
- Я очень хочу её доделать до 9 Мая. Дорога на Воронина будет однозначно завершена. Самый острый вопрос – это Хрусталевская развязка, где уже и машина упала, как мы знаем, с этой верхотуры. Абсолютно некрасивая ситуация, противная ситуация, для нас она каждый раз как ком в горле. Ежедневно хочется самому туда выйти и что-то делать. Но надо сейчас совершенно спокойно и системно решать в законодательном порядке эти вещи.
Старый подрядчик, который оказался недееспособным, - или должен исправить ситуацию своими средствами, или должен быть заменён. Но для того, чтобы он был «заменён», у нас должны быть основания для заключения договора с новым подрядчиком. В первую очередь основания – это средства, т. е. федеральные средства, которые были выделены на этот объект, городу их надо вновь получить, потом на конкурсной основе выбрать подрядчика и завершить работы. Просто так сказать: «Иди, делай, а потом мы тебе заплатим», - нельзя.
- Денис Валерьевич, поясните, пожалуйста, правильно ли я понял, что в 2014 году многие объекты просто не успели освоить выделенные деньги и, соответственно, их пришлось возвращать, из-за этого работы и были остановлены?
- Правильно. Но понимаете, и просто – и не успели, и не умели выбирать подрядчиков, и просто и сами не знали, что такое системная работа, и много таких «просто», которые сложились в одно невыполнение. И я говорю, что здесь кого-то обвинять нет смысла, потому что все прекрасно помнят прошлый год, как это все происходило, какие перемены озвучивались, какие задачи решались. Сказать-то всегда просто, а ты пойди, покопай…
- Можете ли вы назвать сроки, когда уже в этом году в городе начнётся активная фаза ремонтных работ?
- По сути, эта фаза у нас и не прекращалась. Вы бы знали, с какой активностью мы пытаемся воздействовать на существующих подрядчиков, чтобы не разорять их, чтобы не предъявлять им новые иски, чтобы не уходить с ними в какие-то судебные разборки. Постоянно делаем внушения. Исковые претензии в отношении недобросовестных подрядчиков предъявляем. Важно понимать: одно - это принципиально дело толкать куда-то к развалу, и другое – в этой позиции попытаться что-то исправить.
И ещё одно: все-таки Крым и Севастополь – это не открытое поле: взял, приехал и работаешь. Сегодня очень тяжёлая логистика, несколько завышенные цены на комплектующие, это риски для континентальных предпринимателей, которые хотят сюда зайти с хорошим исполнением, с хорошей техникой и рискуют остаться без определённого объёма работ.
Нужно с пониманием подходить, что, если мы хотим получить здесь понятного исполнителя, надо очень внимательно и аккуратно относиться к тому, что уже есть (к местным производителям, к местной производственной базе), но и в то же время подстёгивать местных предпринимателей, показывая качество и уровень работы «материковых».
- Вы хотите сказать, что в приоритете у правительства всё же местные силы? Но они уже показали себя не с лучшей стороны, можно же пригласить сюда организации с материка и разом всё закончить?
- Но опять же, просто так взять и завести «материковых» - это неправильно. У нас несколько таких примеров есть. Пытались, хотели, как одно из направлений было – «а давайте мы сейчас сюда самых великих заведём российских, и здесь нам все закатают, покрасят, побелят». Только при этом те предприятия, которые годами работают в регионе, владельцы которых севастопольцы, крымчане, работники, которые тоже являются местными, – мы их просто берём и отодвигаем. Это же неправильно! Это трудный компромисс. Все время хочется лавировать между поддержанием того, что есть, и введением того, что надо. Здесь нужно действовать очень аккуратно.
- Существует ли сегодня комплексный план по реконструкции всех дорог в Севастополе?
- Да. Есть программа ремонта на 2015 год. Объекты все определены, суммы известны. Есть объекты, которые включены в федеральную целевую программу – это проектирование Ялтинской дороги, федеральной, через весь Крым. Эти объекты стоят обособленно от исполнения наших местных, потому что здесь чётко федеральные средства на определённые цели. А есть ещё средства, которые нам даны на капитальный ремонт, а также на ремонт и обслуживание дорог Севастополя – это разные сектора.
- И всё-таки, когда начнётся реализация этого проекта?
- Начинаем делать. Начинаем – это подготовка проектно-сметной документации, подготовка заключения договоров, изучение потенциальных подрядных организаций, подготовка конкурсной процедуры. В данном случае – конкурсной комиссии. Подготовительная работа иногда занимает даже больше времени, чем само исполнение. Если мощный подрядчик заходит на какой-то короткий участок, он исполняет очень быстро, главное – чтобы все было оформлено, чтобы средства пришли в нужном объёме, чтобы контракты были заключены на конкурсной основе, чтобы у нас деньги были вовремя заплачены подрядчику по факту исполнения, по факту закрытия актов. И чтобы все счастливо разошлись: город доволен, подрядчик заработал, работа отличного качества.
Вы просто не видите эту подводную часть айсберга, всю подготовительную работу: конкурсы, договоры, выбор подрядчика. Важно понимать, что вся расходная часть предусмотрена, по сути, федеральным бюджетом. У нас есть своя собственная доходная часть, но она очень маленькая. И если бы Севастополь опирался бы только на свои доходы, то боюсь, что мы очень долго что-либо делали. Нам помогает сейчас вся страна.
- Денис Валерьевич, сегодня севастопольцы во многом недовольны качеством работ на некоторых уже выполненных объектах. Кто будет осуществлять контроль за качеством работ в дальнейшем?
- У нас кто только ни осуществляет! Говорить о том, что можно сейчас в Севастополе сделать что-то бесконтрольно – уже утопия. Потому что тут же, я уже не говорю о техническом контроле, я говорю об общественном контроле, - все начеку. Причём в рамках этого общественного контроля и проверяющие органы работают, потому что понимают, что самая оперативная и самая быстрая реакция у тех людей, которые ежедневно ходят рядом с этими объектами и понимают, что там происходит. К нам вопросы приходят: «А вы знаете, что на «Форпосте» написали вот то-то?». Был такой эпизод, когда сотрудник правоохранительных органов мне задавал вопрос, опираясь на информацию, прочитанную на «Форпосте». Я знаю, я читаю!
- Ещё один вопрос по текущему ремонту. Ямы, колдобины, появившиеся после зимы, - что будет с ними, когда в Севастополе начнётся текущий ремонт дорог?
- Исполняли только аварийные работы, где просто необходимо было срочно вмешаться, чтобы у людей элементарно колеса не отваливались. А сейчас заключены официальные контакты, выбрано 6 подрядных организаций, которые будут исполнять ямочный ремонт. И по традиционной технологии с укладкой горячего асфальта, и по новой технологии. И то, и другое будем пробовать, буквально с сегодняшнего дня мы начинаем исполнение обязательств по ямочному ремонту. Эта работа уже ведётся.
- Спасибо за такое полное интервью. Надеемся скоро увидеть в городе порядок, хотя бы на дорогах.
Беседовал Дмитрий Осипенко