С каждым годом уменьшается разница в развитии электронных госуслуг между лидером постсоветского пространства Эстонией и Российской Федерацией. По состоянию на 2014 год в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония занимает 15 место, Россия 27, сообщает TAdviser.
С каждым годом уменьшается разница в развитии электронных госуслуг между лидером постсоветского пространства Эстонией и Российской Федерацией. По состоянию на 2014 год в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония занимает 15 место, Россия 27.
На сегодня более 35% населения РФ пользуется электронными госуслугами, сообщил директор департамента развития "Электронного правительства" Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Авербах. На встрече с журналистами Владимир Авербах назвал регионы-лидеры по востребованности электронных госуслуг: Ямало-Ненецкий АО, Приморский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО и Республика Мордовия. Меньше всего пользуются электронными госуслугами в Дагестане – 1,8% жителей.
Структура запросов населения об электронных услугах существенно различается в разных странах. Например, в Приморье, где такими услугами пользуются более 66% жителей, 91% запросов, поданных в электронном виде, приходится на выдачу заграничных паспортов, а в недалекой Южной Корее лидируют калькулятор продолжительности жизни, экономический словарь и справочник про 100 гор страны.
На постсоветском пространстве безусловным лидером по развитию электронных госуслуг стала Эстония, где почти 20 лет на развитие электронных государственных сервисов выделяет 1% бюджета страны независимо от того, какое правительство находится у власти. По оценке вице-президента "Ростелекома" по инновационному развитию Алексея Нащекина, на 2012 год расходы Эстонии на электронное правительство составили $1153,8 на душу населения, впереди только Сингапур ($3125), цифра для России – $1,2. Сегодня в Эстонии более 90% населения старше15 лет для идентификации личности использует ID-карту, она полностью заменяет паспорт, с ее помощью можно совершать электронные платежи, получать все госуслуги и даже голосовать на выборах. В 2001 году на выборах в парламент страны 24,3% от всех проголосовавших избирателей использовали голосование через Интернет. В конце прошлого года в стране появилось даже «электронное гражданство», открывающее иностранным подданным доступ к услугам электронного правительства, «электронные граждане» могут регистрировать компании в стране и открывать счета в эстонских банках.
В последнем 2014 года рейтинге развития электронных правительств стран мира, составляемый под эгидой ООН, Эстония сейчас занимает 15 место с индексом развития 0,8180. У лидера рейтинга – Южной Кореи – индекс равен 0,9462. Россия в рейтинге занимает 27 позицию с цифрой 0,7296. Это надо считать очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.
Столь значительный рост российского индекса связан с быстрым развитием в стране всех трех компонентов, на базе которых рассчитывает индекс: электронные сервисы, телекоммуникационная инфраструктура, человеческий капитал, в частности, умение и желание граждан пользоваться услугами электронного правительства.
Количество сервисов, которые у нас может получить гражданин через Интернет, растет буквально с каждым днем, как на уровне федеральных структур, так и на региональном уровне. Для развития экономики наиболее важными представляется комплекс услуг ФНС по взаимодействию предпринимателей с налоговыми органами. Запущенный в эксплуатацию в мае в подмосковной Дубне федеральный Центр обработки данных (ЦОД) ФНС позволяет создать "единый налоговый файл" налогоплательщика, где будут сведены все данные о нем. В такой файле возможно автоматически учитывать информацию о социальном и экономическом положении налогоплательщика, его регистрируемом имуществе, уплаченных и неуплаченных налогах и т.д. Впереди переход к полностью «бесконтактному» взаимодействую налогоплательщика и налоговой службы. В Эстонии, например, регистрация компании занимает 18 минут, а уплата налогов – 3 минуты. Более 95% налоговых деклараций в стране подается электронным путем.
Приближается к эстонскому уровню и информационное взаимодействие граждан и российского государства в сфере пенсионной информации. Уже сейчас на сайте ПФР можно направить обращение в Фонд, заказать необходимые документы, получить информацию о состоянии пенсионного счета, на пенсионном калькуляторе вычислить свою будущую пенсию и записаться на прием к специалисту. В начале июля в рамках АИС ПФР была запущена новая услуга – прием заявлений о назначении пенсии и способе ее доставки. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.
Одним из направлений развития электронного правительства станет реализация новой концепции Минкомсвязи «открытая платформа госуслуг». Концепция предусматривает предоставление электронных госуслуг на сайтах государственных органов и часто посещаемых сайтах частных компаний с помощью так называемых виджетов, всплывающих окнах со стандартным интерфейсом. Будет разработана библиотека виджетов, включающая, например, запись детей в детсады, запись на прием к врачу, проверка налоговых задолженностей и многих других популярных видов услуг.
Услуги электронного правительства активно внедряются во всех странах на территории бывшего СССР. В Казахстане, например, сейчас на выдаваемое каждому человеку удостоверение личности сразу записывается электронная цифровая подпись, которая позволяет идентифицировать человека с помощью картридера. Системность – большой плюс казахстанского подхода, в Национальную палату сейчас внесен законопроект, который будет регламентировать само понятие открытых данных, зафиксирует их перечень и форму представления, речь идет о сотнях баз данных. В республике поставили амбициозную задачу войти в ТОП-20 рейтинга электронных правительств ООН. В следующем году выйдет очередной рейтинг электронных правительств ООН. Конкуренция в этой сфере очень серьезная, так, США в 2005 году были на первом месте рейтинга, а сейчас занимают только седьмое.
Tweet | ||