<!--
[if !mso]>
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕЗОН. ПЕРЕДАЧА № 132, 15 ИЮНЯ
2016 Г.
К.Затулин: Здравствуйте.
В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий.
В выпуске:
– «Посеяли
ветер. Пожнем ли мы бурю?» (Возвращаясь к теме образования и воспитания
нашей молодежи);
– Русское
озеро (Возвращается ли Черное море в XVIII
век?)
«Посеяли ветер. Пожнем ли мы бурю?»
К.Затулин: Наше
время – переходное. От развала и разрухи 1990-х – к собиранию и созиданию. От
утраты суверенитета – к его новому обретению. От одностороннего разоружения – к
восстановлению военной, оборонной мощи. Одним словом – к новой России, которую
мы должны оставить своим детям и внукам.
Но вот вопрос: а как этой новой Россией распорядятся наши
дети и внуки? Какими они растут? Чему их учат и как воспитывают? Можно ли быть
уверенным, что они выстоят, не проиграют и не сдадут?
Согласитесь, самое время задаться этими вопросами. В разгаре
пора экзаменов. Время подведения итогов и время принятия решений.
Сюжет: «Молодым
везде у нас дорога…». Нынешнее взрослое поколение слышало об этом в юности.
Жизнь оказалась намного сложнее: она совсем не всегда подтверждала эти слова на
практике. Но поводы для гордости за свою молодежь у России есть.
С другой
стороны, прозападная пропаганда, непрерывно и безнаказанно отравляющая сознание
нашего народа с 1980-х годов, делает свое злое дело. И теперь для России
характерен трагический рост числа лиц, в принципе отрицающих свою
принадлежность к какой бы то ни было Родине. Опросы свидетельствуют: сегодня
таковых денационализированных «общечеловеков»-космополитов в нашей стране –
более 5 миллионов, а двадцать лет назад было всего около 14 тысяч, то есть в
362 раза меньше.
Около 200
тысяч специалистов-исследователей за последние 15–20 лет уехало на Запад.
«Утечка мозгов» привела к тому, что в США работает 16 тысяч докторов наук из
России, в то время как в самой России их осталось 28 тысяч.
К.Затулин: Впору
задаться вопросом: имеет ли нынешняя система воспитания и образования
подрастающего поколения какое-то отношение к разочарованию части нашей
молодежи, к «утечке мозгов» или, напротив, их отсутствию?
Ведь вот данные исследования нашего Института книги: 10
миллионов соотечественников не читают вообще; 10% – очень редко. Треть
опрошенных не имеет дома книг. Половина детей и подростков до 17 лет ни разу не
были в театре, на концерте или в библиотеке.
Сюжет: Одной из
попыток приспособить образование в России к новым условиям жизни, безусловно,
является реформа среднего и высшего образования, к которой приступили в 2000-е
годы. Наиболее яркими ее компонентами стало внедрение Единого Государственного
Экзамена в школах, новые правила поступления в ВУЗы и переход на так называемую
«Болонскую систему» в высшем образовании. От внимания к воспитанию на какое-то время
отказались вообще.
ЕГЭ – это
государственный экзамен, форма аттестации по итогам получения среднего общего
образования. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в
школе и основной формой вступительных экзаменов в ВУЗы. В этом году ЕГЭ сдают
по русскому языку, математике, литературе, географии, обществознанию и истории,
а также по иностранному языку. Все экзамены ЕГЭ проводятся в письменной форме,
кроме тех частей, где предусмотрена устная аттестация.
Вначале
ЕГЭ состоял из трех блоков. «Блок А» подразумевал тест с выбором одного
правильного варианта, «Блок Б» требовал краткого ответа, а «Блок С» –
развернутого. ЕГЭ, а именно его тестовая часть, с первого дня существования
вызвал шквал критики.
Сюжет (Евгений Ямбург, академик РАО,
директор Центра образования № 109 (г.Москва): Мы попытались довольно сильный
западный либеральный инструмент привязать к нашим родным пенатам. И началось
социалистическое соревнование между регионами, кто лучше сдаст ЕГЭ. Это
продолжалось до тех пор, когда среди показателей работы губернаторов был фактор
сдачи ЕГЭ. Больше всего, безусловно, оказались под ударом предметы
гуманитарного цикла, где невозможны однозначные ответы, где может быть
несколько разных ответов, и каждый из них будет содержать некую правду.
Цитата (Сергей Капица, доктор
физико-математических наук, телеведущий, 2009 год): «ЕГЭ, который сегодня используют,
не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании
или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское
море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а
отдельной серьезной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в
Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного
превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз и требуется
понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно».
К.Затулин: Нетрудно
заметить, что рецепты улучшения прежней, советской системы образования искали и
нашли на передовом Западе: с этой целью с середины 90-х годов в России работала
специальная группа по подготовке к внедрению ЕГЭ, участники которой позже
перекочевали в Министерство образования и Высшую Школу экономики.
Западной системе образования присуща система «двух
коридоров». В ней университетское образование получают единицы, и именно они в
будущем имеют возможность сложить государственно-управленческую элиту.
Остальное же население довольствуется образованием так называемого «мозаичного
типа». По нему человек способен в будущем выполнять лишь определенный набор
узко очерченных функций, а обо всех остальных отраслях знания иметь
поверхностное и несистемное представление.
Сюжет: Впервые
аналог Единого Государственного Экзамена появился в 1966 году во Франции.
Страна только что перестала быть колониальной державой. Для молодежи бывших
колоний специально был придуман экзамен, по результатам которого они могли
претендовать на «лучшее» образование во Франции. Хватило года, чтобы понять,
что новоиспеченные студенты были неспособны учиться. Начались отчисления. Эта
история закончилась студенческими волнениями и уходом правительства де Голля в
отставку. Чуть позже новый экзамен отменили.
Цитата (Сергей Комков, президент
Всероссийского фонда образования): «Общественная палата Франции, очень озабоченная всей
этой ситуацией, приняла решение, что больше никаких тестовых удалённых единых
экзаменов не должно быть. Иначе, как определила Общественная палата, ещё
год-два и от высшего образования Франции не останется камня на камне».
К.Затулин: Стоит
сказать, что так или иначе через ЕГЭ прошли все страны Европы и в какой-то
момент, поняв неоднозначность этой системы определения знаний, приняли решение
от нее отказаться. В январе 2009 года президент Обама обратился к конгрессу США
с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое
тестирование по окончании школы. Но для России этот опыт уроком не стал.
Сюжет (Андрей Максимов, писатель,
телеведущий): Есть
какие-то хорошие, отдельные учителя, отдельные директора школ, но у нас в целом
нет школ. У нас в целом нет системы образования, ее просто не существует.
Поэтому, если родители хотят, чтобы их ребенок был образованным, умным и так
далее, они должны этим заниматься сами. Либо сами учить, либо нанимать учителей,
либо что-то еще придумывать. В средней школе ребенок, где-то с 5-го по 11-й
класс не учится ничему. Он занимается одним делом – ставит правильные значки в
правильных местах. То есть подготовка к ЕГЭ.
К.Затулин: Следует
признать, что под напором критики ЕГЭ, скандалов с его внедрением единый
экзамен за 15 лет значительно изменился и медленно эволюционирует к привычной
прежде форме устного экзамена.
Сюжет: Если
сравнить варианты ЕГЭ 2016 года с вариантами 5–7- летней давности, то заметно,
что Единый госэкзамен постепенно отходит от преобладавшей в нем ранее тестовой
составляющей с вопросом и четырьмя вариантами ответов к нему. Так, тесты уже
убраны из экзаменов по физике, химии, биологии, информатики, географии, а также
из гуманитарных предметов – русского языка и истории. И если раньше ЕГЭ состоял
из трех частей, первой и самой большой из которых были именно тесты, то теперь
их заменяют развернутыми вопросами, где требуется включить логику и проявить
аналитическое мышление.
К.Затулин: Поправки
и изменения позволили основной массе учителей и учащихся как-то притерпеться к
Единому госэкзамену, хотя, например, в целом ряде регионов ЕГЭ как было, так и
остается незваным гостем. Законодательное собрание Карелии, например, только
что, в мае, внесло свой законопроект в уходящую Государственную Думу: депутаты
требуют, чтобы «Карфаген был разрушен» – чтобы ЕГЭ было отменено со следующего
года.
Упорная борьба между сторонниками и противниками ЕГЭ на
какой-то момент заслонила другие проблемы образования и, в особенности,
воспитания молодежи.
Цитата (Алексей Пономарёв, депутат
Государственной Думы РФ): «В своё время русская и советская школа были лучшими
в истории нашего тысячелетнего государства. В советское время мы не проигрывали
ни одного конкурса по математике, физике, химии, программированию и биологии. А
вот последние результаты контрольных работ нас не обрадовали. По географии
каждый второй написал на «двойку». Такая же картина по русскому языку и
математике. Внедряемая болонская система обучения
в нашей стране отбросила Россию на 65-е место в мире».
Сюжет: Тот факт,
что российские школьники в 2015 году впервые за многие годы вчистую проиграли
Международную математическую олимпиаду, не вызвал, судя по ответам в январе в
Государственной Думе, большого беспокойства у министра образования Дмитрия
Ливанова. Это действительно можно как-то пережить.
Гораздо
хуже другое: труднообратимые процессы в молодежной, в том числе студенческой
среде, статистика детских самоубийств. Общее огрубление нравов, рост невежества
и бескультурия, если не сказать дикости, у части молодежи, которую почему-то
принято называть «золотой».
Свои плоды
начинает приносить многообразная и изощренная проповедь стяжательства,
карьеризма, потребительства, гедонизма, которая велась и ведется ежедневно и
ежечасно, переделывая психику нашего народа на чужеродный манер. И, увы, школы
и ВУЗы пасуют перед этим напором.
Сюжет
(Андрей Максимов, писатель, телеведущий): Школа должны выполнять две самых
главных задачи. Первое, она должна научить ребенка учиться. То есть ребенок
должен понимать, что учиться - это здорово. И вторая, она должна помочь ребенку
найти призвание. Если школа не выполняет ни одну из этих задач, она не является
школой.
Сюжет
(Евгений Ямбург, академик РАО, директор Центра образования № 109 (г.Москва): Образование должно быть по
необходимости и консервативное, и революционное, потому что если оно будет
только консервативное, мы отстанем от всего мира. Если оно будет только
революционное, мы разнесем в пух и прах эти традиции. Поэтому это два плеча
коромысла, которые нужно держать в равновесии. Брать от советской школы хорошее
и брать от мирового опыта тоже хорошее, а отрицательное выкидывать и оттуда, и
оттуда.
Студия:
К.Затулин: Начну с вопроса,
который был задан недавно президенту во время прямой линии: что сами вы выбрали, если бы сейчас учились в
школе, какой экзамен? Как прежде в советские времена - устный, или ЕГЭ?
Юрий Кублановский (поэт, публицист): Я бы выбрал
устный, разумеется. Потому что, мне кажется что при сдаче устного экзамена
многое зависит от обаяния студента, абитуриента, от живого разговора.
К.Затулин: Это Вы на свое
обаяние рассчитываете?
Ю.Кублановский: Да. Так что, без
этого никак.
Павел Карпов (начальник Управления кадрового потенциала
Департамента образования г.Москвы): Я бы, конечно, наверное выбрал
все-таки ЕГЭ. Потому что устный экзамен я уже сдавал, опят у меня есть, а ЕГЭ я
не сдавал, и мне хотелось бы попробовать.
К.Затулин: Ну, в общем, Вы
с детства угол не рисовали, я так понял, Вы все время овал. Президент Путин, Вы
знаете, ответил на этот вопрос, Вы же кончено знаете как он ответил, он сказал:
«Я бы выбрал устный экзамен». Это что, такой приговор?
П.Карпов: На мой взгляд,
тут нужно все-таки понимать, что система ЕГЭ очень долго и мучительно, но тем
не менее, она все-таки состоялась и ее невозможно просто отключить. Нету такого
механизма, который бы позволил отменить ЕГЭ.
К.Затулин: Юрий
Михайлович, а Вы как оцениваете вот систему ЕГЭ нынешнюю с точки зрения ее
целевой функции.
Ю.Кублановский: Вы знаете, речь
об отмене не должна, я думаю, идти. Потому что у ЕГЭ есть свои плюсы, и главный
из них то, что действительно, русская провинция, глубинка может подключаться к
столичным ВУЗам, если молодой человек талантлив. Но, просто, она нуждается в
дальнейших дополнениях, вот, именно, ее надо очеловечить. Я бы так попросту
сказал и как-то продолжать усовершенствования, чтобы обязательно все-таки
поступающий имел прямой человеческий контакт с тем, кто принимает у него
вступительные экзамены.
К.Затулин: То есть, надо
скрестить систему удаленных тестов с конкретными…
Ю.Кублановский: Я думаю, то это
было бы оптимально.
К.Затулин: Это возможно?
П.Карпов: Прошу прощения,
мне кажется это еще более безумным, чем отмена. Потому что идеи ЕГЭ в том,
чтобы максимально убрать субъективный, человеческий как вы говорите, фактор. У
меня тоже было разное отношение к единому экзамену. Меня интересует результат.
Я отвечаю перед семьей за результат образования конкретного ребенка.
К.Затулин: А Вы выясняете
результат по результатам ЕГЭ? Он для Вас объективный?
П.Карпов: Конечно. Он
измерим главное.
К.Затулин: С другой
стороны, есть и, понятное дело,
противники этой системы. Вот почему ее надо совершенствовать? Какие ее
недостатки?
Ю.Кублановский: Ну, недостаток,
прежде всего, недостаток гуманитарности. Что я хочу сказать? Например, экзамен
по русской литературе ни в коем случае не может быть определен начетническим
количеством знаний: сколько лет было Наташе Ростовой, понимаете? Или, во
сколько лет был ранен Андрей Болконский - это все мелочи, чепуха. Главное дух
произведения. Русская литература сильна духом своим. Не даром Томас Манн
называл ее святой. Экзамен это не учитывает, превращая это все в автоматику.
Учитель, преподаватель - это же не только человек, который дает ученику энное
количество знаний, это еще и его водитель по жизни.
П.Карпов: Это если
повезет.
Ю.Кублановский: Если повезет,
конечно. Я сам из семьи русской учительницы из провинции. Я помню, что мамин
рабочий день отнюдь не ограничивался преподаванием в школе. У нас до позднего
вечера толпились студенты, школьники, школьницы и они помнят до сих пор мою
маму. Вот, сейчас говорят, что сейчас какая-то Болонская система введена.
Почему? С какого брюха она нужна в России эта болонская система, понимаете? Это
все вводят схоласты.
П.Карпов: Тут Ситуация
странная. То есть можно сесть так и начать, просто не вдаваясь в подробности,
без привязки к реальным жизням реальных людей говорить: "Это все плохо,
это что-то напридумывали, это невозможно". Смотрите, вот российская школа
в целом, есть некоторое расхожее утверждение от том, что была такая, великая
советская школа, выдающаяся, лучшая в мире советская школа, ее разрушили и,
значит, создали непонятную российскую школу.
Ю.Кублановский: Отчасти так и
было.
П.Карпов: Вот, на мой взгляд,
это голословное утверждение.
К.Затулин: Смотрите, наша
жизнь состоит из голословных утверждений в этом случае. Вот есть такое голословное
утверждение, не наше, Вам конечно известное, президента Кеннеди о том, что
успехи России в космосе, я передаю смысл его заявления, они связаны с русской
системой образования. Значит, многократно, есть разные голословные утверждения,
относящиеся к людям, голоса которых уважаемы о том, что…
П.Карпов: Я не знаю. У
меня нет отношения к президенту Кеннеди. Я не знаю, уважаю я его или нет.
Возможно. Возможно, есть некоторые фразы приписанные.
К.Затулин: Он был в тот
момент руководителем страны, которая переживала глубочайший стресс из-за
успехов России в космосе.
П.Карпов: Да, я знаю. Я
сам окончил советскую школу. У меня к ней никаких нет вопросов. Я говорю, что у
нас нет никаких реально серьезных аргументов для того, чтобы говорить об этом
действительно уверенно. Это определенного рода миф. Дело в том, что советская
школа могла существовать только советском обществе.
К.Затулин: Вот скажите,
сегодняшняя школа, при сегодняшней постановке дела соответствующей современному
обществу, она побуждает детей, на самом деле, к образованию?
П.Карпов: Все зависит от
учителей, от самой школы, от администрации, которая работает. Есть конкретная
ситуация конкретных учителей.
К.Затулин: Ну, это уход от
вопроса. Вообще, есть падение интереса к образованию. Вот что меня беспокоит.
Кто за это отвечает?
П.Карпов: За это отвечает,
Вы думаете, система образования?
К.Затулин: А Вы думаете
нет?
П.Карпов: Я думаю, что за
это отвечает все общество, которое есть, и ценности, которые есть в обществе.
К.Затулин: Все общество,
безусловно, за все отвечает.
П.Карпов: Не надо...
К.Затулин: Свою часть, свою
часть признайте.
П.Карпов: Свою часть,
поверьте мне, школа делает предельно честно.
К.Затулин: Я сказал о том,
что ставят в заслугу ЕГЭ. То, что она уравнивает всех выпускников средних школ
по стране. Второе - это то, что утверждается, что она на самом деле нанесла
смертельный удар коррупции, как правило, речь идет о высшем образовании. Ну,
теперь смотрите, какие есть на самом деле претензии к ЕГЭ. Претензии к ЕГЭ: что
оно, во-первых, дегуманизирует образование. Второе обстоятельство: на самом
деле, произошло не подтягивание, если хотите, образования в регионах к более
высокому качественному столичному, а наоборот, усреднение в целом. Ну и так далее, и так далее. А вот кто вообще в
мире эту систему ЕГЭ использует? Вот она, насколько я знаю, во Франции пытались
применяться, в Соединенных Штатах. Она была почему-то отменена. Не расскажете,
почему?
П.Карпов: Я могу Вам сообщить
только одно: 90% того, что Вы сейчас сказали – абсолютный бред. Это невозможно
комментировать вообще никак, понимаете? Да, у нас все коррупция, у нас все
кругом коррупция осталась. Где конкретно коррупция? Зачем говорить вещи,
которые вообще не имеют никакой конкретики в основе? Просто потому, что они
популярны? Бессмысленно.
К.Затулин: Я рассказываю Вам
о том, что…
Ю.Кублановский: В каком свете Вы
живете вообще? Потому что это элементарные вещи… Это элементарные вещи, все,
что говорится…
П.Карпов: Вы живете
идеологическими клише.
Ю.Кублановский: Вы, наверное,
были директором какой-то особой спецшколы, честное слово. Все, что Вы говорите,
– это просто настолько не соответствует моим знаниям… Не я думаю, я говорю: я
постоянно общаюсь со школьниками.
П.Карпов: Вы живете в иллюзиях. Я знаю, как устроена школа.
К.Затулин: Хорошо, у нас с
Вами неравноправное положение: мы живем в иллюзиях, Вы живете в реальности.
Реальность, я так понимаю, связана исключительно с работой в Департаменте
образования.
П.Карпов: Реальность очень разная. Я знаю детей, непосредственно учеников.
К.Затулин: Я сейчас задаюсь
другим вопросом. Меня интересует, насколько сегодняшняя система образования,
она в состоянии справиться с теми проблемами, которые возникают у страны.
Огромное количество выпускников средних школ с высокими баллами ЕГЭ идут на так
называемые престижные профессии. В целом по стране у нас огромное
перепроизводство этих самых экономистов и менеджеров и отсутствие слесарей,
которые способны не запороть обшивку космического корабля, когда они его
шлифуют, потому что…
Ю.Кублановский: Вообще гайку
завинтить.
П.Карпов: Я не очень
понял, каким образом Вы так сразу резко и хитро померили все качество
специалистов в России. Оно очень разное. Есть очень высококлассные специалисты,
есть очень плохие специалисты. Я не могу сказать, что, например, кого из них
больше, очень разные.
К.Затулин: Мы говорим о том,
что в обществе есть ощущение, совершенно объективное того, что с образованием у
нас не все хорошо. Все научились работать с этими тестами и все знают, каким
образом их можно обходить, ими манипулировать и так далее.
П.Карпов: Это же тоже
хорошо. То есть люди развивают в себе определенные компетенции.
К.Затулин: Да. Но в этой
технологии теряется некое обстоятельство под названием знание, обучение и так
далее.
П.Карпов: Смотрите, кто
всегда самый успешный в жизни? Это троечники. Троечники или двоечники. Почему?
К.Затулин: Почему Вы так
считаете?
П.Карпов: В основном. Ну,
опросите людей наиболее успешных.
К.Затулин: Откуда Вы это
взяли?
Ю.Кублановский: Это ваш… Это,
наверное, было начинать…
К.Затулин: Мне кажется, что
в том мире, о котором Вы говорите, действительно троечники самые успешные.
П.Карпов: Хороший вопрос.
Прекрасно. Вы посмотрите на олигархов. Они что, отличники? Они все троечники.
Почему они успешны? Прекрасное, даже ничего доказывать не надо. Почему это
происходит? Потому что когда пятерочник сидит, учит материал, пытается быть
лучше. Троечники заняты…
К.Затулин: Троечники в это
время действуют.
П.Карпов: Настоящим делом. Действуют. Они получают
компетенции выживания в сложных социальных условиях.
К.Затулин: Вот. Вот. Вот мы
докопались до истины.
П.Карпов: И там где для них эти компетенции едины…
К.Затулин: Если Вы
вдохновляетесь этими идеями, то у меня отпадают вопросы просто.
П.Карпов: Какими я вдохновляюсь идеями?
К.Затулин: Теми, что
троечники лучше.
Ю.Кублановский: Вы убираете из
общества такие стержни как стыд.
К.Затулин: Хорошо. А какая
вот у нас в перспективе должна быть школа, для того чтобы мы вот как-то были...
соответствовали сегодняшнему дню или, может быть, даже заглядывали в
завтрашний.
Ю.Кублановский: Система
образования должна быть связана с традиционной патриотической духовностью. С
теми вещами, на которых должна стоять Россия. И главное, видите, очень много
упущено. Нет такого количества учителей, которые сейчас могли бы окормлять
учеников должным образом. Нет их потому, что 90-е годы их повывели. Понимаете,
когда учителя падали в голодные обмороки, мы полгода не получали зарплат. Так
же как и врачи. Это был нанесен чудовищный удар просто по самосознанию русского
учителя.
П.Карпов: Я считаю, что
люди должны просто заниматься делом. И должны работать. Этого достаточно.
Каждый должен работать хорошо, стараться работать на своем месте.
Ю.Кублановский: Добросовестно.
П.Карпов: Если ты учитель,
то твоя задача научить ребенка. Если ты директор школы, ты должен обеспечить,
чтобы учителю было комфортно и удобно работать.
Резюме К.Затулина: Не
правда ли, интересный получился разговор? Он не приблизил нас к
взаимопониманию, а тем более к каким-то предложениям и решениям. Зато у меня,
как и у Юрия Кублановского, есть теперь ясное представление об образе мыслей
людей, которые призваны отстраивать эту самую систему образования. И это
представление меня никак не успокаивает.
В конце концов, дело ведь не в ЕГЭ как в форме. Дело в том,
что с помощью формы – будь то ЕГЭ в средней или «оболонивание» в высшей школе –
пытаются как можно радикальнее изменить содержание. Сблизить нас, так сказать,
с теми передовыми странами, которые никак не могут, тем более, сегодня, служить
для нас примером. А это значит, что борьба вокруг содержания реформы образования
неминуемо будет продолжаться.
Русское
озеро
К.Затулин:
В
2014 году, вскоре после «Крымской весны», в программе «Русский вопрос» вышла в
свет передача «Крым – ключ к Черному морю и безопасности России». Тогда нам
было важно подчеркнуть, что решение Президента России принять в состав России
Крым не только восстанавливало историческую справедливость, отвечало желаниям и
воле крымчан, но и обеспечивало безопасность всей России на южном направлении.
Слишком долго прозападные политики и журналисты внушали российской
общественности, что Черное море, Черноморский флот и его база Севастополь при
современных системах вооружения не имеют никакого стратегического значения.
Цитата (Андрей Илларионов, экономист, экс-советник
Президента РФ (2000-2005 гг.): «Чёрное
море является закрытым бассейном, стратегического значения Черноморский флот не
имел давным-давно и не имеет сейчас».
Ведущий: Прошло два
года, кризис в отношениях с Западом сбросил многие маски и сейчас американцы и
представители НАТО даже не считают нужным скрывать, что их цель поставить под
свой контроль «закрытый» и никому не нужный Черноморский бассейн.
Цитата (Александр Вершбоу, заместитель генерального
секретаря НАТО): «В черноморском
регионе союзники должны подумать над усилением присутствия международного
контингента НАТО и сделать упор на наших возможностях на море».
Сюжет (Константин
Сивков, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук): Черное море является плацдармом борьбы. Через Черное
море проходят кратчайшие воздушные пути из России в восточное средиземноморье,
что является исключительно важным для решения задач противоборства с
американскими авианосными ударными группами в случае возникновения конфликта
глобального. И наоборот, Соединенные Штаты Америки действуют с восточного
средиземноморья палубной авиации, способной наносить удары по территории
России, по сути дела, всего южного паса Российской Федерации. Без поддержки
Черноморского флота, наша средиземноморская эскадра, в случае военного
конфликта, не продержится и нескольких часов, и будет уничтожена.
Сюжет: В
начале июня США объявили о переброске в восточное средиземноморье двух ударных
авиационных групп во главе с авианосцами «Трумэн» и «Эйзенхауэр». Формально для
ударов по ИГИЛ в Сирии и Ираке. Но высокопоставленный представитель Пентагона
счел нужным сообщить СМИ об истинных целях маневра.
Цитата (The Wall Street Journal, 9 июня 2016 года): «Это позволит обеспечить столь нужное нам военное
присутствие в Средиземноморье, чтобы послать сигнал России».
Сюжет: 7
июня американский эсминец «Портер», вооруженный противоракетной системой
«Иджис» и крылатыми ракетами «Томагавк», в сопровождении турецкой подлодки
немецкого производства вошел в Черное море. В последние несколько лет такие
визиты стали почти постоянными.
Цитата (Джеймс Фогго, вице-адмирал,
командующий 6-м флотом ВМС США, 2015 год): «США
стараются поддерживать почти постоянное присутствие в Чёрном море, используя
право на свободное морское судоходство».
Сюжет (Константин
Сивков, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук): Для России это чрезвычайно опасно по следующим
основаниям. Корабли типа Арли Берк или крейсер "Тикондерога",
которые, согласно доктрине Монтре, могут на месяц посещать Черное море, смогут наносить
удары с Черноморского района крылатыми ракетами на глубину до 1,5 тысяч
километров в обычном снаряжении, и до 2,5 тысяч километров в ядерном
снаряжении. Плюс эти корабли несут противоракетные комплексы. Поэтому их
появления в Черноморском бассейне являются серьезным дестабилизирующим
фактором, меняющим всю конфигурацию баланса сил в бассейне Черного моря.
К.Затулин: Американские
стратеги и западные СМИ объясняют повышенную активность НАТО в бассейне Черного
моря ответом на возвращение Крыма в Россию и необходимостью обороняться от
«агрессивной» России. Однако к действительности это не имеет никакого
отношения.
Сюжет: В советское время вольничать на просторах Черного
моря ни американцы, ни турки не осмеливались, и поэтому их активность была
невысока. Определялось это не миролюбием натовцев, а мощью Черноморского флота
СССР. До начала раздела в августе 1992 года в его составе находилось 894
корабля и судна, в том числе 8 ракетных кораблей, 12 подводных лодок, десятки
эсминцев, десантных кораблей, тральщиков, боевых катеров. Соотношение сил в
бассейне Черного моря определялось как 2,5 к 1 в пользу Большой России – СССР.
В акватории Средиземного моря постоянно присутствовала Пятая эскадра.
Цитата (Александр Цыганов, политический
обозреватель): «При советском
проекте Чёрное море могло по праву считаться "русским озером". С
одной стороны сам СССР, с другой – союзные ему Румыния и Болгария запирали три
четверти его акватории. Турция, хоть и член НАТО, вынуждена была прижиматься к
своим берегам и покорно пропускала советские военные корабли через свои
проливы».
Сюжет: Ситуация
в корне изменилась после распада СССР. По мере того, как Черноморский флот,
повязанный договорами с Украиной, лишенный возможности обновляться, слабел,
возрастала активность НАТО.
Сюжет (фрагмент программы "Русский
вопрос" от 3 сентября 2014 года. Игорь Касатонов, адмирал, командующий ЧФ
ВМФ России (1991-1992 гг.): После того как
распался Советский Союз, были утрачены очень многие позиции. Ясно, что это было
в максимальной мере усилия Соединенных Штатов Америки, усилия НАТО, которые
естественно это планировали. Планировали утрату и геополитического пространства
и утрату контингента людей, вооруженных сил, естественно смену всего- всего для
того, чтобы вот этот вопрос распада и утраты они дополнили своей военной
активностью. Эта активность, так если по девяностым годам судить, она усилилась
в пять-восемь раз.
Сюжет: В
первое десятилетие XXI века США
затащили в НАТО Болгарию и Румынию, поставив под свой контроль их
военно-морские базы на Черном море. При Ющенко на Украине и Саакашвили в Грузии
была предпринята первая попытка включить в натовские структуры и эти страны.
Ведущий: Сейчас уже не
секрет, что Севастополь – город русских моряков, планировалось сделать главной
военно-морской базой НАТО на Черном море.
Сюжет (фрагмент программы "Русский вопрос"
от 3 сентября 2014 года. Игорь Касатонов, адмирал, командующий ЧФ ВМФ России
(1991-1992 гг.): Само по себе
базирование планировалось однозначно в Севастополе. В Донузлав еще в 90-е годы
заходили турецкие подводные лодки, боевые корабли постоянно с визитами тоже
были в Севастополе.
Сюжет (Владимир Путин, из выступления на
совещании послов и постоянных представителей РФ, 1 июля 2014 года): «Мы, конечно, не имели права оставить Крымчан и
Севастопольцев на произвол воинствующих националистов и радикалов. Не могли
допустить, чтобы был существенно ограничен наш доступ к акватории Черного моря,
чтобы на крымскую землю, в Севастополь, овеянный боевой славой русских солдат и
матросов, в конце концов, а я думаю, достаточно быстро, пришли бы войска НАТО и
был кардинально изменен баланс сил в Причерноморье. То есть по сути все, за что
Россия боролась начиная с петровских времен, а может быть, и пораньше, историки
знают лучше, что бы все это фактически было вычеркнуто».
К.Затулин: «Русская весна»
и «вежливые люди» сорвали эти планы НАТО. Севастополь вместе с Крымом вернулся
в Россию, и это радикально изменило военно-стратегическую ситуацию в регионе.
Сюжет (Константин Сивков): Севастополь
создавался, как главная база, более трехсот лет. Нынешняя Россия создать даже
за 30-40 лет порт, который смог бы заменить главную базу Севастополь, никогда
бы не смогла. Поэтому значение исключительно важное. Кроме того, Крым для
Черного моря – это, своего рода, непотопляемый авианосец. Контролируя Крым,
Россия может контролировать все Черное море. Достаточно сказать, что крейсер
"Москва" для нанесения ракетного удара по любому объекту в пределах
Черноморского бассейна, ему не нужно даже выходить далеко от главной базы.
Кроме того, в Крыму развернуты береговые ракетные комплексы средней дальности,
которые так же позволяют простреливать практически всю Черноморскую акваторию.
Сюжет: За
прошедшие два года проделана большая работа по укреплению Черноморского флота
России и созданию группировки войск в Крыму. Только в 2015 году Черноморский
флот пополнился двумястами единицами военной техники, в том числе 40 кораблями.
Среди них впервые с 1991 года появившиеся в его составе дизель-электрические
подводные лодки, одна из которых, – «Ростов-на-Дону», – нанесла столь памятный
удар крылатыми ракетами по боевикам в Сирии. 5 из 10 стоящих на вооружении ВМФ
противодиверсионных катеров типа «Грачонок» также переданы Черноморскому флоту.
На уникальных
крымских аэродромах развертываются новые авиационные соединения, включая
эскадрильи дальних бомбардировщиков ТУ-22М3. Противовоздушную оборону
полуострова обеспечивают С-300. Берега Крыма теперь надежно защищены ракетными
комплексоми «Бастион», который позволяет за 10-15 минут уничтожить корабли
любого противника в большей части черноморской акватории. Расконсервирован
объект «Сотка» под Балаклавой с противокорабельными установками «Утес»,
укрытыми в скальном массиве. Под Севастополем восстанавливается станция раннего
предупреждения о ракетном нападении, не использовавшаяся последние 10 лет.
Прибытие на
прошлой неделе к месту стоянки в Севастополе первого фрегата «Адмирал
Григорович», из новой «адмиральской серии» стало праздником для всего города –
новые корабли такого класса уже 35 лет не пополняли Черноморский флот .
К.Затулин: Возвращение
Крыма и восстановление боевой мощи Черноморского флота поставило под вопрос
продвижение евразийской стратегии США, направленной на достижение контроля над
транспортными и энергетическими коридорами в регионе. Столкнувшись с новыми реалиями,
США и их союзники спешно наращивают свое присутствие, подводя под него новую
плановую основу.
Сюжет:
На предстоящем в начале июля саммите НАТО в Варшаве будет рассматриваться
предложение Президента Румынии создать в Черном море постоянно действующую
объединенную флотилию НАТО. О своей заинтересованности в проекте на этот раз
заявила Турция.
Цитата (Реджеп Эрдоган, президент
Турции): «Мы надеемся на
конкретные результаты саммита НАТО в Варшаве 8 июля… Чёрное море должно быть
превращено в море стабильности. Я сообщил генеральному секретарю НАТО, что вас
нет в Черном море и именно поэтому оно уже почти стало русским озером. Если мы
не примем меры, история не простит нас».
Сюжет: Поддержка Турции
создает интригу вокруг исполнения действующей с 1936 года конвенции Монтре,
запрещающей военным кораблям нечерноморских государств тоннажем свыше 35 тысяч
тонн проходить через Босфор и Дарданеллы и находиться в Черном море больше трех
недель.
Сюжет (Владимир
Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ): Для Турции важно не допустить
чрезмерного усиления в Черном море других государств, и в том числе США. Турция
по-прежнему хотела бы, чтобы Черное море оно было больше турецкое, чем
американское. Поэтому Турция будет следить за выполнением конвенции Монтре, но
она может закрывать глаза на те нарушения, которые, возможно, будут
усиливаться. В целом, конвенция Монтре – это фактор лишь ограничивающий
американский военный потенциал, который может быть развернут в Чёрном море. США
хотели бы и дальше, чтобы Турция контролировала проливы, чтобы Турция имела
значительную группировку войск, которая потенциально может действовать в рамках
НАТО. Но американцы осознают, что она далеко не всегда действует в интересах
НАТО, а иногда действует даже против НАТО. Есть некие примеры гипотетических
даже столкновений между подразделениями США и Турции на территории Ирака. Я не
знаю, насколько это имело место, тем не менее, была некая информация о том, что
даже были по ошибке сбиты два американских вертолета на территории Ирака.
Сюжет: Было
бы удивительным, если бы к якобы румынской, а на самом деле американской,
инициативе не поспешил бы присоединиться Президент Украины Петр Порошенко.
«Куда конь с копытом, туда и рак с клешней». Сердечное согласие Украины с
Румынией дополняется подписанием 17 мая этого года плана военного
сотрудничества с Турцией на период до 2020 года. Огорчительно лишь, что свою
долю в будущую флотилию «запорожцы за Дунаем» смогут внести, пожалуй, только 5
подаренными американцами надувными лодками. Россию должен беспокоить не
надувной украинский флот, а попытка использовать Одессу в качестве
военно-морской базы: на пути к этому только жлобство украинских олигархов,
давно поделивших одесские причалы.
Резюме
К.Затулина: Нет
ничего нового в этом лучшем из миров. Сотни лет на Черном море мы боролись с
Османской империей. На памяти моего поколения совсем недавно, в 1988 году, наш
сторожевик «Беззаветный» навалом вытеснял американский крейсер «Йорктаун»,
нагло вторгшийся в советские территориальные воды неподалеку от Севастополя.
Вместе с крымчанами мне довелось заставить американских морпехов в 2006 году
покинуть Крым, куда они уже высадились для участия в провокационных маневрах
«Си Бриз». В прошлом году Московский монетный двор выпуском коллекционной
монеты отметил годовщину бегства эсминца США «Дональд Кук» от облетавшего его
бомбардировщика ВВС России.
Нет никаких сомнений, что и на этот раз
борьба с Россией на Черном море кончится также как в XVIII
веке. Не надо только праздновать труса, как при Козыреве и Ельцине.
С Вами был Константин Затулин и
программа «Русский вопрос». До встречи через неделю в это же время на канале
ТВ-Центр.
<!--
[if gte mso 9]>
<!--
[if gte mso 9]>
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
<!--
[if gte mso 9]>
<!--
[if gte mso 10]>
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman","serif";}
<!--
[if gte mso 9]>
<!--
[if gte mso 9]>