Когда
Севастополь избавится от финансовой зависимости от центра, что делать с
отставанием в реализации ФЦП и как найти компромисс с «Ночными волками»
касательно земли у горы Гасфорта, рассказал врио губернатора Дмитрий
Овсянников.
Врио
губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников в интервью РИА Новости рассказал о
предстоящих изменениях в законодательной и исполнительной ветвях власти города,
а также о том, насколько ожидаемым было для него новое назначении и когда
город-герой избавится от финансовой зависимости от центра.
— Ваше
назначение для многих стало неожиданностью, но стало ли оно таким для вас?
Какие задачи поставлены перед вами на новой должности?
—
Предложение стало для меня неожиданностью, никаких консультаций до этого не
было. Видимо, оценка моей работы в Минпромторге России и на предыдущих
должностях была положительной. Я признателен президенту за то доверие, которое
таким предложением было выражено. Приложу усилия, чтобы оправдать его.
Основные
задачи связаны прежде всего с преодолением затруднений, которые возникли в
Севастополе при реализации программы его развития. В силу ряда причин этот
процесс идет невысокими темпами. Задача — выделить ключевые проблемы, найти
пути их решения, сформировать дееспособную команду управленцев, повысить
качество работы по выполнению проектов ФЦП. Это было прямое пожелание. Оно было
подтверждено на недавней встрече с президентом на территории Всероссийского
молодежного образовательного форума «Таврида». Кроме этого, Владимир
Владимирович Путин поручил вести системную работу над повышением доходов
севастопольцев, уделять повышенное внимание развитию внутренней дорожной сети
города.
— Уже сделаны
первые назначения в новой команде. Когда будет завершено формирование
правительства города?
—
Формирование правительства будет происходить в соответствии с новой структурой
исполнительной власти. Прежняя претерпит изменения. Существующий дисбаланс
властных полномочий в структуре управления я устраню.
Команда
будет формироваться в диалоге со всеми заинтересованными лицами, действующими
руководителями, депутатами заксобрания, экспертами.
Я
общаюсь с губернаторами российских регионов, у которых есть сильные
заместители, с Агентством стратегических инициатив, внимательно изучаю
поступающие предложения. Первые назначения уже сделаны: экономический блок
будет курировать Илья Пономарёв, взаимодействие с общественностью и медиа —
Григорий Буйлов.
Критерий
отбора кандидатов — профессионализм. Мнение депутатов будет учитываться и при
назначении директоров департаментов правительства.
— Есть ли
какое-то квотирование по принципу — местный чиновник или из других регионов?
—
Нет. Команда правительства станет результатом совместной работы. Предложения
получат как севастопольцы, так и представители других субъектов РФ.
— Вы сказали,
что в целом ваше видение развития Севастополя и концепция, которую разделяют
депутаты (концепция Чалого), не противоречат друг другу, но требуют пересмотра
и актуализации. О чём идёт речь, что именно требуется менять?
—
Я знаком с концепцией. Хотя она разрабатывалась два года назад, ряд положений я
уже активно реализую. Но сегодня необходимо обеспечить ее стыковку с
государственными программами.
В
настоящее время параллельно идет разработка ряда стратегических документов. В
их числе концепция социально-экономического развития Севастополя, генеральный
план города. Одновременно ведётся корректировка государственных программ. Все
эти процессы мы должны увязать. Они должны не противоречить друг другу и
вписываться в карту развития города — генеральный план, который мы планируем
принять до конца года.
— Есть ли
очевидные противоречия, которые необходимо разрешать в процессе реализации этой
программы, допустим с объектами и землями Черноморского флота (ЧФ)?
—
На данный момент никаких противоречий нет. Можно предполагать возникновение
ряда сложностей. К примеру, если окажется, что у ЧФ нет понимания по
использованию некоторых земель после 2020 года (они не заложены в программы под
строительство), то с нашей стороны будет адекватно инициировать предложение о
передаче этих земель городу, чтобы у Севастополя был ресурс развития. В случае
если флот займёт неаргументированную позицию сохранения этих земель за ним, то,
возможно, это будет обсуждаться на более высоком уровне. Но до формирования и
утверждения генплана города говорить о чем-либо рано. В краткосрочной
перспективе неразрешимых противоречий нет, в том числе по свободным землям,
которые есть у Минобороны РФ.
— Кстати, а как
вы относитесь к идее переноса административных учреждений — правительства и
заксобрания — из исторического центра города в нынешнюю банковскую академию
(расположена на побережье одной из бухт города)?
—
Как к концепции, идее я отношусь к этому положительно. Далее начинаются
тонкости. Если площади академии можно использовать для размещения
исполнительной и законодательной ветвей власти города при минимальной
перепланировке зданий и это позволит разгрузить центр города, это делать
необходимо. Сейчас идёт проработка такого проекта.
Есть
и другой вариант — создание с нуля целого комплекса зданий. Здесь нужно оценить
сроки, стоимость, риски проекта. У каждого решения есть свои плюсы и минусы.
Я
уже получил предварительный ответ из заксобрания за подписью и. о. председателя
(Екатерины Алтабаевой — ред.) о нецелесообразности переезда именно в
существующее здание академии. Я воспринял этот ответ как ничем не
аргументированный. Но решение принимается совместно и если мнение парламента
города удовлетворяет всех севастопольцев, то я готов его придерживаться.
— Какие
приоритетные для экономики и социальной сферы города якорные проекты можете
выделить?
—
Все проекты развития города делятся на точки роста и на инфраструктурные
проекты. Точки роста связаны с нашими сильными компетенциями. Это прежде всего
сервисное обслуживание кораблей ЧФ, и здесь есть ряд проектов, связанных с
работой холдингов. Это работа Севморзавода, 13-го судоремонтного завода,
судоремонтного завода «Южный Севастополь». Это обеспечение заказами
Севастопольского авиационного предприятия. Это вовлечение в производственные
цепочки предприятий морского приборостроения. Так как ЧФ будет увеличивать
количество боевых единиц в своем составе, вести модернизацию тех, что уже в
строю. Мы понимаем, что судоремонтная база также должна развиваться.
Вторая
точка роста — развитие туризма. Мы уже имеем громадный поток туристов, который
в два раза превышает пропускную способность наших музеев.
Третье
— развитие инфраструктуры, в том числе энергетической. Это реализация проекта
национальной технологической инициативы по модернизации инженерной
инфраструктуры. Севастополь должен стать победителем этого проекта и
реализовать его за несколько лет.
Следующая
точка роста — транспортная инфраструктура: дорога от Керчи к Севастополю (трасса
«Таврида»), севастопольский морской порт, который мы планируем развивать с
оператором — Росморпортом, и аэропорт «Бельбек». Что касается развития
аэропорта, необходимо найти компромисс между желанием иметь собственный
полноценный гражданский сектор в Севастополе и усилиями инвесторов, строящих
новый терминал в Симферополе.
Мы
предлагаем организовать через «Бельбек» полноценный пассажиропоток, налаживать
прямые авиарейсы. Взлётно-посадочная полоса в «Бельбеке» находится в достаточно
хорошем состоянии. С точки зрения затрат 1,7 миллиарда рублей по ФЦП будет
направлено на строительство рулежных дорожек и перрона, 300 миллионов заложено
на модернизацию радионавигационного оборудования и организацию воздушного
движения (с учетом полноценного приёма гражданских авиарейсов). Требуется
строительство топливно-заправочного комплекса (1,8 миллиарда рублей). И еще в
2-3 миллиарда обойдётся строительство пассажирского аэровокзала.
Севастопольцы
должны выиграть — либо от строительства своего аэропорта, либо от реализации
инвестиционного проекта в Симферополе. Сейчас решение в стадии обсуждения.
Я
веду переговоры с несколькими инвесторами, которые также понимают, что ситуация
здесь остроконкурентная. Пассажиропоток в «Бельбек» будет максимум полтора
миллиона в год, а рядом будет конкурент (аэропорт Симферополь) с
пассажиропотоком 7 миллионов и мощностью до 10 миллионов человек в год. Когда
появится скоростная трасса «Таврида», оба инвестора окажутся в жёсткой
конкуренции. Но моя задача — учесть интересы севастопольцев. Например, если
будет создана хорошая логистика от аэропорта Симферополя к Севастополю, будут
запущены железнодорожные аэроэкспрессы, автобусы, то это также хороший вариант.
— Как вы
намерены проводить работу по реализации ФЦП?
—
Есть отставание по ряду объектов, я постараюсь это отставание устранить. В
сентябре пройдут конкурсы по ряду объектов. Идет пробуксовка по дорожному
строительству, в том числе за средства города, здесь также работа будут
изменена.
Что
касается трассы «Таврида», наша задача — получить проект дороги с чёткими
параметрами и стоимостью. Проектом предусмотрено строительство четырёхполосной
трассы протяжённостью около 260 километров, которая соединит Керчь и
Севастополь. Часть трассы протяжённостью 34,4 километра находится на территории
Севастополя. На всю протяжённость дороги правительством Севастополя разработаны
проект планировки территории и проект межевания. На проектирование участка в
2016 году в рамках ФЦП выделено 134 миллиона рублей.
— Какова
перспектива индустриального парка в Севастополе? Как это будет выглядеть?
—
Любой индустриальный парк — это промзона с инфраструктурой для размещения
производств: коммунальной, энергетической, транспортной. На такой
подготовленной площадке любой резидент может разместить новое производство с
минимальными затратами времени и средств. Ранее была утверждена площадка
площадью 63 гектара, однако не все земельные вопросы до сих пор решены. Тем не
менее уже есть первые предложения от будущих резидентов парка. К примеру, есть
готовность предпринимателей из Ставрополья развивать здесь производство ПЭТ
тары. Предприятие является одним из крупнейших в России производителей упаковки
из полиэтилена и полипропилена. В конце октября руководство предприятия намерено
посетить Севастополь, я думаю, мы проведём рабочую встречу, где подробно
обговорим этот вопрос.
Инфраструктура
парка должна быть готова к концу 2018 года, на эти цели выделено 1,6 миллиарда
рублей.
— Есть ли
перспективы для увеличения грузопотока и пассажирских перевозок морским
транспортом?
—
Этот сегмент будет обязательно развиваться. Ничего не мешает развивать
сообщение с Новороссийском и другими портами. Мне, например, было странно
узнать, что паром от Новороссийска в Севастополь перестал ходить. Конечно,
санкционная политика в отношении Крыма и Севастополя оказывает негативное
влияние, операторы опасаются заходить к нам. Но морское сообщение между
российскими портами должно быть активизировано.
У
нас есть предварительные договорённости с Росморпортом, который готов взять в
управление судоремонтный завод «Южный Севастополь». На его производственной
базе будет проводиться ремонт до 100 судов — ледоколов, вспомогательных судов,
катеров. Это серьёзная загрузка, и не только для военных целей.
— Как сделать
экономику города самодостаточной и когда, на ваш взгляд, Севастополь сможет
отказаться от федерального донорства? Какова здесь роль предпринимательства?
—
В этом году мы уже прирастаем по собственным доходам на 40%, это существенный
рост. На сегодняшний день крупнейшими налогоплательщиками являются наши
винодельческие предприятия: агрофирма «Золотая Балка», Инкерманский завод
марочных вин, Севастопольский винодельческий завод, 13-й судоремонтный завод ЧФ
министерства обороны РФ, компания электросвязи «К-Телеком», производитель
мебели «Кедр» и ряд других предприятий. Однако пока расходная часть на 70%
финансируется из федерального центра. Можно ли уйти от этой зависимости? В 2017
году, очевидно, нет. К 2020 году — также нет, но существенно снизить эту зависимость,
думаю, реально.
— Строительство
Соколиненского водохранилища, водозабора и водовода для подпитки
Чернореченского водохранилища (Севастополь) вызывает протест жителей
Бельбекской долины (Крым). Намерены ли вы обсудить судьбу проекта с руководством
Крыма, есть другие варианты решения вопроса?
—
Если было принято такое решение, то на это были веские основания. Я вижу
основной риск не в том, как всё спланировано, а в том, как всё исполняется.
Необходимо работать с людьми, давать разъяснения. Я планирую обсудить это с
руководством Крыма.
— На встрече с
депутатами вы предложили Алексею Чалому вновь возглавить заксобрание города.
Чем обусловлено это предложение?
—
Мотивация — избавиться от отголосков прошлых разногласий. Я предложил депутатам
и Алексею Михайловичу (Чалому) подумать о возвращении на пост председателя либо
о назначении Екатерины Борисовны Алтабаевой. То есть моё предложение не было
обращено только к Чалому.
Екатерина
Борисовна — дипломатичный, грамотный руководитель, способный организовать
работу законодательного собрания и активно представлять интересы Севастополя во
всех структурах, в Москве.
— Какова судьба
проекта, который вызывал немалый резонанс в городе, — выделения земель «Ночным
волкам» у горы Госфорта?
—
В стадии проработки — как и все земельные проблемы, не нашедшие решений за
последние два года. Решения принимались в ручном режиме, процедуры не были
утверждены, поэтому мы находимся в ситуации развития многих аналогичных
конфликтов.
— А лично к вам
«Ночные волки» не обращались?
—
Во время подготовки ежегодного байк-шоу они встречались со мной. Александр
Залдостанов упомянул, что ситуация находится в подвешенном состоянии. Я
собираюсь разобраться и в рабочем порядке предложить решение.
Мне
кажется, в данном случае должен быть найден компромисс по той площади, которая
им реально необходима. Нужно садиться и обсуждать все условия, ограничения.
— Страшит ли вас
перспектива наложения санкций со стороны стран Запада на вас лично после
перехода на эту работу?
—
Как можно относиться к этой перспективе, если повлиять на неё невозможно?
Никак. Я изначально внутренне готов к работе в любых условиях.
Новые ВЕСТИ, фото Николай БУТКИН
Источник: РИА новости