В июле 2016 года исполнилось 15 лет со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. На уровне государства КНР за эти годы стала одним из главных стратегических партнеров нашей страны. Но хорошо ли знают друг друга граждане двух стран? О том, как с течением времени менялось отношение Китая к соседям и как он сегодня воспринимает Россию, рассказал директор Центра изучения Китая СПбГУ Николай Самойлов в рамках 21-й конференции Европейской ассоциации китаеведения, впервые проходящей в Петербурге.
Конференция EACS-2016 собрала в стенах Санкт-Петербургского государственного университета более 500 ведущих ученых-синологов со всего мира. В рамках двадцати одной секции специалисты обсуждают актуальные вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим Китая. Одна из самых обширных секций носит название «Восток — Запад: контакты и восприятие друг друга» и посвящена изучению взаимных образов и представлений.
«Самоназвание этой страны, Чжунго, переводится как „Срединное" или „Центральное государство". Именно так, „центром мира", на протяжении многих столетий воспринимал себя Китай. Отношения с другими странами и народами строились исключительно по принципу „вассал-сюзерен", а иностранных послов здесь долгое время считали не более чем носителями дани. Так, в 1793 году, когда в Пекин из Англии прибыло посольство лорда Макартнея, населению было объявлено, что это дикие варвары с далекого маленького острова, которые, только что узнав о существовании великой империи, тотчас привезли дань. А ведь это Британия — „владычица морей"! Что уж говорить о других странах», — рассказал Николай Самойлов.
Такое отношение к иным народам и государствам Китай сохранял вплоть до XIX века. Интересно, что мировосприятие жителей этой страны и отношение к иностранному опыту кардинально изменилось буквально за 200 лет — ничтожно короткий срок в сравнении с историей, насчитывающей уже пять тысяч лет. Благодаря этому Китай превратился в одно из ведущих государств, став второй экономикой мира и сильнейшим игроком на мировой арене.
«Очень важно, что страна не просто отказалась от китаецентристской позиции, но и научилась учиться у других. Сегодня в КНР насчитывается огромное количество центров по изучению зарубежного китаеведения, они действуют при всех ведущих вузах и регулярно проводят крупные мероприятия, научные симпозиумы и т. д. Учитывая, что, например, в России зарубежной русистикой занимаются крайне мало, у многих может вызвать удивление, что китайцы так внимательно изучают то, как изучают их. Однако на самом деле в этом есть железная логика. Зная, как нас воспринимают другие, мы можем корректировать свой образ, по сути конструируя его по своему желанию», — отметил эксперт.
Именно изучению становления, развития и трансформации в Китае образов России и Запада будет посвящен совместный проект СПбГУ и Гейдельбергского университета (Германия). В рамках проекта ученые двух ведущих вузов планируют исследовать, как с течением времени менялось восприятие других стран жителями Китая. «Главными факторами, влияющими на формирование мировоззрения, являются школьные учебники и СМИ. Первые создают базовое представление о том или ином народе, вторые постоянно поддерживают или изменяют его. Результатом их воздействия становится определенное видение, которое люди проецируют дальше, воплощая в кино, театре, литературе. Именно эти три аспекта: учебники, прессу и произведения искусства мы и будем изучать», — рассказал профессор Самойлов.
При этом эксперт отметил, что Китай воспринимает Россию как полноправного преемника СССР. По мнению простых граждан, на севере от КНР располагается великая страна, дружески настроенная по отношению к своему соседу. «Изменение политического строя и территориального состава нашей страны для большинства жителей Китая не имеет большого значения. К слову, многие из них не слишком сильны как в собственной истории, так и в истории других стран. Если говорить о тех же школьных учебниках, в них в принципе рассматриваются только крупные государства, имеющие большой вес на мировой арене. Например, о США, Западной Европе, Японии и, конечно же, о России китайским детям рассказывают достаточно подробно, а вот информации об африканских, латиноамериканских или даже многих азиатских государствах попросту не дают», — добавил эксперт.
Эти и другие актуальные темы (образы Советского Союза и России в китайских СМИ, патриотическое воспитание в КНР, отношения Китая с Британией и Германией и т. д.) обсуждают эксперты в рамках секции «Восток — Запад: контакты и восприятие друг друга» EACS-2016.
Для информации:
23–28 августа 2016 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходит 21-я конференция Европейской ассоциации китаеведения — крупнейший форум европейской синологии. В конференции принимают участие более 500 китаеведов из ведущих университетов 43 стран мира. Научные доклады, подготовленные участниками, охватывают все сферы изучения традиционного и современного Китая — историю, культуру, экономику, религию, политику, отношения КНР с западным миром, гендерный вопрос и др. Конференция EACS-2016 организована Санкт-Петербургским университетом совместно с Государственным Эрмитажем и Институтом восточных рукописей РАН при поддержке Фонда имени Цзян Цзинго и Российского гуманитарного научного фонда.