Известное издание «Дни.ру» инициировало интервью с возглавляющим СК "Арсеналъ" Сергеем Лобановым. Поводом для приглашения гостя стало намерение журналистов расспросить его о том, как продвигается работа над созданием новой системы гарантий международных дорожных перевозок. Приглашение Сергея Лобанова вполне логично, ведь именно в ведении СК «Арсеналь», как самого крупного в РФ поручителя по таможенному транзиту (общий объем предоставляемых ею в Федеральную Таможенную Систему России банковских гарантий составляет 11,5 млрд руб), находится решение стратегической задачи по внедрению системы обеспечения национального таможенного транзита. О том, что это за "зверь такой", и зачем нужно было избавляться от предыдущей системы обеспечения гарантий транзитных грузоперевозок, и поведал журналистам "Дней.ру" Сергей Лобанов.
Если говорить о сути транзитных грузоперевозок, то они несут значительные риски, как для владельца груза и выполняющего для него работу перевозчика, так и для государства, через по территории которого пролегает маршрут следования фуры. Дело в том, что по пересечении границы, водителю не требуется уплачивать таможенную пошлину прямо на КПП. Для осуществления этой операции ему следует направиться на временный склад, а он может находиться как близко с КПП, так и на значительном расстоянии от него. Нередки случаи, когда по дороге к временному складу с грузовиком что-то происходит, и товар в итоге оказывается в свободном обороте. Убытки несут все — от владельца и перевозчика до государства, чей бюджет недополучает выплаты от транзитных грузоперевозок. Чтобы застраховаться от исчезновения грузовика с товаром после пересечения границы перевозчикам предъявляются различные требования, — гарантии уплаты пошлины. В ТС функционируют несколько таких механизмов — денежный залог, банковская гарантия, поручительство или залог какого-либо имущества на территории РФ. Каждый из них обладает как положительными качествами, так и недостатками.
Как сообщил глава СК «Арсеналь», после внедрения новая система полностью заменит как на территории России, так и в границах ТС функционирующую уже длительное время в Европе систему международных дорожных перевозок (МДП, или TIR). Штаб-квартира ее оператора базируется в городе Женева (Швейцария). Целесообразность использования МДП поставлена под вопрос уже давно по причине своего устаревания и несовершенства. Неслучайно, разработка новой системы ведется с 2013 года. МДП насыщена значительными недостатками – можно, в частности, упомянуть тот факт, что в книжках нет сведений о декларируемой стоимости перевозимого товара. Это позволяет нечистым на руку перевозчикам занижать величину таможенных платежей. Признаться, не все отечественные перевозчики встретили известие о работе над собственной системой гарантий транзитных перевозок с радостью. Хотя это, скорее, психологический момент ведь согласитесь, неизведанность всегда тревожит.
К тому же вопросом повышенной важности является обеспечение национальной безопасности страны, что, безусловно, оказывает свое влияние на грузоперевозки. Оператор МДП находится в Швейцарии, являющейся членом Евросоюза, и ежедневно получает конфиденциальную информацию об экспортно-импортных грузоперевозках России, в том числе и о грузах военного и специального назначения. Сергей Лобанов отметил, что МДП по факту зарубежная система, и может быть выключена одномоментно, введением санкций, что парализует рынок российских грузоперевозок и экономику в целом. Зависимость следует устранить, вот почему на рынке грузоперевозок было решено создать национальную систему гарантий. И тогда компания "Арсеналъ" занялась ее разработкой и внедрением, параллельно подписав с Федеральной таможенной службой России договор поручительства. Чтобы стать оператором новой системы в России, "Арсеналъ" пришлось выполнить ряд требований, указанных в соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации. Помимо договора с ФТС РФ и наличия банковской гарантии, компания-поручитель должна была гарантировать наличие отлаженной инфраструктуры. Другим соискателям поручительства не удалось гарантировать выполнение всех условий. У кого-то не нашлось банковской гарантий, у кого-то возникли проблемы с инфраструктурой. И немудрено, ведь, по словам Сергея Лобанова, на создание и поддержание работоспособности таковой требуется серьезные деньги.
По словам главы СК «Арсеналъ», сейчас можно говорить о значительном интересе к новой системе со стороны ряда соседских с Россией государств. Среди них, в частности, КНР, Украина, Молдавия, Монголия и пр. Сергей Лобанов не сомневается, что в том случае если система проявит себя на внешнем уровне, это благоприятно скажется на увеличении грузооборота и росте отчислений в бюджет Таможенного союза. Создание Ассоциации национальных поручителей ТС с участием поручителей из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, по его мнению, позволит организовать на всем пространстве Таможенного союза единую систему обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите грузов. В результате внедрения такой системы перевозчики получат единый электронный документ, с которым смогут проехать от границы до границы за незначительный срок времени. Транзитное государство, в свою очередь, сможет рассчитывать на безопасные поступления таможенных выплат.
По словам Сергея Лобанова, выступающая поручителем по таможенному транзиту компания вынуждена сталкиваться с серьезными рисками. И это вполне объяснимо, ведь ей приходится нести ответственность за каждый груз, доставляемый, как сушей, так и морем. В случае форс-мажорных обстоятельств, препятствующих доставке товара на временный склад, таможенная служба оперативно списывает сумму пошлины со счета компании-поручителя. В данном случае, СК «Арсеналъ». Это особенность национальной системы, гарантирующая защиту интересов транзитного государства, а также выполняющая функцию поддержки национальной безопасности. Независимость от зарубежной системы контроля грузоперевозок позволит России крепко держать свою судьбу в своих руках, не переживая по поводу санкционной политики.
Глава СК «Арсеналь» в завершение беседы заверил журналистов, что его компания является гарантом стабильного поступления в бюджет таможенных отчислений. По его словам, повлиять на бесперебойность этого процесса не сможет ни геополитическая обстановка, ни каверзы со стороны «западных партнеров».
Tweet | ||