Дмитрий Овсянников, ранее занимавший пост заместителя министра промышленности и торговли РФ, по решению президента России Владимира Путина возглавил Севастополь с 28 июля 2016 года. Профессиональный юрист, финансист, экономист, успешно выстраивающий карьеру на материковой части России — его назначение в город-герой дало старт обновлению состава правительства, перезагрузке отношений между администрацией и Заксобранием. О проделанной работе, перспективах развития, взаимодействии с властями Республики Крым и о том, какие изменения в ближайшие годы ждут Севастополь и горожан, Дмитрий Овсянников рассказал в интервью РИА Новости (Крым).
— Дмитрий Владимирович, вы возглавили не обычный город, с уникальной историей и самобытным менталитетом. Спустя несколько месяцев работы каким вы его видите и какие особенности можете выделить?
— Город Севастополь, перспективы его развития, безусловно, привлекают внимание всей страны. Это связано, прежде всего, с его исторической и культурной ролью. И если раньше для меня это были скорее общие слова, то с приездом сюда я все ощутил лично. Мое назначение состоялось в канун дня Военно-морского флота. Работа началась именно с возможности прочувствовать дух города и горожан в столь значимый праздник.
За эти месяцы я получил возможность погрузиться в жизнь города. И я почувствовал, что севастопольцы живут сразу в нескольких эпохах, любят город и ощущают его значимость. Эта особая атмосфера привлекает.
Я тоже полюбил Севастополь. Здесь приятно не просто прогуляться по улицам, приятно работать на благо города — это мои ощущения. Город вдохновил меня на работу.
— Есть мнение, что жители Севастополя отличаются от жителей Крыма и всей России, поскольку у них своеобразный менталитет в прошлом закрытого города. Вы ощутили это?
— Я бы сказал, что севастопольцы чуть больше любят свой город, чем жители других мест. Внимание к нему, приезжающим туристам, властям и проблемам ощущается через призму их собственного участия в судьбе города.
— Вас уже узнают горожане? Например, во время семейных прогулок по городу.
— Да, узнают. Но хочу отметить, что я общаюсь с горожанами не только путем прямого диалога, когда они меня останавливают на улице, или в формате ответов на обращения, которые поступают в правительство. Использую социальные сети — это ни для кого не секрет. Поток обращений значительный — мы отрабатываем большинство из них, система у нас налажена. В частности, по ремонтам дорог, свалкам, проблемам с мусором. Я открыт для общения через любые каналы коммуникации.
— Ключевая новость последних дней: депутаты Заксобрания приняли в первом чтении изменения в Устав, предполагающие проведение прямых выборов губернатора Севастополя. Когда стоит ждать первых выборов и планируете ли вы участвовать в них?
— Дата выборов станет известна, когда Устав с внесенными поправками будет утвержден во втором чтении. Если это произойдет в установленные сроки, то выборы пройдут в сентябре 2017 года.
Решение о внесении в Устав города поправок, предполагающих прямые выборы губернатора, было принято депутатами единогласно. Эта инициатива прошла предварительное обсуждение на круглом столе с участием всех народных избранников, некоторое время назад было собрано порядка 10 тысяч подписей горожан за проведение таких выборов. Мы сошлись во мнении, что общественные обсуждения могут быть проведены по инициативе депутатов между первым и повторным рассмотрением в Законодательном Собрании данного вопроса.
— Это будет публичное обсуждение или же в закрытом кругу?
— У нас все обсуждения исключительно публичные. Именно это мне нравится в городе Севастополе — здесь невозможно скрыться от средств массовой информации и общественности. И в ближайшее время мы планируем также провести общественные обсуждения не менее спорного и значимого вопроса — использования зданий Банковской академии.
— Речь идет о переносе структур Правительства и Законодательного собрания Севастополя в комплекс зданий Банковской академии?
— Как один из вариантов. На сегодняшний день у нас есть три проекта использования помещений академии. Помимо переноса туда властных структур, расположенных в 46 зданиях, есть варианты передать его для организации учебного процесса Севастопольского государственного университета, или же Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова. Все это мы будем обсуждать. Если будет принято положительное решение, то и Правительство, и Заксобрание, и Общественная палата, и городская избирательная комиссия переместятся в Банковскую академию. А в освободившихся зданиях мы предлагаем разместить музыкальную и художественную школы, ряд социальных объектов.
— Говорилось, что перенос органов власти позволит улучшить ситуацию с дорожным движением в Севастополе. А в целом как вы видите решение проблемы с пробками?
— По аналогии с Москвой мы создали в Севастополе соответствующий Департамент, курирующий вопросы дорожно-транспортной инфраструктуры. Он не только контролирует ремонтно-строительные дорожные работы, но и координирует управление маршрутной сетью, развитие сети парковок, управление активами Севастополя в этой сфере. Например, мы уже создали крупного городского перевозчика: поставили 90 автобусов предприятию «Севавтотранс», увеличили количество маршрутов. Планируется обновление троллейбусного парка. Помимо этого, запланировано строительство дорожных развязок, эстакад для управления потоками. Все эти меры призваны разгрузить городские магистрали.
Дополнительно рассматривается возможность освободить историческую часть города от органов власти, которые занимают большое количество зданий. По расчетам, это позволит развернуть поток движения из центра Севастополя в противоположную сторону, в сторону Парка Победы. Даже если это и не решит полностью вопрос транспортной доступности центра, то позволит сделать движение в нем менее интенсивным.
— И все же. Вы видите Севастополь как промышленный город, наукоград и центр Черноморского флота? Или же туристическая составляющая здесь тоже займет важное место?
— Я считаю, что мы должны задействовать для развития Севастополя все исторически сложившиеся компетенции, весь имеющийся потенциал. Первое — это база Черноморского флота. С учетом количества занятых на флоте и обслуживающего персонала, это самая большая группа населения. Второе — это бюджетная сфера, где у нас предполагается максимум вливаний средств по ФЦП. Это строительство новых детских садов и образовательных учреждений, ремонт зданий медучреждений и строительство новой высокотехнологической больницы скорой помощи и многое другое. Такие вливания в инфраструктуру будут способствовать увеличению предпринимательской активности.
Третьим важным блоком я считаю строительную отрасль. Севастополь — город для людей, город для комфортного проживания. Он исторически имел высокие темпы жилищного строительства. В последние два года у нас зафиксирован существенный спад: с 300 тысяч квадратных метров до 95,8 тысяч — в прошлом году. Планируем увеличить объемы строительства в этом году до 150 тысяч — в полтора раза.
Мы хотим, чтобы отрасль развивалась. Для этого планируем стимулировать строительный рынок, вести конкурсные торги на выделение земельных участков под новое строительство.
Четвертый ключевой аспект заключается в том, что Севастополь является центром событийного туризма. Здесь проходит большое количество мероприятий, фестивалей, спортивно-исторических событий, что привлекает в Севастополь тысячи туристов.
Пятым направлением является развитие базовых отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства. Не знаю ни одного города федерального значения, где бы сельское хозяйство занимало такой сегмент: у нас 25 тысяч га земель сельхозназначения, из них занято чуть больше половины. Сегодня важно вовлечь в работу остальные земли, эффективно использовать их.
При этом, должное развитие получат отрасли промышленности, научной деятельности города. Все это — точки роста Севастополя.
— После строительства Крымского моста вторым по значимости будет строительство трассы «Таврида», которая соединит Керчь и Севастополь. Как продвигается работа на участке, который находится в вашей зоне ответственности?
— Работа идет. Нам необходимо было обоснование приблизительной стоимости севастопольского участка трассы. Раньше предполагалось, что это будет 32 км, но мы обсудили схемы трассировки и выбрали более прямой участок протяженностью 23 км. Трасса только на 8 км будет совпадать с действующей дорогой. 15 км будет проложено заново.
И по этому 15-километровому участку мы уже провели конкурсную процедуру и заключили контракт на проектирование. До мая 2017 года оно будет завершено, и мы приступим к земляным работам. Сумму финансирования удалось увеличить с пяти до 11,9 миллиардов рублей.
— Крым и Севастополь исторически были соседями и друзьями, как сегодня происходит сотрудничество между российскими субъектами? Ведь помимо федеральных проектов, той же трассы «Таврида», есть масса других точек соприкосновения?
— Мы определили формат взаимодействия — через создание Рабочей группы с участием представителей обоих регионов. У нас, действительно, есть вопросы, по которым нужно сесть за стол переговоров. Считаю, что в диалоге члены рабочей группы смогут их решить.
— Один из таких вопросов — аэропорт «Бельбек». Есть разные точки зрения относительно целесообразности запуска второго аэропорта на полуострове. Какова ваша точка зрения?
— Аэропорт «Бельбек» имеет двойное назначение — военное и гражданское. Поэтому сегодня он крымскому полуострову нужен — хотя бы в качестве запасного аэродрома с готовой инфраструктурой. И федеральные средства будут вложены в него в любом случае. 1,7 млрд рублей для того, чтобы привезти в надлежащее состояние взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки. Еще 300 млн предусмотрены на организацию воздушного движения, оснащение всем необходимым оборудованием. То есть у нас будет полноценный аэродром, готовый к приему и гражданских, и военных самолетов.
Как он будет использоваться — должно решить Правительство России на основании результата усилий Севастополя по поиску инвесторов. Мы предлагаем рассмотреть вариант с организацией активной работы гражданского сектора аэропорта с 1 мая по 1 октября. Он предусматривает небольшие затраты на легковозводимый аэровокзальный комплекс, но дает возможность в разы увеличить объем пассажирских перевозок в ближайшие несколько лет с момента возведения объекта.
Я сам последние семь лет провожу летний отдых исключительно в Крыму, поэтому вижу, как с каждым годом растет пассажиропоток. Летом создается впечатление, что симферопольский аэропорт перегружен. Поэтому целесообразность развития гражданского сектора аэропорта Севастополя — есть.
— Выходит, вы часто бывали в Крыму и до назначения, какие места для отдыха выбирали?
— Да, в основном, в Евпатории, на Донузлаве, поскольку мой сын занимался кайтингом и там подходящий песчаный пляж. Бывали в Ялте, в Гурзуфе… — Крымский полуостров изучил достаточно хорошо.
— Дмитрий Владимирович, стену вашего кабинета украшает панно с фотографиями ваших детей. Это весьма необычно. Вы сказали, что перевезли сюда своих родных, то есть вся семья сейчас живет с вами в Севастополе?
— У меня четверо детей, но в Севастополь приехали не все. Сын пошел в 11-й класс школы при МГТУ им. Баумана, он хочет поступать туда и остался жить в Москве. Остальные дети здесь. Дочка учится в 7-м классе севастопольской школы, а младшие скоро пойдут в детский сад.
— Как они воспринимают Севастополь и жизнь на новом месте?
— Им очень понравился город, особенно дочери. Здесь она уже нашла новых друзей по школе. Все выходные мы стараемся посвящать изучению региона. Только в одном городе федерального значения — в Севастополе — можно подняться в горы, искупаться в море, сходить в музей, побывать на научной конференции вуза, стать участником мероприятий событийного туризма. Такой комплекс возможностей есть только у нас — и в этом одно из главных конкурентных преимуществ города.
НОВЫЕ ВЕСТИ, фото Николая БУТКИНА
Дмитрий Овсянников во время посещения ИЗМВ