Большое жюри Союза журналистов Севастополя – за консолидацию в профессиональном сообществе

Большое жюри Союза журналистов Севастополя – за консолидацию в профессиональном сообществе
Состоялось очередное  заседание Большого жюри Союза журналистов Севастополя,  которое создано согласно Уставу Союза  журналистов России при Севастопольской региональной организации СЖР.
Большое жюри – это орган саморегулирования, рассматривающий конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей, в том числе дела о нарушениях принципов и норм профессиональной журналистской этики.
На  заседании  было  рассмотрено  заявление  семи членов   Союза  журналистов    России   (И. Авшаровой, Л. Кручинина,  Е. Маркиной, Н. Бабаниной, Е. Прошиной, И. Третьяковой, Е. Вяткиной)  по поводу публикации на сайте    НТС  в рубрике «Мнение» авторского материала «Антон Пархоменко: «Причиной фиаско адмирал-губернатора стала катастрофическая неразборчивость в людях».
В публикации, в частности, отмечалось: «Отставка Губернатора Севастополя Сергея Меняйло породила волну сумбура в его окружении. Люди, проявлявшие к нему лояльность, находятся в смятении. Нельзя сказать, чтобы он был действительно харизматичным  лидером – но все же Сергей Иванович был неким центром притяжения, он давал обещания и брал обязательства, торговался и выстраивал свою сеть влияния, которая теперь осталась без сердцевины. Уныние прогубернаторского крыла Законодательного Собрания очевидно: вряд ли новый Губернатор будет использовать те же рычаги воздействия на депутатов, что и Сергей Меняйло».
Эта  публикация появилась в интернете  в  августе с.г., и с  ее содержанием познакомились многие  севастопольцы. Поэтому не  станем  пересказывать содержание материала. Приведем из заявления авторов лишь несколько абзацев (выделены жирным шрифтом):
 «На стороне Губернатора по умолчанию были мощнейшие федеральные СМИ (ТАСС, РИА-Новости, ВГТРК и Первый канал и другие), полтора городских телеканала, купленных с потрохами, была обеспечена лояльность местной печатной прессы, были брошены ресурсы на создание грандиозного медиахолдинга…– авт. – А. Пархоменко». «Используя столь уничижительные слова по отношению к коллегам по журналистскому цеху, автор грубейшим образом нарушает Кодекс профессиональной этики  российских журналистов, один из принципов которого гласит: «Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей».
«Под разящее перо Антона Пархоменко, как следует из текста, попадают не только севастопольские, но и федеральные СМК: оборот «купленных с потрохами», согласно нормам современного русского литературного языка, относится и к ним.
При этом г-н Пархоменко не приводит ни единого доказательства «продажности» средств массовой коммуникации – он убеждает читателей в своей правоте, воздействуя исключительно на их эмоции».
Заканчивается заявление авторов письма тоже на эмоциональной ноте,  которое зачитал  председательствующий на заседании Большого жюри:
«На основании вышеизложенного просим вас  рассмотреть на заседании Большого жюри, с последующим вынесением на заседание Правления, вопрос о возможности дальнейшего пребывания Пархоменко А.Ю. в рядах СРО «Союза журналистов России», в связи с тем, что его профессиональная деятельность противоречит основным целям и задачам нашей организации (п.2.3.4, 2.3.9, 2.3.12 Устава Региональной общественной организации «Севастопольское городское отделение «Союз журналистов России»).
    Однако, если автор не приводит «ни единого доказательства «продажности» средств массовой коммуникации –  он убеждает читателей в своей правоте, воздействуя исключительно на их эмоции», тем более, что  эти «эмоции» не адресованы кому-то конкретно из журналистов, поэтому не может идти речь о нанесении «вреда  моральному и физическому здоровью людей».
   Выступая  на заседании, Антон Пархоменко подчеркнул, что от своего  мнения   он не отказывается, но согласен с журналистами: кое-где эмоции в тексте можно было бы убавить, как и  несколько  «уменьшить эмоциональный уклон» в заявлении  нескольких членов  Союза журналистов. Его несколько удивил факт обращения авторов заявления к Большому жюри, а не  в СМИ, в которых журналистам можно было бы свободно и открыто изложить своё мнение. Впрочем, такой путь урегулирования возникшей проблемы  – с публикацией статьи в СМИ   –  предлагал им  и председатель Союза журналистов Севастополя Сергей Горбачев, когда они обратились  к нему   с заявлением. По его мнению, подобного рода вопросы требуют  журналистского, а не «судейно-прокурорского подхода». Для изложения своего мнения, в том числе дискуссии, у журналистов города есть соответствующие информационные площадки, в том числе сайт «Журналист Севастополя». Но этот путь, видимо, заявителей не устроил, хотя на словах и было обещано подготовить соответствующую публикацию.         
     Выступавшие Д. Жуков,  И. Клочкова, Н. Буткин, Г. Эльчиев, В. Мелянский и другие отмечали, что А. Пархоменко в материале высказал  свое мнение, которое не во всем совпадает с мнениями других журналистов. Но в материале нет выпадов, которые бы  унижали честь и достоинство конкретно кого-либо из журналистов, не указаны фамилии, а  слова «1,5  городских телеканала…» не есть оскорбление.  
Члены Большого жюри подчеркивали: слова публикации не стоит кому-то персонально воспринимать конкретно в свой адрес, если они сказаны в общем плане. Мы должны быть более терпимы  друг к другу, поддерживать  коллег, а если кто и не разделяет  мнение другого журналиста, непременно нужно находить общую нить взаимопонимания, а не таить в душе обиду на всё и всех. Беда наша в том, что сегодня (а особенно это проявлялось  в предвыборный период) СМИ порой выступают  не как  средства информации, а чаще используются  в интересах пиара и политической рекламы. И верится, что разговор в конкретном  коллективе журналистов  на  эту тему принес бы каждому, а в целом обеим сторонам, большую пользу, чем поиски  обид  в тех или иных фразах в опубликованном  мнении автора.     
Разумеется, мнения членов Большого  жюри и авторов заявления в ходе заседания находили точки соприкосновения не по всем  вопросам, но в конечном  итоге все были едины в одном: надо чаще выносить на обсуждение важные вопросы журналистской деятельности, вопросы установления и развития отношений друг с другом, профессионально, оптимистично, без злобы решать другие проблемы, в том числе  в своих первичках, а  не ждать, когда мы соберемся всем коллективом нашей большой организации, чтобы расставить  все точки  над «i». Да и сделать это порой сложно организационно.
Рассмотрев заявление, члены Большого жюри не вынесли данный вопрос на заседание правления журналистской организации, ограничившись  обсуждением на заседании жюри, считая, что обе стороны конфликта сумеют преодолеть все барьеры на своем профессиональном  пути, на пути создания позитивного мнения о своих коллегах  по работе, призванных консолидировать наше общество в решении стоящих перед журналистами задач.   Это пожелание   высказал в своем выступлении на заседании   жюри и  председатель Союза журналистов города Сергей Горбачев. По его мнению, журналисты, дорожа принадлежностью к медийной корпорации, должны придерживаться Кодекса этики российского журналиста, который исключает участие журналиста в механизме решения политических задач и элит и группировок, его добровольное превращение в инструмент пиара, рекламы и межкланового противостояния.
 
 
Алексей КРАВЧЕНКО,
сопредседатель  Большого жюри
Севастопольской организации СЖР
 
 
НОВЫЕ ВЕСТИ