В
2014 году Киевская «революция достоинства» растоптала идею
российско-украинского союза, отвергла русские начала украинского общества и
выбрала прозападный курс развития страны. В ответ население Крыма провозгласило
свою общероссийскую цивилизационную идентичность и связало свое
социально-политическое будущее с судьбой России. А вместе с Крымом вернулся в
родную гавань содружества российских народов и Севастополь. Это повторное вхождение
Крыма в социокультурное пространство современной России должно дать новый
импульс ее прорыву в будущее, принести пользу обеим сторонам: оно, с одной
стороны, обеспечит защиту традиционной культуры крымского населения от
насильственной украинизации, а с другой стороны, обогатит духовный опыт
российских народов особым мировосприятием крымчан. Что же нового могут
предложить российскому социуму жители Крыма и прежде всего граждане
города-героя Севастополя?
Вопрос
о перспективах участия Севастополя в развитии современного российского общества
совсем недавно (19 октября 2016) обсуждался на заседании Центра стратегических
разработок в рамках программы реализации исследовательского проекта «Россия
будущего. Позитивная повестка». В данной проекции следует признать, что будущее
любой страны определяется, прежде всего, ее безопасностью от каких-либо угроз.
В этом плане будущая жизнь российского социума будет зависеть от потенциалов
трех его сил — армии, идеологии и экономики. Если армия защищает целостность государства
от внешних угроз, а идеология нейтрализует внутренние угрозы общественному
единству, то экономика спасает жизнь страны как от внешних, так и от внутренних
угроз. В этой триаде «оборонительных сил» общества главная роль армии состоит в
обеспечении «непрерывности» социально-исторического процесса, в защите
позитивного опыта «прошлого» от внешних посягательств, тогда как идеология,
устраняя внутренние конфликты, должна наметить единый образ желанного
«будущего», а экономика, материально поддерживая жизнеспособность населения,
практически обеспечивая в жизни страны совмещение опыта прошлого и надежд
будущего, представляет собой культ «настоящего».
Оценивая
с этих позиций общее состояние «оборонительных ресурсов» российского социума,
надо признать, что наиболее мощным субъектом обеспечения безопасности РФ служит
армия, тогда как экономика выступает значительно менее надежной опорой в
утверждении российского будущего, а самым слабым началом современной российской
действительности является идеология: статья 13 Конституции РФ от 1993 г.
запрещает иметь в стране государственную общенациональную идеологию. В условиях
нарастающей конфронтации РФ и западного военно-политического блока во главе с
США такое отсутствие у россиян современной общенациональной идеологии,
обеспечивающей их нравственную сплоченность в созидании совместного будущего,
становится смертельно опасным для жизни страны. Поэтому параллельно усилиям
российского государства по укреплению своей армии следует в экстренном порядке
предпринять чрезвычайные усилия по разработке перспективной «идеологии России»
в современных реалиях глобального социума, способной консолидировать общество в понимании наличной
действительности, в стратегии разрешения жизненных проблем, в поддержании
патриотического настроя народных массах. «Идеология» — это рационально
организованная система представлений об
окружающем мире и месте человека в нем, устанавливающая высшие ценности в
нравственных ориентирах поведения людей и обеспечивающая сплоченность людских
масс в достижении социально-значимых целей. Ценности представляют собой
устойчивые сознательные установки людей в достижении жизненного благополучия,
определяющие целенаправленный характер их практических действий.
В
контексте намеченной общероссийской задачи повышения уровня обороноспособности
страны возникает вопрос о возможностях Севастополя в деле укрепления трех сил
безопасности современной РФ. Отвечая на него, надо признать, что роль
Севастополя в укреплении российской армии существенна, но локальна, тогда как
его влияние на состояние общероссийской экономики не только локально, но и
малосущественно. Для полноценного самоутверждения Севастополя в общероссийском
жизненном пространстве остается лишь сфера идеологии: Севастополь способен сыграть ключевую роль в обеспечении идеологической
безопасности страны. Город-герой должен подкрепить свой воинский потенциал разработкой научно-философской
идеологии социального лидерства России в современном мире, предложить
российскому обществу свой формат реализации проекта «Россия будущего».
Севастопольский
идеологический проект будущего России в XXI веке должен соблюдать в контексте глобализации мирового
сообщества ряд принципов. Во-первых, принцип «преемственности»: современная
«идеологическая концепция» не должна подрывать «православные скрепы» прошлой
исторической жизни русского народа как основной этнической группы гражданского
населения РФ. Во-вторых, принцип «новизны»: перспективная «идеология»должна
обеспечивать инновационную стратегию развития страны путем рационального освоения
данных современной науки. В-третьих, принцип «всеобщности»: разрабатываемая
концепция должна обладать максимальной философской целостностью,
универсальностью и единством, в проектировании перспектив развития РФ в
условиях глобализации мирового социума. В четвертых, принцип «креативности»,
эта идеология должна представлять в максимальном объеме творческий потенциал
народных масс России, направленный на созидание, а не разрушение бытия.
В
соответствии с данными принципами разработка идеологических оснований жизни
современной РФ должна выражать, в первую очередь, преемственность в
историческом развитии российского общества, начиная с Киевских времен до
революционных потрясений ХХ-ХХI веков. Если прошлая жизнь России
направлялась традиционным духом православной веры, то первоистоком успехов
современной социальной практики стали научные знания. Единство универсального
духа религиозной веры и разнообразных знаний научного опыта обеспечивается
логическим строем философской мысли. Поэтому главной идеологической опорой
современной России должен стать философский разум, обеспечивающий связь
традиций прошлого и инноваций настоящего творческой силой логического мышления
в постижении действительности как объективной мировой целостности, обладающей
внутренним единством и способностью саморазвития.
Содержание
этой разумной целостности мироздания, согласно христианской доктрине,
определяется жизненной энергией мировых стихий, скрепленных целостным,
творческим настроем мирового Слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог». (Иоанн: I–1). Поэтому исходным ориентиром отечественной
научно-философской мысли в проектировании российского будущего должен стать
принцип «онтологического символизма», проецирующий символические каноны жизни
естественных языков на все мироздание (См.: Л.А. Гореликов, Идейные начала
современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции
«онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,
публ.22199, 16.06.2016). Апостол Андрей принес эту благую весть о созидательной
силе вселенского Слова в русские земли через Крым и Херсонес, историческим
наследником которого стал современный Севастополь. Сегодня именно Севастополь
должен наполнить православную идею о созидательной силе слова содержанием современного
научно-философского познания. Разработка
глобального «вербально-символического мировоззрения» должна стать ныне главной
задачей отечественной научно-философской мысли и прежде всего представителей
севастопольского интеллектуального сообщества как «идейных наследников»
духовного опыта Андрея Первозванного. Действительность глобального
социума требует «глобального мировоззрения», выражающего созидательную силу
мирового Слова.
Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной
общественной академии наук
НОВЫЕ ВЕСТИ