Правда и справедливость
Подготовка каждой публикации любым журналистом
сопровождается сбором разного рода материалов – на профессиональном языке это
называется «фактурой». Есть ещё такое понятие: «блокнот журналиста». Часто,
несмотря на то, что из них, казалось бы,
«выжимается» всё по максимуму, они сохраняются, попадая в авторский
архив. И это оправданно: накопленная фактура «выстреливает» ещё не один раз…
В моём авторском архиве, без всякого преувеличения, накоплен
огромный информационный массив – фото, подшивки газет, различные вырезки,
распечатки и ксерокопии документов, хранящиеся как на электронных, так и бумажных носителях.
Откровенно говоря, я предпочитаю работать с бумагой, хотя, безусловно, с
«цифрой» манипулировать легче и быстрее
технически. Но это, наверное, это дело сугубо индивидуальное – кому как, ведь у
каждого автора свои методика работы и стиль творчества.
Мне
представляется, что бумажный формат информации позволяет ближе, а то и
непосредственно прикоснуться к конкретному делу, глубже понять его суть и, что,
на мой взгляд особенно важно, вникнуть, «погрузиться» в специфику темы. А она
зачастую бывает весьма непростой, что требует стремления от автора не допустить
даже мелких огрехов или откровенных ляпов. Увы, но они встречаются
нередко, ведь журналистика – дело в значительной мере универсальное, требующее
освещения самых разных тем, начиная, казалось бы, от самых что ни есть
банальных до самых экзотических. К
примеру, как-то один из мэтров отечественной печати рассказывал о том, что
первым его заданием на первой студенческой практике в районной газете стало
описание работы районной станции искусственного осеменения крупного рогатого
скота. С заданием он, конечно, справился, хотя это ему стоило не малых труда и времени. Впрочем, был и толк – без этого
мэтром не станешь…
Конечно, труднее
всего работать с информационными источниками, имеющими не только какую-то
тематическую или содержательную специфику, а особенную терминологию. Речь – о
технических или научных текстах, материалах, связанных с редкими профессиями
или особенными сферами деятельности. Приходится и в словари залазить, и что-то
периодически уточнять у специалистов. Но тут, уж, никуда не денешься – дело
того стоит. Однако есть несколько типов–разрядов бумаг, которые вроде бы
написаны «нормальным», то есть обычным, без специальных терминов, языком, но,
как утверждает народная молва, «без пол литра не разберёшь».
В основном это
относится ко всякого рода официальным письмам–ответам–запросам, которые
сочиняют чиновники разных организаций и уровней. Порой, канцелярский стиль–язык
таков, что после первого прочтения редко что-то сразу понимаешь – требуется
прочитать хотя бы ещё раз, чтобы полностью понять содержание. Однако есть
«синтетические» документы, в которых есть и то, и другое, и третье – и
специфика стиля, и особенная терминология, и «творческое начало» автора с его
языковыми изысками. Я имею в виду всякого рода юридические бумаги. Не припомню
случая, чтобы их суть доходила с первого раза, хотя себя к тугодумам не отношу.
Даже коротенькое письмо из какой-либо правовой инстанции требует неоднократного
прочтения. К слову, тут срабатывает ещё один фактор – ведь в данном случае, как
сапёру на минном поле, ошибаться нельзя, нужно всё понимать всё адекватно сути
изложенного. Хотя, честно признаюсь: это у меня получается не всегда, ибо в
иной бумаге так всё лихо закручено, что и не уразумеешь, что к чему и к какому
концу. А, может, к началу…
Вообще, на мой взгляд, язык
юридических документов требует не только особой теоретической
подготовки, но и соответствующего морально-психологического настроя для их
чтения. Он настолько «занятен», что требует отдельного диссертационного
исследования. И не одного. И, наверное, таковые есть, что дало специалистам
словесникам-языковедам «остепениться» – получить учёную степень кандидата или
даже доктора филологических наук. В этом я ещё раз убедился, знакомясь с
материалами уголовного «дела Новогрибельского» – капитана 1 ранга, недавно
отправленного в запас экс-начальника ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ, являющегося
ведущим судоремонтным заводом российского Причерноморья и самым успешным
предприятием целого субъекта Российской Федерации – Города-Героя Севастополя.
Две недели назад Севастопольский
гарнизонный военный суд приговорил:
«Окончательное наказание
Новогрибельскому назначить по совокупности совершенных преступлений путем
частичного сложения назначенных наказаний в виде лишения свободы на срок 3 года
8 месяцев в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать
должности, связанные с выполнением административно-хозяйственной функции в
государственных органах, учреждениях, а также Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках и воинских формированиях сроком на 2 года и 3
месяца». Кроме того,
суд постановил взыскать с Сергея Новогрибельского в пользу Министерства обороны
России «сумму нанесенного ущерба в размере 29 миллионов 656 тысяч рублей». До
вступления приговора в силу подсудимый будет содержаться под стражей.
Такое решение,
обескуражив очень многих севастопольцев и черноморцев, вполне естественно,
поставило перед ними ряд вопросов. Один из главных из них такой: за что?
Попытался найти ответ на него и я, имея на руках ряд ксерокопий различных документов
по «делу Новогрибельского». Среди них – Постановление о привлечении в качестве
обвиняемого от 28 мая 2016 года (17 стр.), Позиция С.Новогрибельского по
уголовным делам на 16.03. 2015г. (6 стр.), Приговор Севастопольского гарнизонного военного суда (28 стр.)
и другие. С некоторыми из них я, естественно, ознакомился до суда, с
некоторыми, само-собой, – уже после. Прочитал их по нескольку раз, как
говорится, с карандашом в руках. Однако, имея три высших образования и являясь
кандидатом политических наук, откровенно,
говоря, так до конца и не понял: за что Новогрибельскому «дали» почти
четыре года и присудили почти тридцать «лимонов»?
Чтобы это понять, по-моему, наверняка
большинству читателей нет смысла представлять сканы десятков страниц судебных бумаг.
Представлю вам квинтэссенцию «дела» в
том виде, как она представляется мне. Вид этот, что называется, самый общий.
В 2013 году, по весне, ещё в
«украинское время» для Севастополя и дислоцированного в Крыму Черноморского
флота, 13-й судоремонтный завод получил из Москвы, «с самого верха», по сути
государственную задачу: оперативно-срочно, к осени, отремонтировать два десятка
черноморских кораблей и судов для решения задач обеспечения безопасности
Олимпийских игр – 2014, проводимых в Сочи в феврале следующего года.
Соответствующее приказание–госзаказ было дано начальнику завода капитану 1
ранга Сергею Анатольевичу Новогрибельскому – военному судоремонтнику, как
говорится, «классическому». Специалисту
высокого класса, которых в стране на
сегодня после
реформ-реформирований-сокращений-оптимизаций-приватизаций-модернизаций-новых
обликов Вооруженных Сил осталось меньше, чем пальцев на руке у токаря, у
которого эта рука потеряна после производственной травмы. Короче говоря, завод
задачу выполнил. Как кое-кто утверждает, что делалось это не просто в сложных
условиях, а из положения «лёжа», крутясь на собственном пупе, – без должного и
своевременного финансирования, при отсутствии поставок новых механизмов,
запасных частей и комплектующих. К этому добавим: при нахождении предприятия в
«загранице» – с госграницей, таможнями, при
идиотизме и вредительстве украинских чиновников, испытывая и преодолевая
проблемы с коммуникациями (или с их отсутствием) и т.д., и т.п.
В общем, задачу решили. Черноморский
флот, в том числе силами отремонтированных кораблей и судов, не только решил
боевые задачи по обеспечению Олимпиады, но и после её окончания (она
завершилась 23 февраля 2014 года, что совпало с проведением исторического
«митинга народной воли» в Севастополе) обеспечил «возвращение Крыма и города
русской славы в родную гавань». Именно на отремонтированных под руководством
Новогрибельского кораблях и судах на полуостров были доставлены «вежливые
люди». Именно эти корабли и суда обеспечили надлежащий оперативный режим в зоне
ответственности Черноморского флота, в которой постоянно присутствовали силы
«потенциальных партнёров и вероятных друзей». И, кстати говоря, продолжают это
делать и сейчас. И не только в Чёрном море. Особо отмечу: той весной сотни
военных и гражданских лиц были удостоены государственных наград вплоть до
звания Героя Российской Федерации и вручения высшего ордена России – Андрея
Первозванного «с мечами». Никто на 13-м заводе государственных наград не
получил. Правда, Новогрибельскому в апреле 14-го при посещении завода
российский премьер Дмитрий Медведев и его заместитель Дмитрий Рогозин сказали:
«Спасибо». Сказали очень негромко… И, конечно, они не собирались его
наказывать. Да и не только они – никто не собирался. А спустя…
А спустя несколько месяцев
прозвучало сакраментальное: «А вот мы посмотрим, чем вы тут занимались в
«украинское время»?!». И повод нашелся: «что-то там где-то на отремонтированном
ломалось». Вот за это Новогрибельскому и «дали». Он, оказывается, при ремонте
не установил на некоторые корабли новые механизмы по причине их … полного
отсутствия в стране. Он, оказывается, должен был прекратить ремонт – остановить
завод, отказаться от выполнения приказа–госзаказа, не дать флоту корабли и суда
для обеспечения безопасности Олимпиады и, соответственно, для привоза «вежливых
людей» и решения других задач флотом. Тогда и впоследствии – до привоза на
завод вновь построенных российскими заводами-изготовителями механизмов.
Отметим: почему-то «дали» только
Новогрибельскому – только ему одному. И почему-то уже после того, как все и
везде всё после ремонта утвердили-подписали, корабли и суда боевые задачи
решили, «украинское» время кончилось и наступило «российское», а все «вернулись
в родную гавань». «Пришли–приплыли»…
Вроде как за всё это (в схематичном
виде это «дело» выше изложено) ему и «влупили в полный рост»…
Неужели за
это? Вот так
«просто»: ему одному – почти четыре года и три десятка «лимонов»? Или за что-то
другое, что трудно понять, читая-перечитывая судебные бумаги?
Откровенно говоря, меня иной раз
берёт оторопь при озвучивании (и вы попробуйте – прочитайте вслух) только две следующие
фразы:
«Действуя с
прямым умыслом, то есть осознавая общественную опасность своих действий,
предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий
и желая их наступления, в целях извлечения незаконной выгоды для возглавляемой
им организации и для себя как руководителя, то есть из корыстной и иной
заинтересованности, желая любыми, в том числе и незаконными способами…». Это о чём, кому, когда? Это не в
1937 году, не о диверсанте-вредителе – враге России, планирующем акцию
устрашения и возмездия. Это – о начальнике
13-го завода капитане 1 ранга Сергее Анатольевиче Новогрибельском и решении его
подчиненными государственного приказа-заказа по ремонту кораблей для решения
боевой задачи в условиях отсутствия ресурсов и материалов (из Постановления о привлечении в качестве
обвиняемого от 28 мая 2016 года).
«Действуя умышленно, из ложно понятых интересов службы», чтобы в
одиночку «создать видимость благополучия
на 13 СРЗ», и … всё-таки решить задачу государственной важности в
установленные вышестоящим командованием сроки. Несмотря на то, что закупить «на заводах-изготовителях новых
двигателей, отсеков двигателя и запасных частей невозможно». Это – о том же, но уже из текста Приговора.
А как же было на
самом деле? Что же делал Новогрибельский и его подчиненные? Слово – командующему
Черноморским флотом адмиралу Александру
Викторовичу Витко. Уж куда авторитетнее свидетель?
Из Выписки из протокола судебного заседания по
уголовному делу в отношении Новогрибельского С.А. в части, касающейся свидетеля
Витко А.В.
«С
разрешения председательствующего защитник – адвокат Селиверстов заявляет
ходатайство о допросе свидетеля Витко А.В.
На
вопрос председательствующего участники процесса, каждый в отдельности,
отвечают, что не возражают против заявленного ходатайства.
С
учетом мнения сторон,
Суд
постановил:
– Ходатайство защитника –
адвоката Селиверстова удовлетворить, допросить явившегося свидетеля Витко А.В.
Председательствующий
вызывает в зал судебного заседания свидетеля Витко А.В. для дачи показаний…
Председательствующий
выясняет у свидетеля Витко А.В., знаком ли он с подсудимым Новогрибельским, в
каких отношениях они находятся и имеются ли поводы для оговора.
На
вопрос председательствующего, свидетель Витко А.В. пояснил, что с подсудимым
знаком, находится с ним в служебных отношениях, родственниками друг другу не
приходятся, причин для оговора нет.
Председательствующий
выясняет у подсудимого, согласен ли они с показаниями свидетеля Витко А.В.
На
вопрос председательствующего подсудимый Новогрибельский ответил, что с показаниями
свидетеля Витко А.В. согласен.
Председательствующий
предлагает стороне защиты начать допрос свидетеля Витко А.В.
С
разрешения председательствующего подсудимый Новогрибельский задает вопросы
свидетелю Витко А.В.:
Вопрос:
Был ли 13 СРЗ сорван план подготовки ЧФ в 2013-2014 годах в целом?
Ответ:
Когда я принял должность в мае 2013 года, то необходимо было обеспечить
подготовку к Олимпийским играм в Сочи. 1 октября группировка по открытию
Олимпийских игр была подготовлена и приступила к выполнению задач. По состоянию
на март 2013 года не было подготовлено большинство кораблей, за 4 месяца был
подготовлен 21 корабль, было заменено 18 дизелей, было осуществлено сервисное
обслуживание, текущий ремонт кораблей и группировка с 1 октября выполняла
задачи и с этой задачей справилась. А также были выполнены специальные действия
по возвращению Крыма.
Вопрос:
Выполнил ли Черноморский флот поставленные задачи?
Ответ:
Да, безусловно, выполнил, была проведена очень продуктивная работа.
Вопрос:
В тех условиях, в которые были поставлены Вы, флот и 13 СРЗ, в условия крайнего
ограничения сроков, финансирования, как Вы считаете, 13 СРЗ был выполнен ГК в
полном объеме, надлежащим образом?
Ответ:
Для выполнения ГК было выделено около 500 млн рублей в марте 2013 года, а
поступили эти денежные средства в августе 2013 года. Работы начали выполнять в
мае 2013 года. Работа была очень напряженная, у меня претензий к выполнению ГК
за 2013 год нет.
Вопрос:
По Вашему мнению, 13 СРЗ и его сотрудники выполнили все поставленные задачи по
поддержанию технической готовности кораблей и судов в целом?
Ответ:
Пока завод находился в подчинении ЧФ, у меня претензий к заводу не было.
Более
вопросов от подсудимого Новогрибельского не поступало.
С
разрешения председательствующего защитник – адвокат Селиверстов задает вопросы
свидетелю Витко:
Вопрос:
Можете ли Вы дать характеристику Новогрибельскому?
Ответ:
Личного общения с ним у меня не было, вне служебного времени не встречались. По
работе я благодарен директору 13 СРЗ, исполнительный, добросовестный, хороший
человек. Я благодарен ему.
Более
вопросов от Селиверстова не поступало.
С
разрешения председательствующего государственный обвинитель задает вопросы
свидетелю Витко:
Вопрос:
«Жуков» (морской тральщик – авт.)
был включен в состав группировки для выполнения задач по Сочи-2014?
Ответ:
Все корабли участвовали, но не могу точно сказать.
Вопрос:
Мтщ «Вице-адмирал Жуков»
участвовал в охранных мероприятиях?
Ответ:
Не могу точно сказать.
Вопрос:
Какие имелись проблемы у «Жукова»?
Ответ:
По корпусу были большие проблемы, коррозированный корпус у него, также у него
проблемы по дизель-генератору, полного перечня я не помню.
Вопрос:
Известны ли Вам условия ГК в части закупки и использования при производстве
ремонтных работ запасных частей?
Ответ:
Да.
Вопрос:
Какие требования выдвигались?
Ответ:
Запчасти должны быть сертифицированы, новые, первой категории.
Вопрос:
Известно ли Вам какие двигатели были установлены на «Жуков», «Муромец», «Р-109
» ?
Ответ:
510, 510, 503 машина.
Вопрос:
Какого качества они были, они являлись новыми согласно условий ГК?
Ответ:
В июне 2013 года я помню разговор с директором завода, это было на совещании.
На тот момент не было нового двигателя. Он спросил, какой ставить, я разрешил
ему установку дизеля, который находился на складе. По остальным я знаю, что он
устанавливал дизеля после ремонта, чтобы подготовить корабли.
Вопрос:
То есть на данные корабли не были установлены новые двигатели?
Ответ:
Я разрешение давал только на МПК, другого варианта не было, я знал, что дизеля
ставятся не после заводского ремонта, а те, которые были на складе.
Вопрос:
Они соответствовали условиям ГК?
Ответ:
На тот момент меня интересовали корабли,
а не ГК.
Вопрос:
Начальник 13 СРЗ мог отказаться от выполнения ГК?
Ответ:
Если бы он отказался, то он бы не
выполнил задачу, и мы бы не обеспечили охранные мероприятия по Сочи-2014.
Вопрос:
Рассматривались ли Вами варианты о том, чтобы внести дополнения к ГК, в которых
бы было указано, что ДГОЗ и МО разрешает установку на корабли двигателей бывших
в употреблении?
Ответ:
Такое разрешение появилось в 2015 году.
Я докладывал, что оборудования нет,
но есть на складе после ремонта.
Вопрос:
В 2013 году Вы обращались к заказчику МО РФ за разрешением, чтобы использовать
при производстве ремонтных работ бывших в эксплуатации двигателей?
Ответ:
Я не помню, может заместитель по вооружению и обращался.
Вопрос:
Можете ли Вы утверждать, что ГК выполнен, если на корабли согласно ГК не были
установлены новые двигатели?
Ответ:
Я не про ГК говорю, я говорю про
выполнение Черноморским флотом задачи по прикрытию в Сочи.
Более
вопросов от государственного обвинителя не поступало.
На
вопросы председательствующего свидетель Витко отвечает:
Вопрос:
В случае отказа от выполнения ГК Сочи-2014, что бы грозило Новогрибельскому?
Ответ:
Если бы флот не выполнил задачу, то не
знаю, что бы было. На тот период один французский корабль, один британский,
выполняли провокационные действия. Из-за того, что группировка была
подготовлена, эти провокации были не допущены. Мне надо было корабли
подготовить для участия. Если бы ЧФ не выполнил задачу, то мы бы с
Новогрибельским больше не работали»…
Так за что осудили Новогрибельского?
На это вопрос я продолжаю искать ответ, всё-таки питая надежду на то, что в
процессе апелляции-кассации по этому «делу» этот ставший чуть ли не
пресловутым, уже многим набивший оскомину вопрос отпадёт сам собой. Ибо по моему разумению, в вышеназванных
документах (после прочтения несколько раз) «что-то как-то перекручено сгущено передёрнуто».
Возможно, я ошибаюсь…
Возникает и Увы,
возникают и другие, новые вопросы, на которые, казалось бы, в период «ранней
ельцинщины» уже были даны ответы: «Нужно ли выполнять ВСЕ приказы, или это надо
делать ВЫБОРОЧНО? Получается, что Новогрибельский должен был отказаться от
решения государственной задачи, призвав к этому подчинённых?».
Об том мы порассуждаем в
4-й части материала «Заложники особого статуса».
Между тем, напоминаю: по инициативе Профкома 13-го
завода 17 ноября состоится делегатское собрание коллектива предприятия, на
котором будет обсуждён один вопрос. Заводчане считают, что «дело
Новогрибельского» – это и их дело,
касается каждого.
Горбачев
Сергей,
капитан
1 ранга запаса,
Заслуженный
журналист Крыма