Хорошее вино можно приготовить только из здорового растения

Хорошее вино можно приготовить только из здорового растения
Для Севастополя отрасль виноградарства и виноделия без преувеличения является стратегической.
Сейчас задача обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации требует полного замещения импортного виноматериала продукцией отечественных виноделов. Для этого в виноградарскую отрасль должен прийти частный бизнес, который будет вкладывать инвестиции в освоение новых площадей. «Новые ВЕСТИ» посетили в период уборки винограда соучредителя ООО «Виноград+» Алексея Акчурина, который  почти 10 лет назад на площади  64 га  заложил свой виноградник, где собрано все самое передовое, что есть в мире в области виноградарства.
«Я специально собирал все передовые агротехнологии для того, что понимать, где можно экономить, а где не нужно этого делать,-- говорит Алексей Романович. --Мне нужно чтобы растение было с хорошей иммунной системой. Хорошее вино можно приготовить только из исключительно хорошего винограда. Любое растение идеально вызревает для того, чтобы воспитать свою косточку. Растение -- это живой организм, и необходимо к нему относиться, как к живому организму. И тогда оно отплатит тебе сторицей. Один из философских принципов современного виноделия в том, что виноградарь высаживает не просто куст, он должен садить бутылку вина, причем конкретного, и тогда можно рассчитывать на успех. Раньше не только в нашей стране, но и в мировой практике виноградарь выращивал виноград, а потом винодел думал, что же из него сделать?
Задача виноградаря -- вырастить здоровое растение. Правильный выбор формировки для виноградного куста в этом отношении играет важную роль, в наибольшей степени сказывается на продуктивности насаждений и себестоимости продукции.
У нас в Севастопольском регионе до последнего времени применяли бесштамбовые  (или с небольшим штамбом) различные формировки со свисающими побегами. Опыты последних лет показали преимущество штамбовой формировки, однако высота штамба сильно зависит от местных климатических условий и прежде всего от количества зимних морозов и поздневесенних заморозков. Преимущество также показало вертикальное размещение по шпалере».
-- Приподнятому размещению скелетных частей куста относительно поверхности почвы создаются лучшие условия для освещения и проветривания его надземных органов, в результате чего повышаются фотосинтетическая активность листового аппарата и устойчивость к болезням. Кроме того, кусты меньше страдают от заморозков, облегчается уход и в целом обеспечивается урожай винограда более высокий, чем на бесштамбовых формировках, -- говорит Акчурин. -- Во многом это очень удобно. Мы максимально используем возможности растения, не перегружая его и не догружая. Сейчас многие агрономы спорят о принудительном поливе виноградников, имея в виду капельное орошение. Поливать или не поливать. Если в Бордо выпадает 800 мм осадков в год, а у нас всего 300, то однозначно – поливать.
Всю агротехнологию мы сегодня используем в плановом порядке, планируем урожайность. Это не фантастика и волшебство. Наука и практика виноградарства сегодня знают все факторы, которые могут навредить растению, и о путях борьбы с ними. Поэтому, используя агротехнические и другие мероприятия, мы следим за тем, чтобы получить оптимальный запланированный урожай – 110-115 ц/га. Хотя наши виноградники могут давать больший урожай.
Мы не гонимся за количеством, для нас главное качество, прежде всего  мы выращиваем бутылку вина.
Севастополь – это колыбель крымского виноделия у нас свои терруары, свои терруарные особенности.
Погода -- это то,  на что мы не можем повлиять, но мы должны нивелировать сложности, внесенные непогодой. Каждый год приносит свои трудности. Тем более, что климат очень меняется. По моим наблюдениям,  с 1999 года климатические условия в нашем районе сильно изменились.
С погодой мы справляемся с помощью агротехники, а вот нехватка рабочих рук—это, пожалуй, самая жесткая проблема.
Конечно, везде в сельском хозяйстве не хватает сейчас рабочих рук, но здесь у нас в Севастополе эта проблема стоит более остро. В этом году собирать урожай нам помогала Золотая Балка, т.к. часть урожая была предназначена для производства виноматериалов для игристых  вин.
Сейчас с вхождением в состав России стало появляться много идей, в частности, развития частного виноградарства.  Все это я поддерживаю, но с определенными оговорками. Если мы начинаем обучать специальности виноделов в МГУ -- это хорошо. Гораздо сложнее воспитание рабочих кадров, и в виноградарстве, и в виноделии. Мы уже два года кричим об открытии в Севастополе техникума или средне-специального училища для подготовки виноградарей и виноделов, но пока безрезультатно.
Вопрос воспитания и обучения рабочих кадров связан и с развитием программы авторского виноделия, которой занимается Павел Швец, и уже не первый год. Элементарно поясняю. Программой предусмотрено выделение по 20 га для 200 человек планирующих заниматься элитным (авторским) виноделием.  А это 4000 га земли.  Еще по советским нормам один рабочий виноградарь может обслужить максимум 2-2,5 га в год. При простом подсчете выходит, что для работы на виноградниках нужны почти две тысячи рабочих рук. Где мы их найдем? Прежде чем переходить к осуществлению программы, срочно необходимо решить вопросы подготовки кадров. А сейчас  это все выглядит так: давайте раздадим землю, а там посмотрим. Упования автора этой программы на то, что в Бордо (Франция) тысячи таких маленьких хозяйств. Да, это так, но они формировались  столетиями. Прежде чем разделить и раздать землю, следует сформировать общественные или  государственные органы, которые будут формировать участки, готовить эту землю, искать, вырабатывать необходимые рекомендации,  агрономические и технологические, и т.д., потому что эти 200 человек -- абсолютные романтики, которые услышали, что в Севастополе бесплатно раздают землю под элитные виноградники и элитное виноделие.  За землю должна быть разумная цена. Конечно, бешеных цен тоже не нужно. Человек, получивший землю, должен понимать, что это очень важный и серьезный ресурс. И относиться к нему нужно правильно. Мы, взрослые люди и понимаем, что все эти бесплатные раздачи  --это коррупционный путь. Неважно, кто будет коррупционером.
Не могу не вспомнить предложение соучредителя группы компаний Инкерман Валерия Шамотия, который ранее для развития винного туризма по примеру Франции ратовал за создание так называемых винных деревень. Но в его предложении не была выстроена четкая финансовая заинтересованность. Поверьте мне, выращивать только виноград -- это очень сложно и малоприбыльно. Вся прибыль в бутылке вина. И тот, кто найдет модель, когда винодел будет делиться с виноградарем сверхприбылями от бутылки вина, такая кооперативная модель может сработать. И только так. Не надо выдумывать велосипед. В Италии – кооперативы, есть они и во Франции. Там виноградарь, кроме получения прибыли за виноград, получает  прибыль от реализации готового вина. Хозяин винограда по договоренности может получать свою часть прибыли с завода или деньгами, или готовой продукцией. Без экономической заинтересованности никакая хорошая идея реально работать не будет.  В программе  Павла Швеца другая крайность. Каждые 200 хозяйств должны быть с законченным циклом и иметь на своем участке винодельню. Но это вообще крайне сложно. Необходимо найти модель, как это все корпоративно совместить. Невозможно сейчас найти 200 специалистов, которые будут  что-то соображать и в агрономии, а тем более в виноделии.
У нас в Советском Союзе была очень серьезная школа виноградарства и виноделия. Но все мы реальные люди и  видим, что последние 20 лет она не работала. За эти годы в мире, в том числе и в Европе, произошли большие  изменения  технологии, агротехнологии и т.д. С этим надо считаться. Изучать и применять все то, что полезно.
Теперь о работе с иностранными специалистами. Гораздо дешевле и эффективнее, по моему мнению, посылать наших специалистов за границу для обучения и обмена опытом. Кстати, там они гораздо откровеннее делятся.
Сейчас у нас в моде приглашать французских, итальянских виноделов, агрономов. Особенно виноделов. Эту новомодную тенденцию я не совсем разделяю. В классике мы понимаем, что виноград и вино, это продукт местности, но любой шикарный специалист- винодел из Италии или Франции знает основы технологии, но не знает наших погодных и многих других условий. Пригласить специалиста для того, чтобы он что-то посоветовал, —это одно, но давать возможность руководить процессом получения продукта, крайне нежелательно. Тем более, что они не несут никакой ответственности за конечный продукт. Специалист приехал, вино по его технологии не получилось, и он уехал. Такие примеры были. Этого тоже нельзя забывать. Гораздо эффективней послать своих специалистов виноделов на учебу за границу. Они с большим удовольствием привнесут то новое, что получат на стажировке, в то, что они уже знают. С французами и итальянцами мы все равно будем конкурентами.
Сегодня мы живем в период, когда идет передел собственности. Провоцируются классические рейдерские захваты.  С этим сталкивался и я.  Понятно, что с этим надо и бороться. Что меня действительно пугает— это то, что приезжающие, как мы называем «люди с материка», и тут же начинают нас учить -- вы не умеете работать, вы не умеете виноград выращивать. Это в принципе происходит в любой деловой отрасли.  Это несколько расстраивает, потому что знаю, что конкретно в Севастополе на сегодняшний день достаточно специалистов -- и агрономов и, виноделов, которые очень хорошо знают свое дело.
Беседовала Надежда ДИДЮРА, фото Николай БУТКИН

  НОВЫЕ ВЕСТИ
 
 
 
  Хорошее вино можно приготовить только из здорового растенияХорошее вино можно приготовить только из здорового растенияХорошее вино можно приготовить только из здорового растения