Судоремонт – игра командная

Судоремонт – игра командная
Уходящий 2016 год был весьма непростым для россиян, и как тут не вспомнить его високосную приметность. Но календарная цифирь или древние верования – одно, а экономическая или правовая реальность  – другое, с ними невозможно не считаться. Каково же пришлось нашему заводу в эти 366 дней? С такого вопроса и начался наш разговор с начальником ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ капитаном 2 ранга Беспаловым.
 
– Юрий Вячеславович, что в сухом остатке?

– Объективность заставляет рассматривать завершающийся год вкупе с предыдущим. И понимание этого пришло в самом его начале. Два года – 2015-2016 нам надо было просто выстоять и пережить, работая в таком ключе, чтобы вообще не выпасть из обоймы. Надо было справиться с самым начальным переходным периодом, связанным с вхождением в Российскую Федерацию, потом ощутить на себе следствия санкций, существующих в отношении страны и Крыма, Севастополя, приспособиться к изменениям законодательства (только за нынешний год вышло несколько федеральных законов, которые оказали существенное влияние на нашу производственную деятельность). Вот что определяло ситуацию в целом, такова была внешняя среда, которая существенно влияла на нас.
– И все-таки?
– И все-таки завод действовал, предпринимая огромные усилия, чтобы выполнить стоящие перед ним задачи, держать флаг судоремонта в Севастополе на высоком уровне. Если в целом говорить об итогах этих двух  лет, то мы по большому счету с задачей справились. Да, существует немало проблем, нарекания со стороны флота по выполнению планов, но если учитывать ситуацию в целом по стране, в ее судостроении и судоремонте,  мы продолжаем выглядеть в лучшем свете.
Тем более что работаем в особых условиях.
– Сама боевая учеба черноморцев проходит в напряженном оперативном режиме…
– И это, безусловно, отражается на задачах, которые нам ставятся. И если флот с ними справляется, значит, и мы обеспечиваем его техническую готовность. А вышеперечисленные трудности переходного периода можно было бы осилить гораздо легче, быстро подстроиться и перестроиться, если бы  нам своевременно планировали объем работ. Увы, этого не произошло ни в прошлом, ни в преддверии нынешнего года, в течение которого мы выполнили задания более чем по 700 ведомостям ремонтных работ, которые пришли в наш адрес, что называется, «с колес». В новом законодательном поле этого делать практически невозможно, но мы, понимая флотские задачи и проблемы, эти работы на себя брали и выполняли. Да, может быть, в ущерб тем задачам, которые были на нас возложены ранее.
– Получается, что завод работает без годового плана?
– Это так, одно из крупнейших предприятий Севастополя и Крыма остается без производственного плана, причем второй год подряд. Конечно, мы понимаем, что все особенности учебно-боевой деятельности во флотских планах не учтешь. Но основной объем работ может ведь быть спланирован заранее! Не те задания, которые возникают в период выполнения задач, и это заложено в руководящих документах, а основное! Увы. Хотя ни одно предприятие в стране так не работает, ни одно не способно действовать исключительно с колес. Вот так аврально принять и выполнить задачи ремонта на объекте, я глубоко убежден, способен только наш 13-й завод.
– Хорошо судостроителям, им рабочую программу можно заложить на десять лет вперед…
– И обеспечивать себя в плановом порядке ЗИПом, материалами. У судоремонтников такой возможности нет. Мы не знаем, с чем придется столкнуться завтра. Но, несмотря на эти проблемы, на ограничения, которые обусловлены законодательно, мы брали срочные работы, понимая задачи и нужды флота. Еще раз повторюсь: более 700 ведомостей переработали. Чтобы понять, что это за цифра, замечу: на весь будущий год пока пришло 400 с небольшим ведомостей. Значит, нынче переработано почти в два раза больше! Это убедительный показатель. И если говорить о выполнении госзаказа, да, мы на ряде кораблей часть работ не завершим в этом календарном году по ряду, в том числе не зависящих от нас, причин. Но это связано также с тем фактом, что выполняли работы на других кораблях и – справились! И в целом объем работ по предприятию выполнен.
– Чтобы осилить задачи вхождения в новые экономические условия, на заводе апробируются, внедряются заново разработанные организационные программы, системы действий.  Что удалось реализовать?
– Постоянно изменяющиеся внешние условия потребовали новых организационных подходов, предопределили внесение изменений и в организационно-штатную структуру.  Отечественный судоремонт вообще серьезно изменился за последние десятилетия. Из советской системы мы взяли лучшее, применимое на сегодня, а все остальное адаптировано под новые внешние факторы.  (Недавно читал, и президент ОСК говорил об этом же: былые принципы не работают, происходит слом модели, заложенной пятнадцать-двадцать лет назад, идет введение новой.) Что нами сделано?
С 1 января введено ранее разработанное новое положение о внутризаводском оперативном планировании. Многие противились этому (новое зачастую воспринимается в штыки), но нынче руководители основных подразделений уже признают: да, правильно, эта система планирования дает положительный эффект. Хотя в ней еще есть недочеты – у меня на рабочем столе лежат для рассмотрения предложения от начальников цехов. С каждым из цеховых руководителей встречаюсь, вместе «вычесываем» эти недочеты, определяя, правилен ли тот или иной ход, целесообразна та или иная поправка или нет. Доработаем положение на практике.
Нами также введено положение о системе бездефектного труда, которое тоже дает определенные результаты, есть и другие внутризаводские организационные инструменты.
Нам надо всю систему выстроить в единый здоровый, эффективно работающий организм.
– Кто ваша главная опора в этом непростом организационном процессе?
– Коллектив на заводе в целом сильный, в том числе руководители, управленцы. Люди, без всякого сомнения, хорошие, но производственные взаимоотношения между подразделениями, их взаимодействие пока оставляют желать лучшего. Порой кажется, что каждый сидит в своем окопе, не ощущая единого фронта. А эффективная работа предполагает слаженность, взаимодействие  друг с другом. Я завод знаю более тридцати лет, родители здесь работали, говорят, и тогда приходилось преодолевать эту «местечковость» цехов, подразделений. Одна из моих задач – сплотить заводчан, доказать, что работа единым фронтом гораздо результативнее.
Механизмы для этого есть разные. Например, будем менять положение о премировании сотрудников, принимать его коллегиально. Задача – завязать всех и каждого на общий успех, включить материальную мотивацию к этому. Наш общий успех – это в первую очередь боеготовые корабли и в то же время – прибыль завода (все-таки мы является коммерческим предприятием и должны получать прибыль, чтобы развиваться дальше). 
– Сложился ваш  производственный штаб?
– Безусловно, это все мои первые заместители: главный инженер Александр Петрович Юрьев, заместитель по социальным вопросам Игорь Семенович Томилин, по исполнению госзаказа – Юрий Леонидович Малаештян, главный экономист Игорь Анатольевич Полищук, главный бухгалтер Алисултан Алисултанович Эмирсултанов, другие ведущие специалисты управления завода.
Цеха? Все работают на острие, в очень жестком режиме, способны мобилизоваться в кратчайшее время. Когда ситуация требует, мы выходим на объекты в любое время суток, в субботу, воскресенье, иной  раз по ночам, и люди с пониманием относятся к этому. В течение двух часов организовывается бригада с любой дислокацией объекта.
– Какими же вам видятся перспективы?
– И требующими новых усилий, и рождающими надежды. Вот вроде мы только научились работать в новых условиях, перешли на 223-й Федеральный Закон, но произошло изменение в законодательной базе. Вводится в действие 44-й ФЗ. Специалисты, столкнувшиеся с ним, делают однозначный вывод: он не стыкуется со спецификой практической работы судоремонтного предприятия. Закон создавался для бюджетных плановых предприятий, типа школы или детского сада, муниципального образования, которое может свою деятельность планировать на длительный период. А ремонтники действуют в оперативном режиме, часто в сжатые сроки, закон же не предполагает нюансов, учитывающих живые, напряженные действия флота. Что делать? Выходить с инициативой. Нами отправлены письма в ряд руководящих инстанций, по этому же поводу я был в командировке в Москве. Необходимо выходить на Верховного Главнокомандующего, на те органы, которые имеют право прямой законодательной инициативы, чтобы внести в правовой акт изменения, позволяющие заводу действовать так, как требует боевая учеба.
– Весь курьез в том, что мы чуть ли не единственное в стране предприятие судоремонта, которое должно работать по этому новому закону...
– И это станет очередным испытанием для предприятия и флота. Правда, схожие прецеденты есть, есть федеральные службы, чья сфера деятельности требует иной законодательной регламентации, они  выходят с такими инициативами, и мы тоже должны это сделать. Тем более что нас поддерживают в Главном командовании ВМФ, пошел запрос Министру обороны. Будем надеяться, что здравый смысл победит.
Обнадеживает и то, что мы имеем положительную динамику по достижению финансовых результатов. Думаю, по закрытию 2016 года выйдем из непростой ситуации, в которую предприятие попало в предыдущие годы. Нелегко пока оценить, во что вообще обошлись «нюансы»  переходного периода, он еще будет влиять на судьбу производства, но имевшиеся минусовые  миллионы сейчас уже частично покрыты, по результатам закрытия текущего года уверенно выходим в плюс. Об этом произведен заказ руководству флота, заместителю Министра обороны. Это определённо положительная тенденция.
– Нередко спрашивают: будут ли кадровые сокращения?
– Скажем так, в естественном режиме, с уходом ветеранов, с сокращением вакантных мест… Нам, наоборот, надо развиваться! К тому же финансирование следующего года (а оно заложено на три года) предполагает наше содержание в такой же, как сейчас, численности, с небольшими корректировками.
Самое позитивное, что можно сказать про будущее, – работать надо, и работа есть! Другого способа выстоять и развиваться нет. Посему в преддверии Нового года и 130-летия родного завода желаю всем нам трудовых успехов. Мы продолжаем оставаться единственным гарантом технической готовности Черноморского флота, и этот высокий, гордый статус надо поддерживать и дальше. Поддерживать своими делами, подкреплять производственными показателями. Желаю всем заводчанам трудового развития, крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия.
 
Интервью вела Наталия МИКИРТУМОВА
 
НОВЫЕ ВЕСТИ