Согласно статистике, в Крыму зарегистрировано более 10 тысяч
моряков. На полуострове сложились морские династии: мальчишки мечтают пойти по
стопам дедов и отцов. Осуществить мечту о дальних плаваниях помогает Морской
институт Севастопольского государственного университета, вот уже 60 лет ведущий
подготовку членов экипажей морских судов: судоводителей, судомехаников,
электромехаников.
Последние три года, когда Россия возрождает российское
судостроение и промышленность Крыма в частности, востребованным оказалось и
второе направление института – подготовка инженеров для судостроения и судоремонта.
Всего в этом году институт набирает на бюджетное обучение 246
будущих бакалавров, специалистов и магистров. Об особенностях Морского
института СевГУ рассказывает его директор Дмитрий Бурков.
Когда студенты вашего
института первый раз выходят в море?
Уже после первого курса. Всего программой предусмотрено 12
месяцев плавательной практики, и проходит она не обязательно летом. Мы
направляем студентов на практику по договорам с судовладельцами и крюинговыми
компаниями, даем им учебные задания в рейсы, и ребята сдают экзамены и зачеты,
когда возвращаются.
Студенты проходят практику как на зарубежных, так и российских
судах. За последний год мы заключили более 10 договоров с российскими
предприятиями и судовладельцами. В качестве практикантов наши студенты уже
ходят на Дальнем Востоке, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самара и по всей
России. Студенты 2-4 курсов получают еще и рабочие профессии: моторист,
электрик, матрос. Поэтому судовладельцы спокойно вписывают их в судовой состав,
и они получают зарплату во время практики, а после часто получают предложения о
трудоустройстве.
Ограничивает ли
моряков диплом, выданный в Севастополе?
Нет, не ограничивает. Для судовладельца или крюинговой
компании важен не диплом об образовании, а рабочие документы моряка. Их
выпускники получают после окончания вуза в любых российских портах. Диплом об
образовании – это как свидетельство из автошколы для гибэдэдэшника. Ему нужно
не оно, а водительские права. А жестких санкций, запрещающих принимать моряков
из Крыма, нет.
Изменилась ли
методика подготовки плавсостава после воссоединения Крыма с Россией?
Принципиально не изменилась, так как она ведется в
соответствии с международными требованиями. В 2015 году мы заключили соглашение
с Министерством транспорта на признание в области подготовки членов экипажей
морских судов. Чтобы подтвердить это право, мы покупаем Морскому институту и
Морскому колледжу новые морские тренажеры. Договор на поставку заключен 22
июня, его сумма - 42 млн руб. Срок поставки – 60 дней, так что к сентябрю они
уже будут у нас.
Кроме того, на следующий год у нас запланировано
строительство учебно-тренажерного центра по борьбе с пожарами, с затоплением
отсеков и по использованию спасательных средств. Также принято решение о
приобретении учебного судна, на котором наши студенты смогут проходить
плавательную практику. Мы прорабатываем вопрос, чтобы оно занималось
пассажирскими перевозками в Севастопольской бухте и доставляло студентов и
преподавателей Института ядерной энергетики и промышленности СевГУ.
Все наши преподаватели прошли обучение в соответствии с
требованиями международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков на
уровень экзаменатора и инструктора. Они получили сертификаты, дающие право проводить
занятия и оценивать знания у студентов-моряков.
А что изменилось в
плане подготовки инженеров для судостроения и судоремонта?
Во-первых, с Севастопольским морским заводом (филиал АО «Звездочка»)
мы создали базовую кафедру «Морские технологии». Базовая кафедра дает возможность
студентам обучаться прямо на заводе, проходить там судоремонтную практику. К обучению
будут привлечены ведущие специалисты предприятия.
Также в этом году мы впервые провели эксперимент по
разработке комплексного дипломного проекта. Перед студентами четырех кафедр ставится
задача спроектировать судно. Корабелы рассчитывают корпус и дают механикам
задание, какая должна быть мощность энергетической установки. Те подбирают
двигатели и все необходимое оборудование. Электрики, зная какая мощность,
проектируют электрические сети. В конце судоводители, зная, какую скорость
может развивать это судно, прокладывают курс. В ходе работы студенты
обмениваются знаниями, к ним приходит понимание, чем занимается коллега,
который будет эксплуатировать это судно. Хотим сделать такие защиты
традиционными.
Насколько востребованы
сейчас в Крыму судостроители и судоремонтники?
Востребованы, ведь Россия возрождает эту отрасль. Помимо
Севморзавода, у нас сложились очень хорошие отношения с Керченским
судоремонтным заводом «Залив». Наши выпускники уже работают там, но потребность
в кадрах у предприятия все еще остается. Большой спрос у частных
судостроительных предприятий, которых только в Севастополе около двадцати. Их
представители приходили на защиту дипломов, беседовали с ребятами, приглашали
на работу. Много наших выпускников работает в ЦКБ «Коралл», заинтересован в них
«Черноморец». Сейчас обсуждаются вопросы
целевого обучения, когда направлять к нам ребят будут предприятия.
Спасибо за беседу
Светлана Косинова
НОВЫЕ ВЕСТИ