Морской институт СевГУ: наши выпускники могут ходить в море под любым флагом

Морской институт СевГУ: наши выпускники могут ходить в море под любым флагом
Согласно статистике, в Крыму зарегистрировано более 10 тысяч моряков. На полуострове сложились морские династии: мальчишки мечтают пойти по стопам дедов и отцов. Осуществить мечту о дальних плаваниях помогает Морской институт Севастопольского государственного университета, вот уже 60 лет ведущий подготовку членов экипажей морских судов: судоводителей, судомехаников, электромехаников.
 
Последние три года, когда Россия возрождает российское судостроение и промышленность Крыма в частности, востребованным оказалось и второе направление института – подготовка инженеров для судостроения и судоремонта.
 
Всего в этом году институт набирает на бюджетное обучение 246 будущих бакалавров, специалистов и магистров. Об особенностях Морского института СевГУ рассказывает его директор Дмитрий Бурков.
 
Когда студенты вашего института первый раз выходят в море?
 
Уже после первого курса. Всего программой предусмотрено 12 месяцев плавательной практики, и проходит она не обязательно летом. Мы направляем студентов на практику по договорам с судовладельцами и крюинговыми компаниями, даем им учебные задания в рейсы, и ребята сдают экзамены и зачеты, когда возвращаются.
 
Студенты проходят практику как на зарубежных, так и российских судах. За последний год мы заключили более 10 договоров с российскими предприятиями и судовладельцами. В качестве практикантов наши студенты уже ходят на Дальнем Востоке, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самара и по всей России. Студенты 2-4 курсов получают еще и рабочие профессии: моторист, электрик, матрос. Поэтому судовладельцы спокойно вписывают их в судовой состав, и они получают зарплату во время практики, а после часто получают предложения о трудоустройстве.
 
Ограничивает ли моряков диплом, выданный в Севастополе?
 
Нет, не ограничивает. Для судовладельца или крюинговой компании важен не диплом об образовании, а рабочие документы моряка. Их выпускники получают после окончания вуза в любых российских портах. Диплом об образовании – это как свидетельство из автошколы для гибэдэдэшника. Ему нужно не оно, а водительские права. А жестких санкций, запрещающих принимать моряков из Крыма, нет. 
 
Изменилась ли методика подготовки плавсостава после воссоединения Крыма с Россией?

 
Принципиально не изменилась, так как она ведется в соответствии с международными требованиями. В 2015 году мы заключили соглашение с Министерством транспорта на признание в области подготовки членов экипажей морских судов. Чтобы подтвердить это право, мы покупаем Морскому институту и Морскому колледжу новые морские тренажеры. Договор на поставку заключен 22 июня, его сумма - 42 млн руб. Срок поставки – 60 дней, так что к сентябрю они уже будут у нас.
 
Кроме того, на следующий год у нас запланировано строительство учебно-тренажерного центра по борьбе с пожарами, с затоплением отсеков и по использованию спасательных средств. Также принято решение о приобретении учебного судна, на котором наши студенты смогут проходить плавательную практику. Мы прорабатываем вопрос, чтобы оно занималось пассажирскими перевозками в Севастопольской бухте и доставляло студентов и преподавателей Института ядерной энергетики и промышленности СевГУ.
 
Все наши преподаватели прошли обучение в соответствии с требованиями международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков на уровень экзаменатора и инструктора. Они получили сертификаты, дающие право проводить занятия и оценивать знания у студентов-моряков.
 
А что изменилось в плане подготовки инженеров для судостроения и судоремонта?
 
Во-первых, с Севастопольским морским заводом (филиал АО «Звездочка») мы создали базовую кафедру «Морские технологии». Базовая кафедра дает возможность студентам обучаться прямо на заводе, проходить там судоремонтную практику. К обучению будут привлечены ведущие специалисты предприятия.
 
Также в этом году мы впервые провели эксперимент по разработке комплексного дипломного проекта. Перед студентами четырех кафедр ставится задача спроектировать судно. Корабелы рассчитывают корпус и дают механикам задание, какая должна быть мощность энергетической установки. Те подбирают двигатели и все необходимое оборудование. Электрики, зная какая мощность, проектируют электрические сети. В конце судоводители, зная, какую скорость может развивать это судно, прокладывают курс. В ходе работы студенты обмениваются знаниями, к ним приходит понимание, чем занимается коллега, который будет эксплуатировать это судно. Хотим сделать такие защиты традиционными.
 
Насколько востребованы сейчас в Крыму судостроители и судоремонтники?

 
Востребованы, ведь Россия возрождает эту отрасль. Помимо Севморзавода, у нас сложились очень хорошие отношения с Керченским судоремонтным заводом «Залив». Наши выпускники уже работают там, но потребность в кадрах у предприятия все еще остается. Большой спрос у частных судостроительных предприятий, которых только в Севастополе около двадцати. Их представители приходили на защиту дипломов, беседовали с ребятами, приглашали на работу. Много наших выпускников работает в ЦКБ «Коралл», заинтересован в них «Черноморец».  Сейчас обсуждаются вопросы целевого обучения, когда направлять к нам ребят будут предприятия.
 
Спасибо за беседу
Светлана Косинова
 
 
НОВЫЕ ВЕСТИ