Наверное, я не сообщу ничего нового, если скажу, что
российское общество разобщено во взглядах и оценках значения Великой
октябрьской социалистической революции. Пропасть между «белыми» и «красными»
была настолько глубока, что закопать её не удалось робкими попытками,
предпринимаемыми на протяжении нескольких последних лет. Яркий пример тому
накал «баталий», развернувшиеся вокруг фильма «Матильда». Не вдаваясь в его
обсуждение, спросим себя: а нужен ли нам фильм, задевающий чувства верующих
именно накануне 100-летия столь грандиозного события, повлиявшего на судьбы
всего мира? Так ли это сегодня важно, копаться во взаимоотношениях последнего
русского монарха и известной балерины, когда общество даже на уровне серьёзных
ученых так и не определилось в глубинных процессах, движущих силах и участниках
происшедшего великого общественного катаклизма и его последствиях? Да что там с
основами, с названием не определились, как уверяет директор института
Российской истории РАН Юрий Петров. Но, главное, не сделало практических
выводов из происшедшего. Возможно, если бы честно разобрались с причинами
Великой российской революции, смогли бы уберечься от многих вчерашних бед, а
может быть и завтрашних.
А СУДЬИ КТО?
Вообще-то я хотел рассказать, что пишут в иностранной
прессе по поводу векового юбилея революции. Однако прочитав массу материалов в
разных изданиях - пришел к выводу, что и обозревать-то особенно нечего. Нет
серьёзных оценок, новых фактов, добытых в архивах и их глубокого осмысления.
Зато есть много политизированности, необъективности, описания каких-то
несущественных «матильдовских» штучек, из которых, порой, делаются неадекватные
выводы.
Вот bbc.com озадачилась вопросом: Могла ли британская
разведка остановить революцию в России? Это о заговорах, которые плела Британия
против молодого государства. Заговорщики у них, как водится, белые и пушистые
даже убивать во время планируемого контрреволюционного переворота никого не
собирались, (вроде как США Саддама Хусейна много лет спустя). А вот чекисты,
этот заговор задавившие прямо в его логове, коим было посольством Британии, эти
– «нарушители законов и морали». Кто бы этим в Би-би-си объяснил, что речь шла
о жизни и смерти не только новой власти, но и всей России. И те же Британия и
США уже прицеливались, как бы её порвать на куски с наибольшей выгодой для
себя.
Г-н Кречетников из того же рупора британской пропаганды
пытается убедить, что в Гражданскую войну и интервенции-то никакой западных
стран против Советской России не было, а так детские игры заморских дядей с
пушками и крейсерами. Японцы «просто» хотели оттяпать Дальний восток, полякам
не терпелось построить Великую Польшу «от моря до моря» (конечно, за счет
территории России), чего-то искали на русском севере американские и английские
крейсера и французы в Одессе. Баловство одно, если верить автору. Вот когда
Крым всенародно проголосовал за присоединение к России и бескровно (!)
воссоединился с ней, тогда завопили – «интервенция»!
В тех же западных СМИ очевидно стремление принизить
достижения СССР или вовсе приравнять «советский тоталитаризм» к нацизму, а
Бухенвальд - к ГУЛАГу, но от The New York Times чего-то иного и ожидать трудно.
Отметим и попытки навязать нам всеобщее раскаяние в «грехах», предшествовавших
нам поколений, часто – надуманных, призывая нас, по сути, взять вину на себя.
Чтобы через признание нами ошибок в прошлом, манипулировать нами в настоящем.
Французский историк из университета Страсбурга А. Сумпф в
интервью для Ouest-France, на вопрос - почему Россия не празднует столетие
революции, ответил: «Для многих россиян революция 1917 года — это начало
большой катастрофы, которая привела Россию к краю пропасти. Страна из нее
выбралась благодаря Сталину и Путину. Некоторые считают, что Сталин был великим
государственным правителем, победившим фашистскую Германию <...> Для
наиболее либерально настроенных россиян революция 1917 года кончилась лишь в
1991-м, после десятилетий гражданской войны, которую государство вело против
собственного народа».
Именно так, сегодня мы не празднуем из-за больших жертв,
понесенных нашей страной, а также из-за отсутствия единства в оценке
последствий, но мы отмечаем (на конец октября было проведено порядка 1200
мероприятий) это грандиозное событие, которое уже на протяжении века влияет на
мировую историю.
Некоторые статьи отдают откровенным злорадством. Вот,
например, Der Standard поведал о «советском абсурде»: ракеты есть, ботинок
нет». В стране царил дефицит, спровоцированный непомерными тратами на
вооружение, пишет Х. Раушер. Ну, что же - почти, правда, с хорошими
потребительскими товарами были трудности. Но ведь купить-то их могли
практически все, как говорится, токарь, пекарь и аптекарь… И покупали.
И сервелат финский с трудом доставали, но для доброго
гостя или на торжественный случай в любом холодильнике парочка деликатесов
находилась. А во всенародно любимой докторской колбасе, представьте себе,
присутствовало мясо и его количество определялось ГОСТОМ – госстандартом, за
нарушение которого можно было угодить за решетку. Надо сказать, что такое проявление
«тоталитаризма» россияне и сегодня одобряют. Простите, что я говорю о вещах
столь приземлённых, как башмаки и колбаса. Но ведь и развал СССР начинался под
лозунгом отсутствия ширпотреба. Это потом сюда приплели свободу слова и т.д.
Вершину этой свободы, кстати, являет сегодня «империя добра», которая тогда
навязывала нам свои «демократические» стандарты, а сегодня вопреки свободе
слова, парализовавшая деятельность российских СМИ в США.
Кстати, вот бы кто-нибудь объяснил, чем отличается
навязывание всему миру своей модели демократии американцами путём войн и
госпереворотов от раздувания пожара мировой революции коммунистами, по поводу
чего так всегда истерил Запад.
Однако вернёмся к писанине Standard. Некоторыми
завоеваниями коммунисты всё-таки могли похвастать. После Второй мировой
ситуация в стране улучшилась. Вместо коммуналок появились панельные дома.
Большие промышленные комбинаты хотя и загрязняли окружающую среду, но строили
базы отдыха для своих рабочих. Зарплаты были низкими, но тебя практически не
могли уволить, рассказывает автор.
Да, г-н Раушер – выкинуть на улицу, попользовавшись, не
могли. Не капитализм. Люди это знали, как знали и то, что могут бесплатно
получить хорошее образование и медицинскую помощь, место в детском садике для
ребёнка, что академиком, маршалом и членом ЦК может стать вчерашний рабочий. Да
и хорошим рабочим общество гордилось.
Всё это в том числе и упомянутые ракеты, порождали
уверенность в завтрашнем дне. Работай, и получишь квартиру, хоть и в панельном
доме. Мы ведь совсем недолго строили, больше отбивались от, охочих до
российских богатств захватчиков. Историки посчитали, что около трети своей
более чем тысячелетней истории наш народ воевал за свою свободу против
оккупантов всех мастей.
Вам, шведам, которым хорошую трёпку задал последний раз
Пётр Великий не понять наших мелких радостей от мира, стабильности и панельных
квартир, а также стремления быть во всеоружии на случай новой агрессии. Не
говорю уж о наших достижениях, порождавших чувство национальной гордости: система
образования и профилактическая медицина, космос, атомная энергетика, ГОЭЛРО.
Думаю и ваш шведский «социализм» вы смогли построить только под влиянием нашей
социалистической революции.
Не будем идеализировать СССР, много было несовершенного,
временами просто глупого. А где всего этого нет, может кто-то знает? Чтобы
подвести черту под взглядом на нас «оттуда», скажу, что революцию, как и саму
Россию уничижительно и особенно злобно пытаются оценивать те, кто развязали не
одну войну против нашей страны (и готовят новую) и были биты. Стало быть,
оттуда ли нам ждать объективной оценки?
ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ
НАЧАЛО, НЕТ У РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА
И, тем не менее, западные аналитики всё же иногда дают
очень интересные оценки. По мнению итальянского журналиста и общественного
деятеля Дж. Кьезы, долго работавшего в России, российская социалистическая
революция «наложила решающий отпечаток» на мировую историю всего XX века, и это
влияние на историю мира продолжается до наших дней. Некоторым образом с ним
перекликается К. Моро, директор Центра Stratpol (Франция): «Считаю, что
французская и русская революции еще не завершены…».
Вместе с тем Д. Кьеза считает, что неправильно «смотреть
на весь советский период как на чудовищную ошибку». Этот период был, отмечает
он, конечно, отмечен насилием, но «СССР стал точкой опоры для всех притесняемых
народов в мире и дал им надежду».
Д. Кьеза предложил также не судить о советском опыте на
основе мнений советской интеллигенции, которая в «значительной степени
находилась под влиянием англосаксонской русофобской идеи». Похоже, прав
итальянский публицист, если учесть, как быстро часть этой интеллигенции сменила
вектор политических пристрастий и от неистового восхваления «родной
коммунистической партии» переключилась на очернение этой же партии без скидок
на все положительные моменты, которые в её деятельности однозначно были.
К сожалению, о влиянии русофобских идей на ту часть
населения, которая сегодня у нас именуется интеллигенцией, вроде лидера одного
из популярных в прошлом музыкальных коллективов или новоявленной претендентки
на президентское кресло надо говорить и сегодня. У этих людей в отношении к
своей стране и к россиянам, есть только злоба да желание побольше хапнуть из
«закромов родины». Будь их воля, они давно бы растащили и раздали
Россию-матушку по частям: кому Крым, кому Калининград и Курилы, а кому-то
Кемську волость.
Но русофобы, англоманы и германофилы на Руси водились
всегда. Правда, редко их содержали за государственный счет, как сейчас: все эти
«эхи», «дожди» и прочую грязь и слякоть, а также с позволения сказать
«творцов», которые, через свои произведения сомнительных достоинств, тащат в
общество чуждую нашему народу ментальность, эрзацкультурку с извращенцами всех
мастей в качестве героев. Стремясь порушить, тем самым, культурные и духовные
скрепы, благодаря которым мы - единый народ.
Высказывания Кьезы и Моро, приведенные выше, были сделаны
не в зарубежной печати, а в России, на конференции «Революция в России и мир».
Как пишет В. Панов в stoletie.ru доктор наук, историк Н. Нарочницкая на её
открытии особо подчеркивала: «Революция требует вдумчивого, терпеливого и
философского осмысления». Также она отметила, что при оценке судьбоносных для
России событий, отдаленных от нас расстоянием в целый век, «нужен панорамный взгляд».
То есть, как я понимаю, взгляд, не выхватывающий разрозненные факты и делающий
из них глобальные обобщения, а взгляд, охватывающий всё событие во всех его
взаимосвязях.
Вот этого-то западным и нашим либералам не хватает, им
нельзя выходить за рамки навязанными политической конъюнктурой, которая сегодня
диктует русофобский и антироссийский взгляд на историю. Впрочем, это им и не по
силам, это задача для серьёзных научных коллективов.
«ПЛОХО» или
"ОЧЕНЬ ПЛОХО"
Хотелось бы напомнить о результатах социологического
опроса (14.09.2017 г.), который провел ВЦИОМ. В результате выяснилось, что
только 11% россиян знают, что большевики в октябре 1917 г. свергли Временное
правительство, 65% дали другие ответы, среди которых преобладал вариант
«большевики свергли царя». Аналитик из ВЦИОМ М. Мамонов, по этому поводу
заявил, что при такой фрагментарности знаний «говорить о понимании глубинных
исторических процессов не приходится», а пробелы в знании истории ведут «к
отсутствию политических ориентиров». По мнению социолога, «отказ от
традиционных методов обучения истории приводит к тому, что молодежь знает и
помнит лишь то, что видела в фильмах и телепередачах».
Так, 62% тех, кому сейчас 25-35 лет оценивают свои
познания в истории как «плохие» и «очень плохие». Замечу, что учиться по
современным фильмам и телепередачам это – верный путь к деградации-дебилизации
личности, я уже не говорю о том, какие политические взгляды у молодого человека
могут сформироваться под влиянием наших шансонеток, лезущих в политику и
десанта русофобов с Украины, постоянно вещающих на российском ТВ.
Видимо, поэтому на упомянутой конференции одним из
главных вопросов стал вопрос преподавания истории. Академик РАН А. Чубарьян
сделал акцент именно на том, что весь XX век прошел под влиянием революции в
России. В разных странах были изданы книги, посвященные русской революции. Тем
более нужно выяснить те глубинные процессы, которые привели к революции, сказал
известный ученый.
Ректор РГУ А. Безбородов отметил, что «через два-три года
в российской школе экзамен по истории станет обязательным». По его мнению,
нужен новый учебник истории, в котором надо зафиксировать внимание на узловых
моментах, в первую очередь, «научного изучения, как Февраля, так и Октября 1917
года». Далее ректор отметил, что в проблемах революции 1917 г. очень много
политизации. Он уверен, что система исторических противоречий, которая
зарождалась в нашей стране, требует серьезных исследований.
Комитет по международным делам Госдумы РФ также провёл
весьма интересные парламентские слушания на тему: «100-летие революции 1917
года в России». Зампред ГД Пётр Толстой отметил, что в российском обществе
отношение к Октябрьской революции по-прежнему неоднозначно. Кто-то считает это
величайшим достижением человеческой истории, кто-то - величайшей трагедией,
приведшей к красному террору и на долгие десятилетия отбросившей страну с ее
исторического пути. Но очевидно одно: большинство революций в мировой истории
происходило, когда власть слабела и не слышала общество и активизировались
внешние силы, заинтересованные в госперевороте и смене власти.
«Общество должно уметь делать выводы из своей истории.
Это единственный залог поступательного эволюционного развития», - заключил
политик.
НОВЫЕ ВЕСТИ
Владимир
НЕСМЕЯНОВ, "Флаг Родины", Севастополь