Виноградарство по мировым канонам

Виноградарство по мировым канонам
В Севастополе в текущем году собран хороший урожай винограда. Местные сельхозпроизводители убрали 21,7 тысячи тонн — это самый большой объём урожай за последние пять лет. К примеру, в 2015 году сбор винограда составил 13,5 тысяч тонн, сообщает пресс-служба правительства города.
Как уточняется, за последние годы выросла и средняя урожайность в севастопольских агрохозяйствах. Сегодня она составляет 52,62 центнера с гектара, тогда как ещё два года назад равнялась 41,8 центнера. Достигнутая в этом году урожайность далеко не предел.
Севастополь — это колыбель крымского виноделия у нас свои терруары, свои терруарные особенности. Здесь  можно иметь урожайность в два раза выше, и результаты передовых хозяйств, получать более высокие урожаи, имея урожайность более 100 центнеров с гектара с отличных качеством винограда, подтверждают это.

Мировые технологии
За несколько лет талантливый, энергичный и всей душой преданный своему любимому делу — производству вина и винограда, опираясь на свой профессиональный опыт, бывший директор Севастопольского винзавода Алексей Акчурин превратил 80 гектаров земли в районе села Хмельницкого, арендуемые у пайщиков бывшего совхоза «Севастопольский», в образцовое виноградарское хозяйство европейского типа.
В один из осенних дней я приехал к Алексею Акчурину и попросил его рассказать о том, как создавалось его виноградарское хозяйство, которое безусловно можно назвать передовым и образцовым.
«На этих землях виноград никогда не рос, разве что древние греки или византийцы возделывали его тут», — смеется Алексей Акчурин. Совхоз «Севастопольский» использовал эту площадь под выращивание овощей в открытом грунте.
Когда Алексей Акчурин решил организовывать на этой земле виноградник, это было просто заброшенное поле, на котором ничего не выращивали в течение трех последних лет.
Свой рассказ о том, как все начиналось, Алексей Рафикович начал с самых азов виноградной науки: «Самое важное при закладке виноградника — это детальный анализ почв и терруара (совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности), который проводится с целью изучения, а затем дальнейшего определения агротехники выращивания винограда, деталировки всех нюансов возделывания и нивелирования факторов риска. Около года мы готовили почву, делали ее подробные анализы. Анализы почвы проводились сначала в почвоведческой лаборатории Никитского ботанического сада, там когда-то была хорошая лаборатория. Параллельные анализы были сделаны в австрийской фирме «Чида», специалисты которой, кстати, работали и в ООО «Качинский+», окончательные подробные анализы почвы делали во Франции. Анализы почвы отечественных и зарубежных лабораторий по макропоказателям совпали, и это очень порадовало».

Качество вина начинается с саженцев
Изучив предложения многих европейских питомников, Алексей Акчурин отдал предпочтение саженцам, привезенным из Франции (провинция Бургундия), из питомника семьи Гийом, который считается одним из лучших в мире. Эта семейная фирма существует более ста лет и имеет богатейший опыт по селекции сорта Шардане и мускатных лоз винограда для производства элитных игристых и тихих вин.
На виноградной плантации площадью 64 га сорта винограда высажены поровну — 32 га Шардоне и 32 га Муската белого (остальные площади ушли на магистральные и межклеточные дороги).
Специалисты фирмы «Гийом» на первом этапе развития хозяйства постоянно помогали, вели мониторинг-контроль за растениями, анализируя почву и листовой материал лоз. «Оно и понятно, когда ты ставишь клеймо на товар со свой фамилией, это ко многому обязывает. Это международная практика серьезных семейных фирм, имеющих глубокие традиции и дорожащих своим именем»,— отметил Алексей Рафикович.

Новая философия виноградарства
Виноград уже через два года после посадки начал плодоносить, хотя его урожайность контролировали, дабы не перегружать растение.
Вообще, прежде чем решиться на занятие виноградарством, Алексей Акчурин объездил практически все страны мира, которые занимаются виноградарством и виноделием. «Когда-то в СССР была серьезная научная база виноградарства и виноделия. Достаточно назвать институты Магарач, Таирова.
Почему была? Да потому что она сейчас существовала на грани выживания,— сказал Алексей Акчурин. — За последние 20- 30 лет в агротехнологии виноградарства и в виноделии произошли колоссальные изменения. Я бы сказал, что сейчас даже философия виноградарства в мире поменялась. И мне с багажом старых классических пониманий и знаний стало понятно, что я должен посадить не просто виноградник, а виноградник на основе новых знаний и технологий. При закладке виноградника была применена так называемая плановая агротехнология, нацеленная на конкретный результат, т.е. на получение вина с конкретными характеристиками. В философском понимании это звучит так: ты выращиваешь не дерево, не растение, ты выращиваешь бутылку вина с заданными свойствами, конкретными характеристиками. Второй философский момент: нужно максимально учитывать и использовать особенности твоего участка земли, что французы, к примеру, называют терруар.
Главная задача — вырастить здоровое растение с четкой, довольно сильной и сложной иммунной системой. И чем лучше ты это сделаешь, тем растение будет здоровее и тем меньше придется применять химикатов в борьбе с болезнями.
Смысл данного подхода заключается в том, чтобы сохранить в вине как можно больше индивидуальных характеристик, которые определяются составом почв, экспозицией виноградников, сортами винограда и условиями конкретного года урожая, еще раз подчеркиваю — ты выращиваешь бутылку качественного вина, а не так, как было раньше: виноградарь заинтересован в количестве (вале), а винодел затем изворачивается, как из этого вала сделать качественное вино».
Всю агротехнологию мы сегодня используем в плановом порядке, планируем урожайность. Это не фантастика и волшебство. Наука и практика виноградарства сегодня знает все факторы, которые могут навредить растению, и о путях борьбы с ними. Поэтому, используя агротехнические и другие мероприятия, мы следим за тем, чтобы получить оптимальный запланированный урожай — 110-115 ц/га. Хотя наши виноградники могут давать больший урожай. Мы не гонимся за количеством, для нас главное качество, прежде всего мы выращиваем бутылку вина.
Погода — это то, на что мы не можем повлиять, но мы должны нивелировать сложности, внесенные непогодой. Каждый год приносит свои трудности. Тем более, что климат очень меняется. По моим наблюдениям, с 1999 года климатические условия в нашем районе сильно изменились.
С погодой мы справляемся с помощью агротехники, а вот нехватка рабочих рук—это, пожалуй, самая жесткая проблема.

Обеспечивая идеальный порядок
В современных виноградниках царит идеальный порядок. Ряды словно расчесаны под гребенку. Для обеспечения этого порядка Алексей Акчурин приобрел посадочную машину ведущего европейского и мирового производителя — немецкой компании VAGNER.
Тракторы со специальными сенсорами, улавливающими лучи лазеров с краев поля, держатся ровно, строго заданного курса. И рядки будущего виноградника получаются «в струнку», приживаемость саженцев обеспечивается на 98%.
Поскольку «виноградная плантация» уже высажена, каждую весну и осень Алексей Акчурин сдает посадочную машину в аренду виноградарским хозяйствам Крыма, многократно окупив затраты на ее приобретение.
Также в хозяйстве есть косилка, работающая и как измельчитесь лозы, тракторы и другая спецтехника, автоматы для чеканки лозы и дефолиации винограда.
Алексей Акчурин приобрел механизм для межкустовой обработки (самая проблемная операция у всех отечественных виноградарей) французской фирмы «Peleng».
Чтобы исключить потерю виноградника от заморозков, случающихся в зимне-весенний период, Алексей Рафикович планирует приобрести газовые установки. До этого обходились кострами...

Капельное орошение и виноградные опоры
Наиболее оптимальный вариант полива в условиях нашего засушливого климата — капельное орошение. Оно позволяет рационально распределить воду, донести ее непосредственно до корней, равномерно внести удобрения. Особенно актуален вопрос экономии воды для крымских виноградарских хозяйств. В своем хозяйстве Алексей Акчурин также использует капельное орошение. Воду для полива виноградника берут из речки Черной.
Все в виноградарском хозяйстве Акчурина необычно, даже опоры (столбики) для виноградников. Они металлические, а не железобетонные, как до последнего времени было во всех севастопольских хозяйствах.
«Столбики я приобрел во Франции. Они имеют особый вид профиля, специальное покрытие от коррозии, французские специалисты из Эльзаса дают гарантию на свои изделия 50 лет. При покупке металлические виноградные опоры стоят дороже, чем бетонные столбы, но более выгодны в эксплуатации. Проволоку для удержания штамба я приобрел в Германии, хотя она дороже, чем в то время на Украине.
Каждый год по весне виноградарские хозяйства начинают ремонт виноградников с заменой шпалер и опор. За период эксплуатации мы ни копейки не потратили на ремонт виноградника. Не заменили ни одного столба и не меняли проволоку. Это позволило мне со временем сэкономить на эксплуатации виноградников. Для виноградника я намеренно брал все самое лучшее из мировой практики. Теперь я знаю, на чем можно сэкономить, а на чем экономить не надо»,— рассказал Алексей Акчурин. — И хочу этими знаниями делиться со всеми новыми и старыми виноградарями».
Научная деятельность
Сейчас в мире активно развивается производство экологически чистых продуктов. Эта тенденция прослеживается и в вине. Понятие «экологически чистый» ассоциируется с высоким качеством. Кроме того, это предполагает благоприятную окружающую среду для производства продуктов питания. Рост спроса подбадривает виноделов.
«Экологически чистые способы изготовления вина научно доказаны, — говорит Алексей Акчурин. — Экологическое виноделие имеет законные рамки.
Существуют четкие правила, что можно делать, а что нельзя. Есть европейская, американская, азиатско-японская законодательные системы. Своими опытами, которые я провожу на небольшом участке винограда, хочу научно обосновать необходимость принятия в России европейской законодательной системы по экологическому виноделию и виноградарству. В течение нескольких лет я делаю анализы вина, полученного из выращенного на своем участке винограда. Данных вполне достаточно для серьезных выводов. Хотелось передать свои знания ученым и специалистам отрасли, ведь производство экологически чистого вина — вопрос престижа. Немногие страны могут похвастать подобными направлениями в виноделии».

Кадровый голод
Конечно, везде в сельском хозяйстве не хватает сейчас рабочих рук, но здесь у нас в Севастополе эта проблема стоит более остро. Сейчас с вхождением в состав России стало появляться много идей, в частности, развития частного виноградарства. Все это я поддерживаю, но с определенными оговорками. Если мы начинаем обучать специальности виноделов в МГУ — это хорошо. Гораздо сложнее воспитание рабочих кадров, и в виноградарстве, и в виноделии. Мы уже не один год кричим об открытии в Севастополе техникума или средне-специального училища для подготовки виноградарей и виноделов, но пока безрезультатно.
Специалисты нужны, нужен профильный учебный центр, как колледж, где можно получить дополнительное образование. Вот представим, что будет у нас 200 хозяйств. Поверьте, хватит 20 специалистов, чтобы это все поднять. А рабочих, где взять? Один рабочий может обработать до двух гектаров в год. Если у тебя 20 га, нужно 10 рабочих. А если 4 тысячи гектар, кто все это будет делать?! Нет подготовленных специалистов рабочих профессий. Вот куда надо направить все внимание. Нужно обслуживать трактора, — нужны трактористы. Поверьте моему личному опыту, их сегодня нет! Много работ механизированных. Кто обслужит эти механизмы? А ведь сегодня трактористы-механизаторы получают очень приличные зарплаты. Но они должны не только крутить баранку. Они должны уметь ухаживать за техникой и устранять мелкие поломки, знать основы агрономии. Без этих специалистов ничего не получится. Последние модели тракторов так напичканы электроникой, что, например, я их не покупаю. Я ищу «бэушные», потому что сложную электронику негде починить. Профильных специалистов явный дефицит. А почему их нет? Да потому, что обстановка в селах нашего южного региона сложная. Люди рассказывают, как им трудно жить, но работать не идут. Может, надо повернуться к нашим школам и посмотреть по-другому на то, к чему здесь готовят детей. Может, надо найти дополнительные возможности, чтобы ребенок вышел подготовленным к рабочей профессии, востребованной в селе. Вот вопросы, которые надо решать, если мы хотим говорить о подъеме экономики, о расцвете села. Если это будет решаться, будут и виноградники, и виноделие, и процветание. Конечно, в одночасье всего не исправить, но надо хотя бы начать, сделать хоть один шаг. Нужен планомерный, систематический подход!

Виноградари рассчитывают на поддержку государства
Виноградарство в Крыму прошло через тысячелетия, и без него наш край трудно представить. Оно практически всегда обеспечивало благополучие человеку благодаря благоприятным природным условиям полуострова и наличию подготовленных виноградарей, которые знали и понимали секрет лозы. Эти знания накапливались и передавались новым поколениям.
Отечественные виноградари и виноделы рассчитывают сегодня на реальную поддержку государства, а все громогласные обещания уже просто набили им оскомину. Речь идет не только о дополнительном финансировании, ведь можно найти множество иных вариантов помощи отрасли. Это и лояльная политика в отношении налогообложения, и специальные условия кредитования с минимальными, как это принято в Европе, процентными ставками, и целевая поддержка фермерских хозяйств и малых предприятий, и привлечение инвестиций, и т.д. Государство в состоянии разработать механизмы банковского (или государственного) долгосрочного кредитования под льготные проценты для виноградарей и садоводов.
Более 15 лет виноделы и виноградари России ждут основной закон, который бы регламентировал их деятельность, где четко прописывались бы шаги властей по поддержке отечественных производителей, правила, а также классификация готового вина.
Во всех странах, где занимаются выращиванием винограда и производят вино, эти две отрасли экономики имеют отдельные законодательные нормативные базы, а иногда и относятся к разным сферам экономики. Виноделы практически во всех странах получают помощь от государства в виде компенсации по затратам на производство и выращивание. Это связано в первую очередь с тем, что окупаемость этой отрасли в среднем составляет около 5 лет. Она также находится в сильной зависимости от погодных условий. Как считают специалисты, современным российским виноделам и виноградарям необходима поддержка, прописанная не только в новом законе, но и через специально разработанную программу развития отрасли.
16 октября на заседании рабочей группы в Госдуме парламентарии пообещали принять новую версию законопроекта до конца года.
Для Крымского курортного региона развитие виноградарства и виноделия не просто необходимо, а выгодно и престижно. Речь идет не только о свежем винограде, но и продуктах его переработки, и прежде всего о вине. Ведь среди всех прочих предметов гордости нашего полуострова виноградники и вина занимают достойное место в первых рядах. Создание федеральной целевой программы развития виноградарства и виноделия юга России поможет комплексно решить проблемы отрасли.
Задача обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации требует полного замещения импортного виноматериала продукцией отечественных виноделов.
Бесценный опыт, полученный севастопольцем Алексеем Акчуриным, послужит развитию современного виноградарства в Крыму, внеся свою лепту в дело, начатое в Крыму князем Голицыным, графом Воронцовым, профессорами Охременко, Сербуленко, Гаске и многими другими.
Николай БУТКИН, фото автора
 
НОВЫЕ ВЕСТИ
Виноградарство по мировым канонамВиноградарство по мировым канонамВиноградарство по мировым канонамВиноградарство по мировым канонамВиноградарство по мировым канонам