СМИ: понижение тарифных ставок “Транснефти” повлечет за собой заморозку инфраструктурных нацпроектов

СМИ: понижение тарифных ставок “Транснефти” повлечет за собой заморозку инфраструктурных нацпроектов

В начале мая Игорь Сечин, главный исполнительный директор компании "Роснефть”, озвучил свои предложения, касающиеся новых тарифных условий для нефтегазового сектора. Позднее в сети появилось исследование от Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в котором эксперты представили пять аргументов, оправдывающих снижение тарифов "Транснефти". В конце июня "Транснефть" опубликовала материалы, обосновывающие нецелесообразность снижения цен на транспортировку нефти. Такой же позиции придерживаются и эксперты информационного агентства "Росбалт", которые подробно рассмотрелиприведённые ИНП РАН и привели опровержения к ним.

Аргументация специалистов ИНП РАН, как утверждает "Росбалт", частично игнорирует ряд обстоятельств: к примеру, аналитики предпочли ограничиться завершением инвестпроектов "Транснефти", хотя это совершенно не означает сокращение затрат — напротив, проинвестировав в "будущее", компания обращается к "прошлому" и планирует модернизацию существующих мощностей до 2024 года. Также эксперты подчеркивают якобы низкую зависимость транзитной компании от цен на нефть и ценовой конъюнктуры в целом, поскольку компания является не прямым нефтедобытчиком, а лишь предоставляет сервисные услуги. Тем не менее, независимость от биржевых цен весьма смутная: безусловно, это удобный аргумент при падении цен на нефть, но при этом об отсутствии сверхприбылей во время ценового пика умалчивается. "Росбалт” приводит показатели компаний за 2016 - 2019 годы, на котором хорошо видно, как именно выглядит чистая прибыль компаний сектора.

СМИ: понижение тарифных ставок “Транснефти” повлечет за собой заморозку инфраструктурных нацпроектов

Между тем, как ранее писали СМИ, снижение тарифов на транзит далеко не единственная мера поддержки: также было предложено отложить налоги для геологоразведывательных изысканий и обеспечить нефтяникам доступное кредитование, поэтому рассчитывать только на снижение транзитных ставок всё же не стоит — это лишь часть потенциальных вспомогательных мер. К тому же, не основная для отрасли — эксперты рынка отмечают, что в сложившейся ситуации наиболее приоритетно повышение потребления углеводородов, доход от продажи которых покроет часть операционных издержек — в том числе, затраты на транзит. Как пишет "Росбалт", вице-президент "Транснефти" Максим Гришин подчеркнул, что существующая политика независимых от котировок тарифов позволяет закладывать транспортные издержки в долгосрочной перспективе, а вариант включения зависимой переменной негативно отражается на возможностях финансового планирования для нефтедобытчиков, тем более что уже в ближайшее время ожидается возврат цен к докризисному периоду.

Эксперт "Росбалта" замечает и другую неочевидную, но интересную деталь: при условии снижения транзитных тарифов и возврата цен на нефть к прежней стоимости компании-нефтедобытчики рассчитывают на повышение прибыли, что послужит источником для выплаты дивидендов акционерам, ведь основные игроки нефтяного сектора более чем наполовину принадлежат частным лицам. В то же время, согласно предлагаемым правилам, преимущественно государственная "Транснефть" будет вынуждена сократить поступления в госбюджет и покрывать свои затраты при помощи кредитования, что в итоге может негативно отразиться на масштабных планах модернизации инфраструктуры — в этом нуждается около 50% трубопроводов. По этой причине аналитик издания делает вывод о том, что в сложившейся ситуации разумнее поддержать "Транснефть" даже, возможно, повышением тарифов: по его мнению, это позволит быстрее восстановить рыночный баланс и повысить поступления в бюджет.