Есть все основания считать, что российские корабельные заводы не справляются с объемом заказов по строительству новых судов, и это грозит кризисом всей рыбной отрасли. Как напоминает«Комсомольская правда», 30 марта строящийся на верфи «Пелла» в Ленинградской области морозильный траулер «Скорпион» завалился на бок, что привело к гибели двух человек. Строительство корабля по заказу мурманской ГК «ФЭСТ» велось по госпрограмме выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы.
При этом трагедия со «Скорпионом» лишь верхушка айсберга. Отечественные судостроительные компании набрали заказов по строительству траулеров на 172 миллиарда рублей, но не могут с ними справиться. У них нет ни мощностей, ни опыта создания рыболовецких судов.
«Программу запустили в 2017 году, и за это время заказчики получили только 5 траулеров (всего по программе должно быть построено 53). Прямо сейчас в цехах идет работа над 26 судами, и корабелы катастрофически не укладываются в сроки. Как сообщил на прошлогодней встрече (ред.- состоялась 19 октября 2020 года) с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков, отставание — от 6 месяцев до двух лет», - сообщает «Комсомольская правда».
При этом рыбопромышленные компании исправно и в срок перечисляют деньги на постройку траулеров. Однако эти средства тут же уходят на латание финансовых дыр корабелов, у которых не остается денег ни на нужных сотрудников, ни на поставки необходимых материалов.
Не будем забывать, что любое судно стареет, и со временем их необходимо будет ремонтировать. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре поделилась данными, что в стране всего 30 судоремонтных предприятия, которые способны обеспечить не более 15% потребностей отрасли. Причем, около 80% заводов устарели физически и морально. Получается, построить, а там и «трава не расти»?
Ситуация заставляет задуматься: стоит ли выделять под строительство супер траулеров новые квоты, если судостроители не справляются даже с существующими заказами? В настоящее время идет активное обсуждение нового этапа программы инвестиционных квот. Многие эксперты считают, что куда выгоднее вкладывать средства в строительство новых заводов на берегу. Под них государство также выделяет квоты, и в отличие от траулеров, береговые заводы сдаются точно в срок. Из 25 предусмотренных программой заводов уже сданы 22 предприятия.
Tweet | ||