Константин Затулин: Я не знаю, кого люблю больше - жену, дочь или Черноморский флот

Константин Затулин: Я не знаю, кого люблю больше - жену, дочь или Черноморский флот
 13 мая 2023 года исполнилось 240 лет со дня основания Черноморского флота России. Считаю, что ЧФ сыграл особенную роль в жизни нашей страны. При том, что Северный и Тихоокеанский флоты являются одним из углов нашей ядерной триады, силой сдерживания, Черноморский флот,- и современные события это подтверждают,- играет совершенно уникальную роль в истории России, как бы она не называлась. Потому что, как бы он не был замкнут в акватории Черного моря, он продолжает оставаться в гуще важнейших событий. Именно там, на юге, сегодня решается судьба не только Украины, но по большому счету - судьба России. И в этом роль Черноморского флота огромна. И любовь к ЧФ всегда была особенной – и в память о его подвигах, в память о героических Первой и Второй оборонах Севастополя. В память о Третьей обороне, которая была в современной истории флота – когда флот отказался от переприсяги Украине в 1992 году, в чем огромную роль сыграл его командующий адмирал Касатонов и Военный Совет флота.
 
Я не знаю, кого люблю больше – жену, дочь или Черноморский флот. Я знал и был дружен со всеми командующими ЧФ, кроме ныне действующего,- пока не успели познакомиться. И особенно стремился помочь флоту, когда он вдруг оказался за рубежом, после распада СССР в 1991 году. Когда Ющенко был при власти и стал отсчитывать срок, часы и дни до вывода нашего русского флота из русского Севастополя, мы в 2005 году учредили в Севастополе филиал своего Института стран СНГ, который существует по сей день и возглавляется флотскими офицерами. Первым главой его был адмирал Владимир Соловьев. Выдумали ветеранский теннисный турнир «Большая бескозырка» с девизом «Затем, чтобы вдали от крымской земли О ней мы забыть не смогли», чтобы, используя мягкую спортивную силу, не дать в Крыму забыть о России, а в России – о Крыме и Севастополе.
 
На рубеже веков мы боролись против признания Крыма и Севастополя отрезанным от России ломтем, вместе с Лужковым вернули в строй флагманский крейсер «Слава», переименовав его в «Москву». В то время, когда российское государство отвернулось от ЧФ и занималось дележом Черноморского флота с Украиной. Сам Ельцин на первых порах – если бы не общественное мнение – был готов к тому, чтобы избавиться от флотской обузы, считал, что мы построим корабли в своих гаванях, не понимая значение Севастополя как главной базы ЧФ.
 
Да, результативность действий ЧФ не всегда соответствовала его потенциалу и возможностям. И в Великую Отечественную, и сейчас. Не матросы были виноваты – командование, не соответствовавшее вызову происходящего. Перед началом СВО на Украине централизованное руководство ВМФ России было разрушено, флоты были переданы в подчинение сухопутным военным округам. Потребовалась гибель крейсера «Москва» и другие события, чтобы сначала Северный флот был выведен в самостоятельный округ, а затем в последние недели принято решение о переподчинении флотов Главкому ВМФ и Главному Морскому штабу в Санкт-Петербурге. Это шаги в правильном направлении. Важно восстановить способность планировать и осуществлять флотские операции во взаимодействии с другими родами войск, но имея самостоятельность.


Флот это дорогая вещь. Еще Петр Первый говорил «кто армию имеет, тот одну руку имеет. Кто имеет флот – имеет две руки». Даже после Цусимы у нас по деревням собирали деньги для того, чтобы строить дредноуты. И нам сегодня нужно как можно быстрее закрыть рану, связанную с потерей флагманского крейсера Черноморского флота «Москва», придать действиям флота большую самостоятельность и большее значение.
 
Нужна новая военно-морская доктрина которая была бы подготовлена людьми, которые знают флот и понимают его роль в стратегии. Недопустимо, когда флот рассматривают как придаток сухопутных сил, когда парад в день флота принимает армейский генерал, каким бы звездным он не был. В сталинские времена, когда приказы исполнялись неукоснительно, существовали одномоментно Наркомат обороны и Наркомат ВМФ. Почему? Потому что «не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань»: в рамках одного ведомства всегда интересы армии в нашей стране будут подавлять интересы флота. А такого не должно быть. И сумма многих малотоннажных кораблей никак не компенсируют отказ от авианосцев и крейсеров, способных демонстрировать флаг России вдали от ее берегов.

Полное интервью Константина Затулина крымскому корреспонденту РИА Новости

Пресс-служба депутата
Государственной Думы
Российской Федерации
Константина Затулина