Уважаемые дамы и господа!
Уважаемый господин Президент Перес!
Дорогие друзья!
Я рад всех Вас приветствовать на украинской земле.
Ялтинская встреча уже в восьмой раз собирает ведущих экспертов и политиков, представителей бизнеса и науки. Тех, чьи идеи и решения имеют значительное влияние на нашу жизнь. Глобальный кризис поставил перед нами целый ряд серьезных вызовов, ответ на которые можно дать лишь совместно.
Первый – способна ли современная рыночная экономика, основывающаяся на либеральных свободах, выдержать кризис? В частности, это касается и экономики таких мощных мировых центров, как Евросоюз и США, и молодых рыночных экономик стран, которые только завершают процесс постсоциалистической трансформации. Не возникнет ли снова, как это уже было в первой половине XX столетия, пагубное желание к новым социальным экспериментам над народами и государствами?
Второй – как эффективно и прозрачно будут сотрудничать новые институции, обеспечивающие наднациональную координацию? В частности, подтвердят ли свою эффективность «Большая двадцатка», национальные органы управления региональных объединений, например, ЕС, АСЕАН, ЕврАзЭС, другие? И главное – как мы объединим в этом процессе национальные демократические процедуры с наднациональным уровнем решений, которые непосредственно затрагивают суверенитет наших стран?
Третий – нужен новый, более эффективный механизм международного сотрудничества, что гарантирует безопасность развития каждой страны – от Востока до Запада. Не секрет, что в последнее время заострилась ситуация вокруг международных режимов безопасности, обеспечивающих стратегическую стабильность на протяжении десятилетий. Необходимо укреплять влияние международных институций безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ. Очевидно и то, что времена решения вопросов безопасности на основе блоков и отдельных региональных альянсов понемногу уходят в прошлое. Мы живем в постблоковом мире и должны найти новые формулы обустройства его безопасного развития. Именно по этим причинам объективно возрастает важность глобальных механизмов согласования позиций разных стран мира и выработка совместных подходов к решению проблем современности. Необходимо оптимизировать систему консультаций и договоренностей на международном уровне. Ведущее место в порядке дня таких встреч должны занять как указанные вопросы укрепления международной безопасности, так и глобальные финансово-экономические и сырьево-энергетические вопросы.
Четвертый. Кризис продемонстрировал высокую динамику выравнивания развития стран и целых регионов мира. По выводам многих экспертов, эпоха единоличного экономического, технологического и культурного доминирования Запада завершается. В то же время это усиливает глобальную конкуренцию, в том числе – с применением политики «сдерживания развития». Ресурсные войны, ограничение в доступе к инвестиционным центрам и передовым технологиям, политический лоббизм сугубо торговых интересов – все это существенно влияет на проведение успешных национальных политик стран, которые в условиях кризиса стремятся провести реформы и модернизировать свое общество. Украина – именно в числе тех стран, которые проявили сегодня намерение выйти из кризиса обновленными и сильными. Поддержат ли эти усилия наши партнеры, как говорится, не на словах, а на деле? Согласятся ли Запад и Восток с фактом появления сильного игрока в центре Евро-Азиатского континента? Рассчитываю на откровенность и в обсуждении этого непростого вопроса.
Кардинальные изменения в балансе ведущих центров влияния на международной арене требуют действительно переосмысления перспектив развития Украины и поиска ею своего места в мировом сообществе. Поэтому нам нужен постоянный и серьезный диалог о нашем общем будущем. В современных условиях Украина позиционирует себя как демократическое европейское государство, у которого соответствующие интересы и возможности и которое стремится занять достойное место в мире. У нас есть все условия, чтобы стать региональным центром Восточной Европы, и мы стремимся к этому. Но эта цель будет достигнута лишь в случае успешного проведения модернизации страны и углубленного сотрудничества с нашими стратегическими партнерами. И это движение в будущее должно быть встречным.
Я надеюсь, что на нашем мероприятии мы услышим новые, интересные и полезные идеи, которые позволят нам по-новому посмотреть на развитие политических и экономических процессов, лучше осознать ситуацию в стране и регионе и перспективы нашего развития.
Желаю всем участникам плодотворной работы и всяческих успехов!
Благодарю за внимание.
Президент Украины также ответил на вопросы участников Конференции.
- Господин Президент, вы говорили об Украине как о стране, которая стоит перед большими вызовами и видит себя как современная демократическая европейская держава. Мы вчера слышали от господина Фюле, что Украина стоит на перекрестке и должна выбрать где быть - входить ли в зону свободной торговли с Европейским Союзом, или входить в Таможенный союз. Как вы видите этот выбор для Украины?- Господин Фюле как никто сегодня может дать оценку реформам в Украине и тому продвижению, которое выбрала Украина как стратегическое в виде закона об основах внутренней и внешней политики прошлого года. Это Закон Украины, который определяет евроинтеграцию и внешний вектор.
Принцип национального прагматизма заложен в основу наших стремлений, поэтому сейчас на повестке дня для Украины стоит вопрос подписания соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС, соглашения об ассоциации и продолжение выполнения Плана действий по безвизовому режиму, который мы получили в этом году.
Сегодня не стоит вопрос вступления Украины в Таможенный союз. Я об этом неоднократно высказывал свою точку зрения и еще раз хочу повторить: мы определились, у нас есть закон и есть Конституция, которые мы соблюдаем и будем неукоснительно их выполнять.
- Я уже седьмой раз приезжаю в Ялту. Я был 20 раз в Вашей стране. Должен вам сказать как вице-президент ЕНП - я никогда не приезжал сюда с таким разбитым сердцем, как сегодня. У нас в Евросоюзе ощущение, что Украина уже отклоняется от того пути, которым, как мы думали, Вы будете следовать. Конечно, мы мечтаем о более тесной интеграции Украины с ЕС. В случае с моим другом Юлией Тимошенко у на есть ощущение, что чрезвычайная политическая мотивация не только в ее случае, но и в случае других бывших членов правительства. Я хотел бы попросить Вас это прокомментировать.- Этот вопрос для нас также очень болезненный, и мы разделяем с вами эту боль. Более того, хочу сказать, что мы довольны, что это вас тоже волнует, как вы говорите, не меньше, чем нас. Мы ценим те советы, которые нам дают, в том числе и в этом вопросе.
В этом вопросе есть много составляющих, и история, которая сегодня развернулась - это история не сегодняшнего дня. Это история 2009 года, это история подписания контракта с субъектами хозяйствования, которые не имели на это права. То есть они превысили свои полномочия или нарушили международные договоры. И этому оценку дал Президент Ющенко, подписав Указ согласно решению СНБО еще в 2009 году. Поэтому эта история идет с 2009 года, когда правоохранительные органы получили решение СНБО и начали его выполнять. То есть исследовать, что же произошло. Почему были нарушены национальные интересы Украины и нарушены международные договоры. А продолжение этой истории, безусловно, после того, как правоохранительные органы в рамках действующего законодательства Украины исследовали эту ситуацию, они ее передали в суд - так, как и в Европе, как в любой стране суд рассматривает это дело и выносит свой вердикт.
Есть вопросы и законодательства, которое существует в Украине. Оно также нуждается в модернизации, над чем мы работаем сегодня. И практически год назад мы начали работать над УПК, который сейчас находится на экспертизе в Венецианской комиссии, и эта работа предполагает доведение украинского законодательства до европейских стандартов, уравновешивание сторон обвинения и защиты. И я надеюсь, что уже в этом году мы получим этот закон вместе с заключениями и мы его будем принимать.
Это то, что сегодня делает Украина в направлении реформ, которые, безусловно, ведут к значительному улучшению в том числе демократических стандартов. Потому что УПК, по которому сегодня живет Украина, он 1962 года, хотя он модернизировался все годы, но мы считаем, что это, безусловно, нонсенс.
К сожалению, за 20 лет украинские политики не смогли этого сделать. И такая судьба сегодня у нас, что мы должны делать это быстро, как можно скорее и, безусловно, - что очень важно - качественно, с учетом таких мнений, как и ваше. Я благодарен вам за этот вопрос.
- В этом году вы начали пенсионную реформу. И большая проблема, которая остается, это проблема, существующая и в Евросоюзе, - газовая реформа. Вы реорганизуете, уменьшаете потребление газа в Украине. Но все же Украина настаивает на субсидировании для населения импортного российского газа. Это волнует и МВФ. Чтобы Вы хотели сказать по этому вопросу?- Украина из года в год применяет различные энергосберегающие технологии, реформирует свой энергетический сектор. И та программа, которую мы уже начали осуществлять, предусматривает сокращение потребления импортного газа примерно на 5 млрд кубометров ежегодно. Сегодня мы потребляем около 33 млрд кубометров импортного газа, еще недавно - здесь присутствует Президент Кучма, мы с ним работали над этими же вопросами, - импорт газа в Украину был на уровне около 50 млрд кубометров, даже чуть больше. Сегодня уже 33 млрд. На следующий год мы подали заявку в российский «Газпром» - 27 млрд.
Одновременно мы увеличиваем объемы добычи собственного газа. На сегодня он добывается на уровне 21 млрд. Кстати, хочу сказать, что на жилищно-коммунальные нужды используется газ собственной добычи с высоким уровнем рентабельности. То есть добыча собственного газа в Украине не убыточная.
Речь идет в целом о приближении цены потребления газа к европейским ценам. Мы это будем делать, но со временем. Сначала нам надо немного на шаг пойти вперед по приближению социальных стандартов к Европе, то есть обеспечение пенсий, социальных выплат и зарплат. И постепенно будет увеличиваться и эта цена.
Диалог, который мы сейчас ведем с МВФ, подтверждает, что сегодня очень принципиальным вопросом и для Фонда, и для Украины является вопрос убыточности в целом НАК «Нафтогаз Украины». И в этом направлении мы сейчас ведем диалог с участием мировых консалтинговых компаний. И я вам очень благодарен, господин Аслунд, что в том числе и вы как эксперт очень часто в этом участвуете.
Сегодня действительно мы подписали Энергетическую хартию с ЕС, которая предусматривает реструктуризацию НАК и разделение этой тяжелой организации на ряд самостоятельных предприятий, которые надо акционировать, регистрировать на IPO, находить инвестиционные ресурсы, модернизировать и снять ту расходную часть, которая сегодня в целом отягощает НАК.
Мы сейчас работаем с кредиторами, с которыми хотим найти понимание и найти модель, которая бы удовлетворяла и Украину, и наших кредиторов, к которым мы также относимся с уважением. И мы обязательно выполним все наши обязательства.
Поэтому этот вопрос для нас очень болезненный, очень принципиальный, и он лежит в плоскости национальной энергетической безопасности Украины.
- Путин всех напугал, кажется, позавчера сказав, что начался газовый поток через Nord Stream, который будет обходить Украину. Говорят и о строительстве Южного потока, который тоже будет обходить Украину. То есть ваша транзитная роль под вопросом. Единственный выход, как Вы уже сказали, - создавать международный консорциум с участием иностранных компаний. В этой связи будет сближение с ЕС и увеличение западных инвестиций в эту структуру?- Как говорил один мой очень близкий друг, снаряды рвутся все ближе.
Действительно, мы находимся в такой ситуации, в которой мы должны всегда принимать своевременные решения. И еще в 2004 году правительство Украины, которое я тогда возглавлял, вместе с Президентом Украины господином Кучмой принимало решение о создании международного консорциума. К сожалению, это решение не было выполнено в связи с тем, что сменилась тогда власть.
Но этот вопрос остается и сегодня актуальным. И мы нашим партнерам в Европе и в России предлагаем гибкий подход к модернизации украинской ГТС без строительства Южного потока.
Условно говоря, Южный поток должен пойти по югу Украины, по суше - и такая возможность есть. Этот проект гораздо дешевле, чем тот, который предлагается Южным потоком, общая стоимость которого сейчас экспертами оценивается около 25 млрд евро. А то, что мы предлагаем, будет в 5 раз дешевле.
Поэтому это дискуссия, которая еще впереди. И я убежден, что тот диалог, который сейчас идет между Украиной и Россией на уровне хозяйствующих субъектов - НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпром» - это абсолютно природное явление, и у нас это не вызывает таких лишних эмоций.
Мы были, есть, остаемся и будем стратегическими партнерами с Россией. У нас повестка дня гораздо шире, и мы будем над ней совместно работать. Поэтому никаких сенсаций здесь не надо ждать, и там горячие головы на эмоциях разные прогнозы делают - мы к этому относимся очень спокойно. Мы, как говорится, всегда держим руку на пульсе, но у нас есть наши национальные интересы, мы их всегда будем отстаивать. Мы за то, чтобы строить с нашими партнерами отношения на равных, и чтобы интересы двух сторон всегда были учтены. Такой подход.
Поэтому мы будем продолжать, и я убежден, что решение будет найдено.Актуальность модернизации украинской ГТС на сегодня остается, и мы сегодня этот вопрос не снимаем - наоборот мы привлекаем к нему внимание, он очень актуальный и найдет свое скорое решение.
Убежден, что мы объединим здесь интерес потребителя - Европы, безусловно, России, которая является стратегическим поставщиком энергоносителей в Европу, но и транзитер - Украина - также заинтересована в том, чтобы найти свое достойное место в этом вопросе.
Мы готовы предложить очень цивилизованный подход, взаимовыгодный, у которого будет большая перспектива.
- Господин Президент! С углублением мирового экономического кризиса конкуренция за инвестиции растет. Что касается репутации Украины, то ее инвестиционная среда менее благоприятна. Что Вы предлагаете для того, чтобы улучшить позиции Украины в этой сфере, чтобы Украина стала лучшим местом для инвестиций?- Это очень важный вопрос, над которым мы упорно работаем. И сегодня наши усилия оценило рейтинговое агентство Fitch - мы имеем улучшение инвестиционного рейтинга Украины со стабильного на позитивный. Но мы смотрим, как дальше двигаться вперед.
Поэтому целый ряд мер, которые мы сегодня проводим, чтобы создать привлекательную инвестиционную среду, направлен на то, чтобы бизнес, работающий в Украине, чувствовал себя уверенно.
Сегодня идет реформа регуляторной политики, дерегуляция многих направлений, которые мешают бизнесу работать в Украине, создают высокий уровень коррупции. Это тот вопрос, над которым мы сегодня работаем.
Мы приняли антикоррупционное законодательство, которое начало работать с июля этого года. Мы работаем в направлении совершенствования системы предоставления административных услуг.
Это админреформа, которая также направлена на улучшение инвестиционного климата. Принят Налоговый кодекс, который дает четкие ориентиры государственной политики на ближайшее будущее. То есть либерализация налоговой политики, постепенное снижение НДС, налога на прибыль - намечены по годам, и мы эти задачи выполняем и будем придерживаться тех законов, которые сегодня уже начали работать. И кстати, это те законы, которые не принимались в Украине 20 лет, а сегодня они уже работают - Бюджетный, Налоговый кодексы.
Поэтому реформирование государства - это та политика, которая сегодня осуществляется властью стабильно, скоординированными действиями всех ветвей власти. До конца этого года реформами в Украине будет охвачено 21 направление жизнедеятельности государства. Это, безусловно, прежде всего, последовательный порядок, и, безусловно, он рассчитан по времени так, чтобы реформы друг друга дополняли и позитивно влияли на экономическое развитие страны, экономическую и финансовую стабильность, что фактически сегодня в стране и происходит.
Мы второй год увеличиваем объемы ВВП. В прошлом году 4,2%, в этом году на уровне 5%. Растет уровень производства - около 9%. В сельском хозяйстве также на 9%, мы на 11 млн тонн в этом году собрали больше зерна, чем в прошлом. В строительстве 14%.
Поэтому у нас есть определенный оптимизм, хотя мы хорошо понимаем, что в любом случае нам нельзя останавливаться. Только завершенность реформ дает положительный результат. Любое реформирование «кусочками» нивелирует все усилия. И мы хорошо знаем, что в прошедший период времени в государстве был очень противоречивый и несистемный подход к реформированию и развитию страны. Он привел к тому, что Украина в 2009 году, как ни одно государство в мире, получила падение экономики около 15%. И это тот урок, который мы извлекли из этой истории.
Поэтому мы сейчас хорошо понимаем, что мировой кризис еще далек до завершения. Мы сегодня делаем все, чтобы подготовиться и достойно его встретить. Мы делаем все, чтобы уменьшить на Украину внешнее, мировое влияние. Чтобы защитить сегодня ту динамику роста экономики, которая сегодня в Украине есть. И слава Богу, нам это удается делать.
http://www.president.gov.ua/ru/news/21215.html