Слишком прямые инвестиции: китайский гамбит

Слишком прямые инвестиции: китайский гамбит
Новый виток драматичных отношений Украины и России, на этот раз в виде торговой войны из-за украинских планов в ноябре создать зону свободной торговли с ЕС, пока привел только к потерям с обеих сторон. Москва давлением на украинцев добилась более спокойного отношения Брюсселя к делу Тимошенко, а Киев потерял хороший сегмент российского рынка. Остается понять, кто же выиграл.

В современной экономике выражение «ищите, кому это выгодно» все чаще можно перефразировать как «ищите, как это выгодно Китаю». А Китаю в нынешнем мире как банку, уже, похоже, выгодно все, что бы не происходило, в том числе долговой кризис еврозоны, «арабская весна», санкции против Ирана, стагнация диалога Россия – ЕС, украинская энергонедостаточность и даже изоляция Белоруссии. Принцип «ни в чем не участвовать, но во всем находить свою выгоду» позволят китайцам успешно изменять мир, не изменяя выражения лица.

Африканские углеводороды, иранская нефть и даже будущий средиземноморский газ уже прописаны в Китае, туда же метит «Роснефть». Белорусский внешний долг уже несколько лет записывается иероглифами, а национальное автомобилестроение переходит на китайские SUV-EX7, Geely SC7, SC5 и LC-Cross. Страны Центральной и Восточной Европы спасаются от финансовых проблем китайскими долларами и даже туристическим освоением «новой Европы» занимается китайский Рокфеллер Ван Цзянлин, планирующий построить целый город в Болгарии.

Для украинских бизнесменов и политиков китайский чай и вовсе может скоро стать главным гостем на банкете. У страны в конце года намечен пик выплат по внешнему долгу. МВФ, ЕЦБ и Всемирный банк не спешат раскошелиться даже ввиду будущей ассоциации Киева с ЕС, российские деньги выдаются только конверте с маркой Таможенного союза, а остальные друзья-кредиторы (Польша, Швеция) дали бы, да не имеют. Вот и остается Китай, который и в деньгах не стеснен, да и политикой украинской не интересуется.

По мнению Российско-китайского центра развития торговли (РКЦ), именно Украина в ближайшие несколько лет станет хрестоматией будущего китайского бизнеса на всем пространстве СНГ (сейчас проекты – кольцевая дорога вокруг Киева, фабрики стройматериалов, собственные крупные торговые центры). Пока главный коммерческий тренд Пекина – это прямой выход на рынки с помощниками, но без посредников. Второй момент – интерес к крупным проектам. Третий, обусловленный китайской политической системой, - приоритетность общения с государством.

В понимании китайских партнеров, до сих пор самые лучшие условия – это условия на переговорах с главами регионов, городов, руководителями госкомпаний и около государственных структур. Отсюда и инструментарий: делегации обязательно широкие, с участием представителей посольства, министерств и даже военных. В такой ситуации даже крупной частной компании, чтобы получить преференции от китайской стороны, нужно выступить, например, при поддержке министерства, губернатора или института развития. По практике РКЦ, в подобных случаях встречные шаги китайцев могут иметь беспрецедентный характер. Накопленные Китаем огромные ресурсы, особенно финансовые, и поддержка государства дают возможность предприятиям некоторых отраслей КНР заключать чрезвычайно интересные для компаний РФ контракты.

Однако такие «игры» ведутся уже по серьезным правилам. Бизнесмены из КНР давно и успешно овладели навыками западных коллег и активно используют свои возможности в РФ для проверки платежеспособности российских компаний, надежности поручителей и реальной капитализации эмитентов банковских гарантий. Практика «максимального отжима» по цене все чаще годится лишь для слабых фабрик и гаражей и оборачивается в конечном итоге головной болью. Наоборот, конкуренты могут получить лучшее качество, четкое выполнение сроков и гораздо более выгодные условия, договорившись с крупным китайским заводом, предоставляющим преференции.

Подобное «оцивилизовывание» китайской торговли в СНГ, в том числе на Украине и в РФ, вполне закономерно. Крупные компании КНР, длительное время работая с компаниями из США и Европы, где меньшая норма прибыли, все чаще внедряют востребованные западными партнерами схемы лояльности для выживания на переполненных рынках Запада. Аналогичная практика теперь переносится и в Россию. Таким тенденциям активно способствует китайское государство, которое понимает, что Китаю предстоит проделать большую работу, чтобы выйти в сегменты более высокого качества, где конкуренция уже с «акулами» в виде, например, немецкого автопрома или голландской химической промышленности. В противном случае, как признают в Пекине, двузначный рост будет фиксировать не изменение ВВП, а увеличение госдолга, в том числе внутреннего. А, как известно, китайские внутренние проблемы до сих пор остаются его главным внешним врагом.



Российско-китайский центр развития торговли
www.rccrt.ru