Израильский институт национального страхования «Битуах Леуми» на днях принял важное прецедентное решение, впервые признав рак легких профессиональным заболеванием у рабочего-уборщика, никогда не имевшего дела с асбестом, сообщает агентство NRG-Maariv.
Такого решения добился 60-летний житель Крайот, тридцать лет проработавший на очистке различных поверхностей с помощью пескоструйной машины. Три года назад у него нашли рак легких, и «Битуах Леуми» поначалу отказался признать заболевание следствием профессиональной вредности.
Стоит отметить, что до сих пор все случаи профессиональных заболеваний раком легких связывались с влиянием асбестовой пыли. В США практика взысканий компенсаций с работодателей даже была поставлена на поток. Сотни похожих дел объединялись в одно и рассматривались судьями без каких бы то ни было разбирательств. С помощью откровенно сфабрикованных исков юридические компании и абсолютно здоровые недобросовестные граждане страны получали серьезные денежные компенсации за вред, якобы нанесенный воздействием асбеста.
Попытки нажиться на асбестовых исках нередко заканчивались скандалами. Так, например, в 2005 году в суде города Корпус Кристи, штат Техас, судья обвинила адвокатские конторы в мошенничестве. В общей сумме было выявлено более 20 тыс. сфабрикованных исков. Основанием для разбирательств стало заявление одного из врачей, открыто признавшегося в том, что он включал в каждую историю болезни параграф, продиктованный юристами. Похожая история имела место и в 2010 году. Торговая палата США сделала официальное заявление о том ущербе, который наносят экономике страны «лжеасбестовые» иски. В качестве примера был приведен эпизод, когда один и тот же рентгеновский снимок был использован в более чем 50 тыс.(!!!) исков.
Суть проблемы заключается в том, что в середине XX века на территории Европы и США широко и бесконтрольно использовался амфиболовый асбест – материал, официально признанный канцерогенным и сегодня запрещенный во всем мире. Повсеместное использование амфиболового асбеста и отсутствие адекватных норм безопасности на производствах вызвали рост профессиональных заболеваний, в том числе и рака легких. В конечном итоге амфиболовый асбест был запрещен к добыче и использованию во всем мире.
В России, Канаде, Китае и ряде других стран традиционно использовался хризотиловый асбест – похожий по своим свойствам, но совершенно отличный по химической структуре и безвредный при контролируемом использовании.
Запрет амфиболового асбеста лишил западные рынки дешевого и качественного конкурентоспособного стройматериала. В отношении хризотилового асбеста была развернута широкая кампания, основная цель которой была ввести потребителей в заблуждение и смешать разницу между двумя материалами.
Информационная кампания принесла результаты – в обществе был создан твердый стереотип относительно минерала, использование всех видов асбеста запретили многие европейские страны. Побочным эффектом стало и то, что все случаи заболевания раком легких врачи без особых раздумий стали связывать с влиянием асбеста.
В случае с уборщиком Крайотом врачи и юристы оказались в сложной ситуации. Больной смог доказать, что за все 30 лет службы не имел никаких контактов с асбестом. Институт национального страхования «Битуах Леуми» был вынужден признать представленные аргументы убедительными и принял требования истца. Пострадавший доказал, что причиной недуга тал силикат, который входит в состав песка, используемого при пескоструйной чистке. Это было признано канцерогеном еще в 70-е годы.
Эксперты полагают, что этот случай станет переломным моментом и поставит под сомнение легитимность судебной системы в Америке и Европе. Тысячи работодателей, ранее обязанных выплачивать компенсации своим сотрудникам, станут настаивать на массовом пересмотре всех исков, связанных с влиянием асбеста. И есть все основание полагать, что эти требования будут удовлетворены.