Эксперты обсудили ряд вопросов, среди которых формы экономической и гуманитарной поддержки ДНР и ЛНР в краткосрочном и долгосрочном аспектах и степень самостоятельности Донбасса в экономической отношении. Свое мнение на этот счет высказал политолог Олег Бондаренко. Он считает, что пришло время налаживать бизнес-контакты между Россией и двумя самопровозглашенными республиками. Бондаренко, в частности, отметил:
«Уже сейчас есть много деятелей, осуществляющих гуманитарную помощь Донецкой и Луганской народным республикам. Но нужно понимать, что сейчас важно продемонстрировать экономическую состоятельность этих республик. А это можно сделать путем инициирования прямых бизнес-контактов между предприятиями России и Донецкой и Луганской народных республик на предмет поиска контрагентов там. Начало сотрудничества между компаниями улучшит вопрос легитимации республик, повлияет на климат в регионе.
Сам регион довольно богатый. Если сравнивать с российскими регионами, он находится между Орловской и Свердловской областями, и этот потенциал только ждет момента, чтобы проявить себя полностью.
Раскрыть этот потенциал можно только в прямой кооперации, которая проходила бы мимо Киева. Киев является главным отъемщиком всей прибыли, которая производится Донецком и Луганском. Чтобы ситуацию изменить, нужно менять экономические отношения. Потом уже произойдет ограниченное признание суверенитетов Донецкой и Луганской народных республик.
Ограниченное признание – инициация фактического признания этих регионов в их нынешнем статусе посредством снятия таможенных барьеров (об этом говорил сегодня Сергей Глазьев), перспективы введения рубля как валюты, о чем заявлялось уже властями этих регионов, посредством фактического начала сотрудничества с властями Донецкой и Луганской народных республик.
Можно говорить и о фактическом сотрудничестве органов РФ с руководством этих республик. Например, МЧС России начинает сотрудничать с руководством ДНР и ЛНР на предмет поставок гуманитарной помощи. Тем самым мы признаем их фактически в качестве властей. То же самое касается и других инстанций. Это и есть ограниченное фактическое признание. Оно имеет много нюансов - экономических, военных, политических, гражданских, правовых, дипломатических.
Сейчас между Россией и ДНР и ЛНР огромная граница. Где-то эту границу еще контролируют украинские пограничники, а где-то уже ополченцы. Значит, нашей пограничной службе нужно выстраивать как-то контакт с ними, чтобы было взаимодействие.
ДНР и ЛНР не видят возможности сотрудничать с Киевом, который не идет на переговоры. Нет заявления от Порошенко, что он готов к диалогу с руководством Донецкой и Луганской республик. Ничего не говорится о готовящихся встречах и компромиссах. Наоборот, слышны лишь речи о том, что Украина останется унитарной страной и русский язык не будет обладать никаким особым статусом. То есть все прежние мотивы на новый лад.
О чем вообще говорить? Недавно лидер Донецкой народной республики Денис Пушилин договорился с главой МВД Украины Арсеном Аваковым о том, чтобы сделать гуманитарный коридор для беженцев из Славянска. Эта договоренность была нарушена с украинской стороны. Соглашение председателя Президиума Верховного совета ДНР и министра внутренних дел Украины было сорвано – Украина не выполняет обещания. В сложившейся ситуации Донецкая и Луганская республики не могут позволить себе идти на компромиссные решения».