Леноблсуд подтвердил законность ареста по заявлению концерна ИКЕА 25 миллиардов рублей бизнесмена Константина Пономарева, сообщил во вторник
РАПСИ адвокат концерна Александр Хохлов.
ИКЕА в марте подала заявление во Всеволожское УМВД о хищении у нее бизнесменом Пономаревым 25 миллиардов рублей, полученных им от концерна по условиям соглашения об урегулировании споров от 22 ноября 2010 года. Было возбуждено уголовное дело по статье 159 части 4 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в особо крупном размере) в отношении неустановленных лиц, а 8 мая Всеволожский городской суд вынес определение об аресте 25 миллиардов рублей на счетах Пономарева. Арест денежных средств юристы бизнесмена обжаловали в Леноблсуде.
По информации ИКЕА, речь идет о схеме, выстроенной бывшим подрядчиком концерна, на основе сдачи в аренду мобильных дизельных электростанций для временного обслуживания двух торговых комплексов МЕГА во Всеволожском районе Ленинградской области. В результате навязанных сомнительных договоров и переуступок прав требования долга от одной фирмы-однодневки к другой Пономарев, по словам ИКЕА, получил от российской «дочки» концерна сумму в 25 миллиардов рублей за оборудование стоимостью в 600 миллионов рублей. В эту сумму вошла арендная плата за срок, когда выставлялись счета не за фактическую работу дизель-генераторов, а, исходя из того, сколько электроэнергии они могли бы производить, а также услуги за подключение и проценты. Кроме того, Пономарев оформил передачу этих средств самому себе на хранение как физическому лицу, обойдя, таким образом, уплату налогов в российский бюджет, отметили в концерне.
Высший арбитражный суд (ВАС) РФ в июне решил не пересматривать постановления нижестоящих судов, которые отклонили иск арендодателя ООО "Рукон" к "ИКЕА Мос Торговля и недвижимость" о взыскании около 33 миллиардов рублей долга по договорам аренды, а также за услуги по подключению дизельных электростанций.
Из материалов дела следует, что ООО "ИСМ" (арендодатель, правопредшественник истца) и "ИКЕА Мос" (арендатор) в октябре 2006 года заключили договоры, по условиям которых арендодатель обязался предоставить арендатору во временное пользование дизельные электростанции и дополнительное оборудование, а арендатор - оплатить пользование и своевременно его возвратить.
Спор возник после того, как ИКЕА в середине 2008 года, получив астрономические счета от подрядчика, захотела расторгнуть договор аренды, однако он был составлен без права расторжения. В конечном итоге в ноябре 2010 года было заключено соглашение об урегулировании споров, по которому фирма Пономарева «САЭ» получала 25 миллиардов рублей, и конфликтующие стороны отказывались от претензий друг к другу. Однако вскоре Пономарев сообщил о том, что «САЭ» переуступила права требования новой фирме – «Рукон», которая предъявила ИКЕА очередной иск уже на 33 миллиарда рублей.
В своих заявлениях в ВАС Пономарев требовал арендную плату за 2008-2010 годы, то есть за тот период, когда по соглашению об урегулировании споров, стороны отказались от взаимных претензий. В принятом определении коллегия судей ВАС РФ сочла, что ООО «САЭ» не имело права переуступать права требования ни ООО «Рукон», ни какой-либо третьей стороне, поскольку это ограничение содержалось в пункте соглашения об урегулировании споров.
После вынесения вердикта Высшим арбитражным судом РФ Пономарев высказывал мнение, что это решение будет пересмотрено по результатам расследования ранее возбужденного по его заявлению уголовного дела в отношении неустановленных лиц из числа руководства «ИКЕА Мос». Однако Московский областной суд 1 июля отказал Пономареву в его претензиях. Мособлсуд признал, что следствие не учло первостепенную и решающую важность решений ряда арбитражных судов разных инстанций, вплоть до ВАС. Было установлено, что в 2009-2010 годах ИКЕА не пользовалась спорными энергомощностями, и во взыскании арендной платы Пономареву было отказано во всех инстанциях.